Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Исследование личностного самоопределения подростков в детском доме. Часть 1.

В этой серии публикаций хочу поделиться своим исследованием особенностей личностного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме, которое я проводил в 2006-2007 гг. в рамках магистерской диссертации по психологии.

Надеюсь, что и теоретические, и практические аспекты этого исследования могут быть интересны и полезны тем, кто в своей работе так или иначе связан с воспитанниками детских домов: психологам, педагогам, социальным работникам, приемным родителям и др.

.

Введение в исследование особенностей личностного самоорпеделения подростков из детского дома.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения глобальность и актуальность проблемы социального сиротства в России. Ещё по данным на 2002г. в нашей стране количество детей-сирот составляло 683 700. Безнадзорных детей в России, по разным подсчётам, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. И со временем эти цифры только растут [75].

Сами дети, попадающие в детские дома, как правило, имеют разные физические и психические нарушения, коррекцией который практически никто не занимается [62].

Подростки, выпускающиеся из детских домов, часто плохо приспособлены к самостоятельной жизни в обществе, у многих оказываются несформированными элементарные социальные навыки, искажены представления о себе, своём будущем, представителях противоположного пола и т.д. [70]. Таким образом, эти дети в дальнейшем попадают в категорию так называемых «незащищённых групп населения», а также «подростков группы риска».

Всё вышесказанное говорит о насущности, масштабности и социальной значимости проблемы социального сиротства в современной России. При этом особую значимость приобретает вопрос готовности подростка к выпуску из детского дома, что напрямую связанно с вопросом личностного самоопределения [14]. Многие авторы подчёркивают актуальность этого вопроса именно в подростковом возрасте, однако, научно-практических исследований по данной теме проводиться довольно мало [62].

Именно поэтому мы выбрали данную тему для экспериментального исследования.

Цель нашего исследования – выявить особенности личностного самоопределения подростков из детского дома.

Объектом исследования стали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте 12-17 лет, а также их сверстники, живущие в обычных семьях.

Предметом исследования стали особенности личностного самоопределения подростков из детского дома. А именно, особенности образа «Я», временной перспективы и гендерной идентичности.

Гипотеза исследования состояла в том, что отсутствие семьи и особые условия воспитания и развития подростков в детском доме формируют у них специфические особенности личностного самоопределения (по сравнению с обычными школьниками).

Экспериментальной базой нашего исследования стали детские дома в г. Алапаевске и в г. Екатеринбурге, а также две общеобразовательные школы в г. Екатеринбурге.

В качестве основных методов исследования мы использовали психодиагностический проективный метод, контент-анализ и непараметрические методы математической обработки данных.

В своей работе мы во многом опирались на исследование, проведённое в 80-х гг. в СССР коллективом отечественных психологов под руководством И.В. Дубровиной, и имеющее целью, также как и наше исследование, - выявить особенности личностного самоопределения подростков, воспитывающихся в детских домах. В частности, из данного исследования мы позаимствовали основные методики экспериментального изучения личностного самоопределения [48].

Наша работа состоит из введения; теоретической главы; главы, посвящённой экспериментальному исследованию; заключения; списка литературы и приложений.

В теоретической главе более детально проанализирована проблема социального сиротства, особенности развития детей, находящихся в детском доме, а также подробно рассмотрена категория «личностное самоопределение», являющаяся основным предметом исследования.

В экспериментальной главе представлены три основные методики исследования, данные по выборке, процедуре проведения исследования, представлению и описанию полученных результатов, их интерпретации и выводам.

В заключении представлены основные выводы данной работы, а также описаны возможности практического применения полученных результатов и перспектив дальнейшего научного изучения данной темы.

.

Условия, влияющие на формирование личности ребенка из детского дома

Итак, мы предлагаем рассмотреть основные, на наш взгляд, условия, которые влияют на развитие личности воспитанника из детского дома и формируют особый, специфический путь развития личности, содержание которого будет раскрыто в следующем разделе нашей работы.

