Людовик XVI, итогом правления которого стала Великая французская революция, к вину был равнодушен, а вот его двор питал большую любовь. Рассказываем, какие бутылки сервировали в Версале в последние годы перед становлением Первой Французской республики.
Сформулированные предшественниками модели управления страной «государство – это я» (Людовик XIV) и «после нас хоть потоп» (Людовик XV) народ не вдохновляли, плюс Людовик XVI продолжал сохранять налоговые привилегии за представителями высочайших сословий и расходовать баснословные суммы на содержание Версаля. Революция была лишь вопросом времени.
В сравнении с предыдущими королями, любителями красной и игристой Шампани, Людовик XVI скорее вел здоровый образ жизни и активно популяризировал его – так, советовал великому мореплавателю Жану-Франсуа де Лаперузу брать в экспедицию не вино и бренди, а солодовую муку и различные фрукты, чтобы противостоять цинге, то есть нехватке витамина С.
Тем не менее его супругу Марию-Антуанетту вино часто сопровождало за азартными играми и театральными представлениями. Королева любила шампанское, особое предпочтение отдавала дому Piper-Heidsieck. Его основателю Флоренсу-Луи Хайдсику удалось лично провести для нее дегустацию, после чего его шампанское стало регулярно выписываться ко двору. В 1785 году Хайдсик выпустил специальное кюве в честь Марии-Антуанетты. В благодарность она приказала герцогу Куаньи подарить ему портшез, «чтобы месье Флоренс-Луи мог, когда ему заблагорассудится, с комфортом передвигаться по своему прекрасному погребу, наполненному великолепным вином».
Также королева любила эльзасское вино позднего сбора, которое напоминало ей токайское, так ценимое в ее австрийской семье. Всего на королевские застолья уходило 7 млн франков в год. В винных расходах большую долю занимали бургундские, которые в Версаль поставляли негоцианты Бушары и Латуры. Белые из Монраше и Мерсо, красные из Жевре-Шамбертена, Вужо, а также коммуны Вон-Романе, где бал правили принцы Конти, создававшие вино с виноградников, которые и сегодня сохраняют звание самых престижных.
Кроме того, в погребе зрели вина из Долины Роны, а именно аппелласьонов Эрмитаж и Кот-Роти, а также из некоторых регионов Германии. В отчетах среди прочих упоминаются ликеры из Ривесальта, испанская малага и вина Кипра. На офицерские и другие второстепенные столы подавались столовые вина на базе гаме, пино нуары из Орлеана, рустичные мощные красные бленды с мускусными тонами, которые так любили дворцовые служащие.
Любопытно, что, по сути, любой поставщик мог представить свой продукт на королевский суд. Месье Дюфо – представитель дома, который сегодня выпускает шампанское под маркой Mercier, – 22 июня 1791 года, увидев карету с Людовиком XVI в Эперне, предложил ему попробовать свое вино. Однако мало того, что тот в принципе к вину не питал особых чувств, момент для этого был не самый подходящий – король был в составе экипажа, который арестовал его в Варенне при попытке побега из страны и обязался вернуть в Париж навстречу гильотине.