Найти в Дзене
С любовью...Света.

Один день в Переславле-Залесском. Музей паровозов «Кукушка» (Переславский железнодорожный музей). Краткий обзор.

Как я писала ранее, в 2022 года, во время небольшого путешествия по городам Золотого кольца, мы несколько часов уделили Переславлю-Залесскому. Но уезжали со спокойным сердцем, понимая, что мы точно еще вернемся. Во-первых, город зацепил своей атмосферой, во-вторых, расположен он всего лишь в 2,5 часах от нашего дома. Так что съездить можно не раз, даже одним днем. Что мы и сделали, как только выдался свободный денек осенью 2023 г. В город мы приехали в 10.30 утра. Сразу заехали поесть, чтобы потом не отвлекаться на это. Экспериментировать не стали, заехали в столовую на Советской, в которой кушали в прошлом году. Первым делом решили посетить музей паровозов «Кукушка» в Талицах. От самого Переславля ехать минут 15 по асфальтированной дороге, окруженной прекраснейшим лесом, и минут 10 по «грунтовке», раздолбанной в хлам. На легковушке проехать мы, в принципе, смогли, хоть дорога была и после дождя, но муж, очень трепетно относящийся к нашей машинке, сказал, что если захотим повторить, т

Как я писала ранее, в 2022 года, во время небольшого путешествия по городам Золотого кольца, мы несколько часов уделили Переславлю-Залесскому. Но уезжали со спокойным сердцем, понимая, что мы точно еще вернемся. Во-первых, город зацепил своей атмосферой, во-вторых, расположен он всего лишь в 2,5 часах от нашего дома. Так что съездить можно не раз, даже одним днем. Что мы и сделали, как только выдался свободный денек осенью 2023 г.

В город мы приехали в 10.30 утра. Сразу заехали поесть, чтобы потом не отвлекаться на это. Экспериментировать не стали, заехали в столовую на Советской, в которой кушали в прошлом году.

Первым делом решили посетить музей паровозов «Кукушка» в Талицах.

-2

От самого Переславля ехать минут 15 по асфальтированной дороге, окруженной прекраснейшим лесом, и минут 10 по «грунтовке», раздолбанной в хлам. На легковушке проехать мы, в принципе, смогли, хоть дорога была и после дождя, но муж, очень трепетно относящийся к нашей машинке, сказал, что если захотим повторить, то вряд ли. Как добираться туда на общественном транспорте и возможно ли это вообще, сказать не могу.

Машину мы оставили сначала на парковке около въезда в Талицы и пошли пешком до музея.

Парковка перед въездом в Талицы
Парковка перед въездом в Талицы

Но потом муж все-таки машину перегнал на стоянку около музея, она там тоже есть, но совсем не большая.

Кстати, около музея паровозов открыт еще какой-то музей автомобилей. Но у нас был четкий план, по которому мы должны были успеть еще в 3 музея, и отклоняться от него не стали. Вот теперь думаю, не много ли мы потеряли?

Около входа в музей стоит будочка, в которой мы купили билет. Оплатили картой. Стоимость 300 р. взрослый и 100 р. детский. Увидели в прайсе, что можно оплатить катание на дрезине (взрослый-200 р. детский- 100 р.). Захотели прокатиться, я вот ни разу до этого не пробовала, но потом увидели очередь на катание и решили пока не брать. Пошли осматривать экспозицию, потому что музеем я это назвать не могу. Да. Само место красивое, вокруг лес. На узкоколейке стоят несколько десятков экспонатов, но многие из них в таком удручающем состоянии, что сразу возникает непонимание, а не на станцию приема лома мы попали? На территории царствует атмосфера не лощеного музея, а дикой природы и жизни, что ли…Той, которая была когда-то, но сейчас безвозвратно ушла.

Хотя есть и образцы, в приличном состоянии, около них имеются таблички. Ниже, в галерее я размещу фото с экспонатами. Галерею можно листать вправо.

Также внутри ангаров стоят 2 крутых паровоза. Листайте фото вправо.

И сделана комната дежурного по станции, какой она была во времена существования узкоколейки.