1. Медико-психолого-педагогическое обследование ребёнка

Оценивая психическое и физическое состояние ребенка, российские специалисты руководствуются строгими критериями медицинской диагностики, но при этом в качестве реальных факторов риска фиксируются такие данные, которые зарубежными врачами расцениваются лишь как потенциальные. Это может быть единичный физический порок: например, заячья губа или дефект речи. Это может быть алкоголизм одного из родителей или депрессия матери во время беременности - тогда дети получают диагноз «энцефалопатия». На основании косвенных признаков диагностируется и олигофрения. Оспорить заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которую воспитанник детского дома проходит при поступлении в школу, до наступления совершеннолетия почти невозможно. В результате вынесенный на основании спорных факторов диагноз необратимо меняет человеческую судьбу. При «тяжелой олигофрении», когда ребенок признается страдающим имбецильностью или идиотией, он направляется в закрытые учреждения при Минтруда и социального развития, где пробудет до 18 лет, не получая практически никакого образования, чтобы потом перевестись во взрослое учреждение такого же типа [50].
Часто ставящийся диагноз «легкая степень олигофрении» означает, что в процессе школьного обучения сирота будет подвергаться более жестким дисциплинарным взысканиям, чем его сверстник, которого родители оставили в детском доме только на время и навещают лишь изредка. Известны случаи, когда наказанием за шалость становилось обследование и лечение в психиатрической клинике. Как отмечает председатель Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В. Семенов, в школе-интернате № 8 направление детей в психиатрические больницы используется систематически и объясняется не медицинскими показаниями, а плохим поведением, неуспеваемостью и т.д. В больнице они получают такие сильные препараты, как аминазин, галоперидол, тизерцин, реланиум, которые могут серьезно повредить здоровью ребенка. Галоперидол, например, часто вызывает трудности мышления, снижает способность концентрироваться, притупляет эмоции, вызывает ночные кошмары, депрессию, половую дисфункцию. Гражданская комиссия по правам человека в одном из своих отчетов приводит рассказ воспитанника детского дома, отправленного в психиатрическую больницу за то, что он разбил окно, играя в футбол. Нейролептики, которыми его лечили психиатры, оказывают тормозящее действие на нервную систему. «Вернувшись из больницы, я не смог учиться, даже не мог складывать числа, и меня отправили в школу для умственно отсталых детей, хотя я уже закончил 6 классов по обычной программе. И началась моя жизнь в психоинтернатах. Как говорит главный психиатр Андроповского психоневрологического интерната, где я сейчас живу: «Сюда дорога открыта, а отсюда - только на кладбище» [50].

Таким образом, существующая система социально-медицинского контроля за воспитанниками детского дома, является источником серьёзной угрозы для жизни самих воспитанников, так как судьба последних часто зависит от некомпетентного мнения, предвзятого или просто бесчеловечного отношения работников этой системы.

2. Опыт и квалификация воспитателей и педагогов детского дома.

Не возникает сомнения в том, что влияние воспитателей на развитие личности воспитанников детского дома огромно, хотя бы в силу объёма проводимого совместно времени. В чём же здесь заключается проблема? С одной стороны, действительно, воспитатель проводит с ребёнком достаточно много времени, ребёнок в детском доме нуждается в особом внимании, и отношения с таким ребёнком должны строиться специально. Однако, воспитателей как профессионалов, способных выполнять вышеобозначенные функции, у нас в стране специально никто не готовит (также, как например, никто не готовит специально директоров школ, - по словам докт. пед. наук А.С. Прутченкова). Вопрос мотивации профессиональной деятельности воспитателей детских домов, к сожалению, не достаточно исследован, в отличии, например от мотивации усыновителей. Однако, в реальной практике известны случаи насилия над детьми, использование детей в своих корыстных целях, обмана и т.п. Эти и другие примеры говорят о том, что у воспитателей отнюдь не редко встречается мотивация, никак не связанная с помощью в развитии и воспитании личности ребёнка [29].

Интересно также мнение Г.В. Семья, доктора психологических наук, члена Координационного совета Министерства образования и науки РФ по Федеральной целевой программе "Дети-сироты". По её словам очень часто педагоги и воспитатели детских домов, принимая в качестве критического фактора, определяющего особенности психического развития детей в закрытом учреждении, трудности их обучения и воспитания, отсутствие положительного влияния семьи, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать и отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит желаемых результатов, а лишь эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейные. К тому же в детских домах часто встречается текучесть воспитательных кадров, а каждый новый педагог приходит со своей воспитательной программой поведения. В итоге ребенок не успевает привыкнуть к новому, поэтому многие педагогические и коррекционные воздействия не имеют положительных результатов [65].

