Мелкий бес – это вам не Воланд. До предводителя темных сил он не дотягивает. Это, скорее, джокер в «причудливо тасуемой колоде карт».
Но у этого товарища (который на самом деле, конечно же, «нам не товарищ») есть целый набор пакостей:
- и карму загрязнит (причем как «классическую», которая на века, так и «моментальную»);
- и насолит, и наперчит везде, где только можно и, разумеется, там, где нельзя;
Не он ли напел в уши отцу д’Артаньяна, дававшему напутствие сыну: «Деритесь там, где это можно… и уж, конечно, там деритесь, где нельзя»?
- и все карты спутает;
- и будет водить за нос на грани фола…
Некоторые писатели и режиссеры показывали данный типаж, даже не зная о том, как он называется. Давайте вспомним самые любопытные примеры.
1. Собственно понятие столь необычного типа было введено Федором Соллогубом в одноименном романе.
Его главный герой учитель Иван Страхов очень уж хотел стать инспектором, но перестарался, утратил чувство реальности и закончил дни в «доме скорби».
2, 3, 4. Близкая соллогубовской атмосфера была в книгах Федора Достоевского, особенно в его «Братьях Карамазовых». Там мелких бесов было как минимум трое:
- отец Федор Карамазов;
- его незаконный, как оказалось, сын Павел Смердяков;
- тот образ, который видел Иван Карамазов (в сознании Ивана этот образ был реален).
5, 6. Одними из наиболее интересных представителей типажа стали герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По большому счету вся свита Воланда могла входить в этот типаж. Но самыми яркими мелкими бесами были, безусловно, кот Бегемот и Коровьев.
Вспомните только проделки этой парочки:
- они отводили глаза и наводили морок по полной программе («В скобке пиши: "боров". И подпись – "Бегемот"»);
- путали граждан в вещах самых, вроде бы, простых («Протестую! Достоевский бессмертен!»);
- подсмеивались и надсмеивались над всеми и всем («Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: "Караул!"»);
- объедались, хулиганили и вообще являли пример практически всех грехов, но «учили» тех людей, которые сами такие грехи за собой числили («Так и быть, я произведу разоблачение!»);
- и проч., проч., проч.
7, 8, 9. Забавно, что игравший в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» кота Бегемота Александр Баширов воплотился в типаж мелкого беса и в некоторых других фильмах, например в таких:
- «Асса» Сергея Соловьева. Там его персонаж выступал в роли лжемайора ВВС. И про пресловутые Военно-воздушные силы он даже песню исполнял, как только ни называя там эту структуру, вплоть до «поэзии зрелых исканий». Заметьте, мелкие бесы обожают паясничать, особенно по поводу того, что многие люди признают важным.
Его монолог о Юрии Гагарине отдавал дешевым пафосом, полупьяной логикой и вообще какой-то мутью. В целом вокруг этого самозванца крутилась аура темной мистики;
- «Дом под звездным небом» того же Соловьева. Тут роль Баширова была доведена до апогея.
Его персонаж Валентин Компостеров на юбилее у знаменитого академика распилил... его дочку. Причем зрители думали, будто это фокус. Только вот «фокусник» не «срастил» потом распиленные половинки.
Дальше – больше. Компостеров самым изощренным образом водил за нос и преследовал академика и его родных и близких. Некоторые из них даже пытались улететь от него на воздушном шаре (кстати, это была одна из самых потрясающих сцен в постсоветском кино);
- «Даун Хаус» Романа Качанова. В этой слишком вольной экранизации романа (догадайтесь: какого именно?..) Федора Достоевского все герои были немножко «того». И Фердыщенко в исполнении Баширова попал в свою струю.
10, 11. Между прочим, далеко не всякий хулиган потянет на «статус» мелкого беса. Так, гайдаровский Мишка Квакин и вайнеровско-говорухинский Фокс – не совсем то.
А вот многие герои Георгия Милляра в кино Александра Роу были как раз представителями данного типа:
от вeдьм в разных сказках
Бaбу-ягу Милляр играл в нескольких фильмах Роу, но мы его тут выделим в один подтип как образ, общий для разных сказок.
до того рогатого, которому пришлось возить на себе кузнеца в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
12, 13. В западной же культуре мелкими бесами можно назвать, допустим, героев фильма Боба Гейла «Трасса 60».
Тут герои были «пожиже» Воланда, скорее, чем-то средним между Азазелло и Коровьевым:
В целом это была забавная голливудская комедия для юных зрителей, только вступающих в жизнь, еще мало что знающих, а потому поражающихся «философским открытиям» вроде того, что, дескать, в колоде карт спутаны масти, поэтому ты красные пики называешь червами… и всё оттого, что мы всё воспринимаем на основе прошлого опыта.
- первый звался О. Ж. Грант, что переводилось как «Одно Желание Гарантировано». И звался он так, поскольку был кем-то вроде западного варианта восточного Аладдина.
При этом желания людей были не всегда позитивными, да и исполнял он их не каждый раз «в нужную сторону».
Так, один мужчина попросил себе черную дыру в животе и потом всю жизнь мог есть о-о-очень много. И он брал деньги с чудаков, не веривших, что хиленький мужичок может съесть столько килограммов фастфуда, и делавших на него ставки;
- второй откликался на имя Рэй. Он заключил с парнишкой, пытавшимся разобраться со своей жизнью, контракт, скрепленный кровью.
Этакий способ заключения договоров ничего вам не напоминает?..
14. Вспомним сразу цитату из советского фильма Константина Бромберга «Чародеи»: «Кровью скреплять не будем – чернила надежнее».
В этой новогодней комедии мелким бесом, хотя бы и в рамках отдельного научного учреждения, был Аполлон Сатанеев. Он пытался установить свою диктатуру в этом институте, всем вставлял палки в колеса и вообще, если бы не вмешались молодые магистры, много натворил бы, будучи вооружен волшебной-то палочкой.
15. Встречаются мелкие бесы и в сказках. Вспомните хотя бы Шапокляк из произведений Эдуарда Успенского и мультиков по ним.
Считая, что «хорошими делами прославиться нельзя», эта мадам творила много пакостей. При этом особенно немало крови она выпила у Крокодила Гены и Чебурашки, выбрав для самоутверждения почему-то именно эту парочку друзей.
______________
А как считаете вы, уважаемые читатели: каких героев книг, кино и мультиков можно назвать мелкими бесами?
Ну, и о других скользких, но занятных типах читайте мои Дзен-статьи «Современная фантастика: книга Садова "Адская практика", которая может составить конкуренцию книгам Булычева», плюс «8 самых обаятельных жуликов советского кино», а также «8 забавных токсичных персонажей в любимых советских комедиях».