Найти тему

Как вызвать обращение к родным у ребёнка с алалией. При помощи союзов "И, А, Как"

Степень речевой активности ребёнка с алалией мы определяем и по его умению обратиться к людям, используя обращение. Если в речи уже присутствуют фразы из 2-3 слов, можно слегка подтолкнуть ребёнка к применению обращений. Эффективны речевые тренинги с союзами "И, А, Как".

Тренинг с союзом " И"

Это первый союз, с которым мы работаем практически ещё в доречевой период. Поэтому начинаю с него. Берутся любые парные картинки.

Картинки можно взять из любого лото.
Картинки можно взять из любого лото.

На карточках пишу слово "МАМЕ" с союзом "И". Вместо слова "маме" можно написать "папе, бабе, Маше, Мише", т. е. имена или статусные обозначения членов семьи. Объясняю ребёнку, что буду давать ему картинки. Если он хочет, чтобы у мамы тоже была такая же картинка, нужно сказать: "И маме!"

При раздаче карточек мама подыгрывает мне, изображая огорчение, что ей не досталась картинка.

Затем, неожиданно для ребёнка, отдаю сразу две картинки маме. Ребёнок удивлён. Предлагаю ему обратиться к маме: "Мама, и мне!" Мама спохватывается и делится с ребёнком картинкой. В случае, если ему трудно сказать местоимение "мне", он может называть себя по имени.

Тренинг с союзом "А"

Всё делаем практически так же, как и в предыдущем случае. Только вместо "И" используем "А". Тут звучит другая интонация.

Можно тоже взять парные картинки.
Можно тоже взять парные картинки.

Добавляем удивление. Даю картинку ребёнку. Мама немного обиженно: "А мне?". Маме тоже достаётся картинка. Раздаю следующую пару. Опять "забываю" о маме, но в этот раз она молчит. Тогда я провоцирую ребёнка восстановить справедливость и сказать: "А маме!?" И финал. Обе картинки отдаю маме. Помогаю ребёнку выразить своё удивление через обращение: "Мама, а мне?"

Тренинг с союзом "Как"

Для разнообразия использую наборы парных игрушек.

Ребёнку всегда хочется такую же игрушку, как у кого-то другого.
Ребёнку всегда хочется такую же игрушку, как у кого-то другого.

Так как ребёнок уже знаком с этой формой работы, то одну игрушку из пары сразу отдаю маме. (Сразу все игрушки не показываю.) Видя желание ребёнка иметь такую же игрушку, помогаю ему сказать: "Дай мне, как маме" Обычно уровень развития речи ребёнка к моменту тренинга уже позволяет произнести фразу из 4-х слов. В крайнем случае, можно убрать слово "мне".

На видео Тая учится использовать союз " Как".

Затем я исключаю себя из ситуации, как посредника. Игрушка появляется в руках мамы. Я помогаю ребёнку обратиться к ней: " Мама, дай мне игрушку, как у тебя." Фраза сложная, на занятии проговариваем её полностью, а в дальнейших бытовых ситуациях "прощаем потерю" всех слов, кроме "мама, дай". Ведь наша цель - обращение и минимальная фраза.

На видео Дима отлично разобрался со словом "Как". Обращения вот-вот войдут в его речь.

Естественным путём обращения к родным пока не появились в обиходной речи. Подключаем описанные тренинги. Важно, что эти союзы по своим значениям относятся к разным группам:

  • "И" - соединительный;
  • "А" - противительный;
  • "Как" - сравнительный.

Эти различия позволяют отрабатывать разные интонации при обращении к людям. Спокойная при употреблении союза "И", удивление - с союзом "А" и уточняющая интонация при использовании союза "Как".

Вот так, на минимальных речевых средствах мы отрабатываем навыки, важные для дальнейшего общения ребенка с окружающими людьми.

Всем успехов в развитии речи!