3. Характер содержания и воспитания.

Несмотря на появление новых форм устройства детей, оставшихся без семьи, несмотря на осознание государством (на самых разных уровнях) приоритетности семейных форм устройства, всё равно в России остаётся большое количество учреждений государственного воспитания. А это означает, что содержание и воспитание детей в этих учреждениях носит массовый характер. Так, например, по данным МОПОСО на 2006г. в Свердловской области функционировало 43 детских дома с численностью воспитанников до 50 человек, 24 – с численностью до 100 человек, 7 – с численностью до 150 человек, и 2 – с численностью до 200 человек! [41]. Для примера, в детских деревнях «SOS» дети-сироты воспитываются в группах по 7-8 человек, где у каждой группы есть своя «мама-воспитатель», которая, в отличие от обычных воспитателей детского дома, проходит серьёзный отбор и должна соответствовать солидному перечню критериев при устройстве на эту должность [17]. Массовый характер воспитания и содержания при ограниченном штате сотрудников порождает для детей недостаток внимания, любви, помощи и т.п. Недостаток в удовлетворении самых базовых и наиболее фрустрированных у данных детей потребностей [13].

Кроме этого, массовый характер содержания и воспитания приводит к полному разделению ответственности за жизнь ребёнка государством в лице администрации, органов опеки и воспитателей [12]. Как пишет Г.В. Семья «отношения в «нормальной» семье всегда строятся на взаимной ответственности родителей и детей. При нормальной социализации ответственность детей перед родителями возрастает по мере взросления детей. В условиях детского дома его воспитанники и выпускники не несут никакой ответственности перед этим учреждением (его сотрудниками). Они могут выполнять какие–то обязанности, но не могут нести ответственность за благополучие учреждения. Указанная ситуация порождает риск социального иждивенчества, социальной безответственности…»[65] Это положение полностью подтверждается результатами наблюдений автора данной работы с коллегами во время проведения занятий с детьми Алапаевского детского дома. Почти полное отсутствие ответственности детей перед кем бы то ни было ведёт к «социальной вялости» и неспособности самостоятельно действовать, особенно когда действия требуют дополнительных усилий [28, 31].

Таким образом, истинная цель воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, должна заключаться в формировании у них способности жить без попечения родителей, то есть раньше по сравнению со своими сверстниками быть способными к самостоятельному решению широкого круга проблем.

4. Прошлый опыт жизни в семье и покидания семьи.

Большинство воспитанников детских домов не имеют позитивного опыта жизни в семье, общения с родителями. Многие из них прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое. Ситуация развития для ребенка, имеющего негативный опыт проживания в семье, усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности [32]. Само помещение ребенка в детский дом, обеспечение его необходимой социально–психологической и педагогической помощью, приемлемыми условиями жизни рассматривается как социальная защита, условие формирования доверия и чувства защищенности. Однако закрытость учреждений интернатного типа, особый тип взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, социальная и эмоциональная нестабильность положения ребенка, лишенного родительского попечительства, нереализованные потребности в любви и признании препятствуют формированию чувства защищенности в детском доме. Поэтому в сочинениях воспитанников присутствует тревога о будущей самостоятельной жизни: "боюсь остаться один…", "не знаю, как жить…", "я никому не буду нужен…" [65].

Эти особенности формируют особую черту личности большинства воспитанников детских домов – ориентация на прошлое при формировании временной перспективы. Так, на одном из занятий по теме семьи, проведённом нами в Алапаевском детского доме в апреле 2007г., мы задали ребятам вопрос, о чём чаще всего они думают: о чём-то из прошлого, настоящего или будущего. Большая часть детей оказалась ориентирована на прошлое. Та же особенность выявилась и тогда, когда мы спрашивали детей про их мечты и желания относительно будущего. Многие из них выражали желания, связанные с воссоединением утерянных родственных связей, с возможностью увидеть близких и т.п. [26, 31]. Таким образом, прошлый опыт жизни в семье оказывает сильное влияние на развитие личности детей в детском доме, проявляющееся в ориентации на прошлое и размытом образе будущего.