-6

Вообще раньше в районе Переславля-Залесского была целая сеть узкоколейных железных дорог. Начало им было положено в 1930-х годах, когда в регионе начали добывать торф. Многие поселочки вокруг Переславля формировались именно тогда. Туда съезжались люди, строились бараки и клубы. Жизнь бурлила, требовались новые рабочие руки, ведь вплоть до 1970-х добыча торфа была необходимой мерой, и обеспечивала гигантские промышленные предприятия необходимым ресурсом. Но, со временем, начали использовать более выгодные виды топлива, торфодобыча стала не нужна, так же как и сеть узкоколеек, доставляющая торф к потребителям. В то время по всему Подмосковью и другим областям проходила ликвидация железнодорожных путей, но с дорогой в районе Переславля-Залесского вышло по-другому.
В начале 1990-х содружество предпринимателей выкупает железную дорогу. В планах у них было построить комплекс экотуризма с отелями, фермами и другими объектами. Узкоколейке здесь отводилась особая роль, по ней планировали запустить ретро-поезд. Для базы будущего музея тогда было выбрано заброшенное депо и сохранившиеся пути в Талицах. А вот с ретро-поездом было все гораздо сложнее. С конца 1970-х, когда торфодобыча уже стремилась к нулю, весь подвижной состав местной дороги был разобран на лом. Поэтому вагоны поезда пришлось собирать со всей России. В 1991 ретро-поезд начал свое движение. Но, не смотря на усилия энтузиастов, поезд не пользовался бешеной популярностью. Они, конечно, рук не опускали и искали по всей России и бывшим странам СССР различные образцы, многие из которых находились в ужаснейшем состоянии, реставрировали, то, что можно было и ставили на площадку в Талицах.
До 2003 года усилиями музейных работников ретро-поезд до Переславля все еще курсировал, но из-за отсутствия финансирования, полного равнодушия властей и отсутствия финансовой окупаемости, движение поезда пришлось прекратить. Железнодорожные пути были разобраны. Казалось бы, музей и так еле выживал, а тут и вовсе должен был закрыться. Но нет, ретро-поезд занял свое место в коллекции. А по сохранившемуся небольшому участку узкоколейки от депо до Блудова болота запустили ручную дрезину, которая по настоящее время и является особенностью музея. В настоящее время, сотрудники музея ведут научную и исследовательскую деятельность, участвуют в профильных выставках и конференциях т.е это не просто медленно погибающая и Богом забытая площадка, на которой все еще пытаются «делать» деньги.
Вот такая интересная, немного печальная история музея, показывающая, как небольшая группа энтузиастов может сберечь что-то важное для них, просто имея сумасшедшее желание и любовь к своему делу.

Такой была сеть узкоколеек раньше.
Такой была сеть узкоколеек раньше.

Мы же, осмотрев экспонаты, с удивлением увидели, что очередь на катание рассосалась, и я побежала за билетами. Перед посадкой нам провели инструктаж, как приводить дрезину в движение, как тормозить и т.д. И ууууххх, мы поехали))). Я не любитель быстрой езды, особенно, когда ограждений нет никаких и вероятность того, что кто-то окажется за бортом – присутствует. Поэтому я была напряжена, но удовольствие от катания все же получила. Такая атмосфера вокруг, аж дух захватывает. Фото можно листать вправо.

После катания, мы заглянули в вагончик, в котором продавались сувениры.

-9

Вот тут мне понравилось внутри, здорово, сиденья такие маленькие))).

-10

Мы приобрели магнитик, книжку про музей и кружку. Оплатили картой. А вообще, конечно, представленный ассортимент сувениров был гораздо больше.

-11

Туалет на территории имеется, уличный. Прошу прощения, но я должна об этом написать. Очень прошу родителей, не отпускать детей одних туда. В туалете очень большое отверстие, если ребенок, вдруг, потеряет равновесие, спокойно провалится туда целиком. Достать при такой глубине кого-то, будет очень сложно. Тоже самое касается телефонов и других личных вещей. Возможно, у меня очень богатая фантазия, но береженого, как говорится, Бог бережет.

Также есть на территории маленькое кафе, мы туда не заходили, т.к. поели заранее, но судя по вывеске, там предлагают напитки и выпечку.

Еще очень удивила политика владельцев музея по поводу экскурсий. На официальном сайте написано, цитирую: "Проведение индивидуальных экскурсий возможно по предварительным заявкам по электронной почте… Минимальный возраст для участия в индивидуальной экскурсии – 14 лет. Стоимость от 1000 рублей на группу. Экскурсии для групп организуются по предварительной заявке (за 7-10 дней). Для школьников младших классов (8 – 13 лет) возможна организация кратких обзорных экскурсий…
Экскурсии для смешанных групп (родители с детьми разных возрастов) не проводятся".

Т.е просто приехать в музей и пойти в составе сборной группы или просто семьей (с детьми, младше 14 лет) нельзя!!!

А вот этого то, как раз, очень не хватает. Ну не все являются знатоками узкоколейного транспорта, многие экспонаты, особенно те, что в плохом состоянии, вообще не вызывают интереса. Да и основная функция музея - сохранение и распространение истории узкоколейного железнодорожного транспорта, на мой взгляд, в таком случае не выполняется. Поэтому и отзывов так много не слишком хороших о музее в сети. Потому что НЕпонятно, потому что НЕ хватает информации, и спасает впечатление о музее только поездка на дрезине, вот это, действительно, мало где встретишь. А уж то, что каждый первый практически едет туда с ребенком до 14 лет, говорить, думаю, не надо. И им тоже хочется экскурсию!

В общем, само место хотя бы один раз посетить стоит, взвесив для себя все «+» и «-», а также отбросив излишние ожидания.

С любовью…Света.