.

Особенности психического развития ребёнка из детского дома

Современные исследования, как и исследования конца 80–х – начала 90–х годов показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях.

Темп психического развития воспитанников детских домов и школ–интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п.

Считается, что до 60% воспитанников Домов ребенка – дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85–92% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10% [65].

Помимо задержки интеллектуального развития у детей–сирот формируются сложные нарушения в эмоциональной сфере – затруднение в общении, эмоциональное оскудение. Быстрая утрата побудительных мотивов к какой–либо деятельности, апатия, понижение активности или наоборот – гиперактивность (которая часто влечет за собой уход в криминальный мир, вызывающее поведение в обществе, стремление любой ценой привлечь к себе внимание). В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются.

Анализ многих исследований по данной проблеме позволяет обнаружить определенную специфику детей из детского дома, которая интерпретируется не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной его характер. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций с внешней ситуацией. У детей, растущих в детских учреждениях, идет интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни и тем самым как бы заменяющих ему личность [46, 45].

В связи с обширным материалом по данной теме и частичным его рассмотрением в основном разделе нашей работы, мы приведём здесь лишь краткую характеристику особенностей личности воспитанника детского дома. Содержание данной характеристики является результатом обобщения огромного экспериментального материала разных исследований, в частности авторов нижеприведённой таблицы, доктора психологических наук, А.М. Прихожан и кандидата психологических наук Н.Н. Толстых.

Таблица

Специфика психического развития детей, воспитывающихся вне семьи. Авторы – А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых [44].

Параметры

Характеристики психического развития по группам

Интернат

Норма (массовая школа)

Интеллект

- ситуационность, наглядность мышления;

- классификационное мышление

- образный характер мышления, наличие идеального плана;

- творческое мышление

Мотивация

- узость и бедность содержания мотивов;

- привязанность к ситуации

- разнообразие и богатство содержания мотивов;

- свобода от ситуации

Произвольность

Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция

Временная транспектива

Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Глубокая перспектива прошлого и будущего

«Я-концепция»

- неприятие себя, неверие себе;

- ориентация в самооценке на мнение других;

- «чувство МЫ»

- принятие себя, доверие к себе;

- ориентация в самооценке на собственные критерии;

- «чувство Я»

Идентичность

Неопределённая

Определённая

Гендерная идентичность

Бедность, схематичность, опора на отрицательный эталон мускулинности-феминности

Многогранность, гибкость, адаптивность к социальному контексту, опора на положительный эталон мускулинности-феминности

Общение

- недоверие к людям;

- зависимость;

- деструктивная агрессия в решении конфликтов

- доверие к людям;

- автономность;

- разнообразие поведения в конфликтах, конструктивные способы их разрешения

Анализируя данные своего исследования, А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых приходят к выводу, аналогичному тому, который сделала Г.В. Семья. А именно: как в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, так и в особенностях поведения детей, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определённая специфика, которая интерпретируется не как простое отставание в развитии, а как качественно иной его характер. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуации [44].

Все приведённые нами данные говорят о том, что воспитанники детского дома действительно имеют отличительные особенности в психическом развитии по отношению к обычным детям. Эти особенности проявляются в самых разных сферах и во всех возрастах. Это верно и для подростков, воспитывающихся в детском доме, которые явились основной целевой аудиторией нашего исследования. Далее мы рассмотрим более подробно особенности развития именно этой возрастной категории, а предметом нашего рассмотрения будет наиболее важная для этого возрастного периода сфера – личностное самоопределение. Именно оно играет ключевую роль в дальнейшей судьбе подростков, заканчивающих жизнь в детском доме и сталкивающихся со всеми реалиями «настоящей» жизни.

Продолжение здесь

.

Список литературы

В текстах публикаций в квадратных скобках указан номер соответствующего источника

1

Азбука усыновления. Законодательные акты Российской Федерации по вопросам усыновления, советы психологов и работников социальных служб семьям, желающим усыновить ребёнка. - Екатеринбург, 2006.

2

Андреева Ю. Хотите усыновить ребёнка? - СПб.: Питер, 2004.

3

Белоусова Т. Особенности представления о себе и о своем будущем у детей, воспитывающихся в семье и в детском доме // Автореф., - М.: Высшая школа психологии, 2005

4

Богомолова (Радина) Н.К. Я-концепция воспитанников детского дома и возможности ее коррекции // Тезисы Всесоюзн. научно-практ. конф. «Психология — перестройке народного образования». М., 1989.

5

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6

Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс, 2004

7

Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. – М.,2002.- № 2. – С. 28-39

8

Власенко И.И. Технологии организации и ведения группы взаимоподдержки опекунов // Вестник практической психологии образования, № 4. - М., 2006.

9

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

10

Гинзбург М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – М.,1988. - №2. - С. 19-26

11

Грибанова Л. Социальное сиротство неискоренимо? // Публикация с Интернет-ресурса www.sozdau.ru - М.: Агентство социальной информации, 2005

12

Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М.: 1992.

13

Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. - М., 1998.

14

Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей. - М.,1982

15

Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. – М.: 1975г.

16

Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под. ред. И.В. Дубровиной.- 2-е изд., стереотип..- М.: Академия, 2001

17

Иные родители, иная семья (формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). - М.: Агентство социальной информации, 2001.

18

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - СПб., 1986

19

Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 1999. - 154 с.

20

Кожарская В.И., Ослон В.Н. Психосоциальные технологии в работе с неблагополучной семьёй: Учебно-методическое пособие / ПОИПКРО. - Пермь, 2004.

21

Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2003

22

Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2000

23

Красницкая Г. С. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право на защиту, право на семью. - М.: РОО "Право ребенка", 2001. с. 65.

24

Кушнир Л. На местах необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей // Газета "Первое сентября". № 59. 22.08.2000

25

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

26

Леонов С.Д. Временная перспектива и профессиональное самоопределение подростков, воспитывающихся в детском доме // Практическая психология' 2007. Ежегодник. Том Х: Матер. Региональной науч.-практ. конф. 30 марта 2007г. / Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2007, с. 115-125.

27

Леонов С.Д. Модель эффективной организации добровольческого проекта // Сборник тезисов IV Всероссийской конференции по добровольчеству. – М., 2007.

28

Леонов С.Д. Моя жизнь - мой выбор. Благотворительный социальный проект Творческого Союза "Создаю!" для воспитанников Алапаевского детского дома // "Вместе": Вестник НКО г. Екатеринбурга, вып. № 5. - Екатеринбург: Общественная организация "Добрая воля", 2006.

29

Леонов С.Д. Подведены итоги деятельности Творческого Союза "Создаю!" / Выступление в прямом эфире на Радио Свободы, программа "Корреспондентский час" 3.07.2006. - Екатеринбург, 2006.

30

Леонов С.Д. Рекомендации для педагога по проведению тренинговых занятий в проекте // Сборник «Правовое воспитание детей и молодёжи», вып. № 5 – «Молодое поколение выбирает правовое Государство». - Екатеринбург: Полиграфист, 2006.

31

Леонов С.Д. Цитрус жизни. Новый проект Творческого Союза "Создаю!" для ребят Алапаевского детского дома // "Вместе": Вестник НКО г. Екатеринбурга, вып. № 1. - Екатеринбург: Общественная организация "Добрая воля", 2007.

32

Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.— М., 1979.

33

Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002

34

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. - М., 2002.

35

Морозова И.С., Будич Н.Ю. // Вестник Кемеровского Государственного Университета №2 (22). - Кемерово: "Компания ЮНИТИ", 2005

36

Назарова И.Б. Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет // "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212.

37

О механизмах и направлениях реструктуризации системы управления образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, Свердловской области / Выст. на коллег. Мин-ва общ. и проф. обр-я Свердл. обл. - Екатеринбург, 2006.

38

О положении детей в РФ: Государственный доклад. 1998. - М.: Синергия, 1999, с. 40.

39

Отношение россиян к проблеме усыновления в зеркале статистики // Информационный бюллетень "Реформа сиротских учреждений. Деинституционализация: за и против". - М.: Агентство социальной информации, 2005

40

Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Синергия, 2000. С. 149.

41

Полякова Г.З. О механизмах и направлениях реструктуризации системы управления образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Свердловской области. // Выст. на кол-ю МОПОСО. - Екатеринбург, 2006

42

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124. г. Москва. Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия // Российская газета. 18.02.2000.

43

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.

44

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400с.

45

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991

46

Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот / Автореферат. - М., 2005

47

Пряжникова Е.Ю. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения // Факультет "Психология образования" Моск-го Гор-го Психол.-пед. Ун-та. - М., 2007

48

Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

49

Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2000.

50

Пушкина Н. Общество вынуждено расплачиваться за неэффективность интернатной системы воспитания // По материалам АСИ. - М.: Агентство социальной информации, 2003

51

Радина Н.К. Некоторые особенности формирования Я-концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. - Нижний Новгород, 1993.

52

Радина Н.К. Особенности идентификации и самопринятия в личностном становлении младших и старших школьников-воспитанников детского дома // Тезисы докладов регионального этапа Всесоюзн. пед. чтений «Взаимосвязь психолого-педагогической теории и практики». - Н. Новгород, 1991.

53

Ребенок в детском доме // Сборник материалов психолого-педагогических исследований под ред. Асиньярова Г.З., - Красноярск: изд-во Краснояр-го гос-го ун-та, 2000.

54

Ребёнок из детского дома - кто он? // Информационный бюллетень "Реформа сиротских учреждений. Деинституционализация: за и против". - М.: Агентство социальной информации, 2005

55

Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области: Сборник материалов по итогам реализации социального проекта / Администрация Пермской области. - Пермь, 2004.

56

Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В, Давыдов - М., 1993. Т.1.

57

Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2000

58

Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. / Под редакцией Н.М. Римашевской. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002.

59

Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1976. - 418 с.

60

Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие / Е. Ф. Сафин. - Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. - 142 с.

61

Сборник материалов о результатах российско-британского проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области". - Екатеринбург, 2003.

62

Семья Г.В. Дети-сироты в России: экспертное обозрение // Информационный бюллетень "Реформа сиротских учреждений. Деинституализация: за и против. - М.: Агентство социальной информации, 2005.

63

Семья Г.В. Международный и российский опыт деинституализации // Информационный бюллетень "Реформа сиротских учреждений. Деинституализация: за и против. - М.: Агентство социальной информации, 2005.

64

Семья Г.В. Политика деинституализации учреждений интернатного типа // Информационный бюллетень "Реформа сиротских учреждений. Деинституализация: за и против. - М.: Агентство социальной информации, 2005.

65

Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегии помощи / По материалам Интернет-ресурса www.tolerance.ru

66

Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов // «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

67

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. М., 2006

68

Спасскова Н.В. Социально-психологический тренинг как форма моделирования и развития личности в целях активизации профессионального и личностного самоопределения // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 5 - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005.

69

Столин В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика. - М., 1987

70

Тренинг развития жизненных целей: программа психологического содействия социальной адаптации детям-сиротам / под ред. В. Г. Трошихиной, С-Пб.: Речь, 2001.

71

Федорова О.В., Белова Н.Б. Современная модель замещающей семьи. Информационно-аналитический материал по итогам реализации проекта с 2003 по 2006 год и результатам анализа эффективности модели замещающей семьи. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006.

72

Шибаева, М. М. Человеческая субъективность и культура / М. М. Шибаева // Культура, человек и картина мира. – М.: Наука, 1987. – С. 135 – 167

73

Шипицына Л.М. Нарушение социализации детей-сирот

с ограниченными возможностями и пути ее коррекции // Сборник материалов Всероссийской конференции "Пути решения проблемы сиротства в России". - М., 2006

74

Шмидт В.Р. "Подводные камни" приёмного родительства // Вестник практической психологии образования, № 4. - М., 2006.

75

Эпидемия социального сиротства в России // По материалам программы АРО "Помощь детям сиротам России", М.: 2006.

76

Яшманов Б. Армия берет под защиту беспризорное детство // Российская газета. 18.02.2000. С. 22.

Программа по профориентации подростков в детских домах и обычных школах. Посмотреть и приобрести можно здесь

Автор: Леонов Сергей
Психолог, Специлист по РПП

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru