(13 ноября 1818, Москва — 1 августа 1887, Знаменское-Садки, Подольский уезд, Московская губерния)
Михаил Катков относится к тем историческим личностям, о которых принято говорить «один из самых противоречивых...». Крупный общественно-политический деятель второй половины XIX века, издатель, публицист, основоположник политической журналистики, государственный чиновник, – он вызывал разные, порой диаметрально противоположные оценки у своих современников. Сторонники «консервативного курса» видели в нем, по словам А.С. Суворина, «апостола национальной русской политики» и «борца за русскую правду» (К.П. Победоносцев), «телохранителя единства России» (Ф.И. Тютчев). Для более либеральной и левой революционной оппозиции он представлялся «лейб-гоф-обер-журналистом» (А.В. Никитенко). Своеобразность и резкость Каткова-публициста временами отталкивала и более благожелательно настроенных современников: П.А. Вяземский в 1866 году посвятил ему два сатирических стихотворения – «Воспоминания из Буало» и «Хлестаков». Последнее начинается так:
Нет, Хлестаков еще не умер:
Вам стоит заглянуть в любой
«Московских ведомостей» нумер,
И он очутится живой.
Все тем же хлещет самохвальством,
Пьянея сам от самохвальств;
Запанибрата он с начальством,
И сам начальство всех начальств.
Звание крайнего реакционера закрепилось за Катковым и в советский период, сам же публицист был несколько подзабыт. В постсоветской России интерес к его деятельности ожидаемо возрос. С этого времени в научной и общественной среде не раз предпринимались попытки переосмыслить наследие Каткова, сформировав более взвешенный и непредвзятый образ.
***
Михаил Никифорович Катков родился в Москве в семье мелкого чиновника. Рано лишившись отца, он получил начальное образование в Преображенском сиротском институте, затем учился в Первой московской гимназии, завершив гимназическое образование в 1834 году в пансионе профессора М.Г. Павлова. В том же году поступил в Московский университет на словесное отделение, которое с отличием окончил в 1838 году.
В университете он, как и значительная часть образованной молодежи того периода, увлекся немецкой философией и литературой, сблизившись с кружком Н.В. Станкевича и В.Г. Белинского. Последний в то время был редактором журнала «Московский наблюдатель», для которого Катков переводил Гейне, Гофмана, Шекспира, – переводческая работа составляла основной заработок вчерашнего студента, на попечении которого состояли мать и младший брат. Вскоре его переводы появились и в «Отечественных записках» А.А. Краевского; здесь же были напечатаны и первые самостоятельные статьи, благосклонно принятые старшими товарищами. Однако вскоре интерес к литературе у Каткова угас, сотрудничество с журналами постепенно сошло на нет, и Михаил Никифорович все чаще стал задумываться о государственной службе. Один из первых биографов Каткова – Р.И. Сементковский связывает перемены во взглядах с бытовой неустроенностью и финансовыми трудностями: «Белинский и его друзья всецело были преданы идеальным интересам русской литературы; Катков же, видимо, разочаровался в ней. Лишения, которые он перенес за границей, и материальные заботы о будущем исцелили его от пристрастия к литературе. Он стал деятельно искать более практических средств устройства своей судьбы».
Так или иначе, литературно-переводческая деятельность не получила своего дальнейшего развития, и следующие годы Катков посвятил написанию диссертации «Элементы и формы славяно-русского языка», которую защитил в 1845 году, получив после этого место преподавателя логики и психологии на кафедре философии Московского университета. За это время он успел установить довольно прочные связи в «официальном мире», произведя должное впечатление на университетское начальство, а также успев зарекомендовать себя в качестве частного учителя в аристократических домах: к нему благосклонно относились попечитель Московского учебного округа граф Строганов, князь Голицын, товарищ Министра народного просвещения князь П.А. Вяземский... Знакомства в высших кругах впоследствии не раз выручали Каткова и во многом сглаживали тот резкий тон, которым и прославилась его публицистика.
Университетская карьера Михаила Никифоровича закончилась в 1850 году, когда преподавание философии было возложено на профессоров богословия. Однако он получил место в редакции университетской газеты «Московские ведомости» (не обнаружив, впрочем, за пять лет сколько-нибудь ярких журналистских успехов), а также должность чиновника особых поручений при Министерстве народного просвещения.
В 1856 году Катков покинул «Московские ведомости» и совместно с П.М. Леонтьевым, Е.Ф. Коршем, П.Н. Кудрявцевым организовал журнал «Русский вестник», быстро завоевавший внимание читающей публики, в первую очередь, благодаря своей богатой литературной части: с журналом сотрудничали все трое Аксаковых, И.А. Гончаров, К.Д. Кавелин, А.Н. Островский, Я.П. Полонский, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин и многие другие. Впоследствии на страницах «Русского вестника» были опубликованы едва ли не все главные сокровища русской литературы второй половины XIX века, что позволило отнести Каткова к ключевым фигурам литературного процесса того времени: «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) И.С. Тургенева; «Казаки» (1863), «Война и мир» (1865-1869), «Анна Каренина» (1875-1877) Л.Н. Толстого; «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф.М. Достоевского; «На ножах» (1870-1871), «Соборяне» (1872), «Запечатленный ангел» (1873), «Захудалый род» (1874) Н.С. Лескова; «Князь Серебряный» (1863) А.К. Толстого...
В 1863 году Катков вместе с Леонтьевым вновь возглавил «Московские ведомости», которыми, как и «Русским вестником», руководил до самой смерти, на этот раз превратив газету в самое популярное и влиятельное издание империи. Как впоследствии писал Чичерин:«Катков из-за журнального стола сделался чуть ли не властителем России. Министры перед ним трепетали».
Возвращение в издание совпало с начавшимся Польским восстанием (1863–1864), на которое Катков, до того момента не принимавший деятельного участия в обсуждении и освещении общественно-политических вопросов, отреагировал неожиданно решительными патриотическими публикациями, не свойственными тогдашней отечественной прессе, только начинавшей ощущать свои возможности в условиях относительной либерализации александровских реформ. Это, несомненно, прибавило веса Каткову и как автору, и как издателю. Отныне журналистика стала его главной деятельностью, а основной темой, с которой Катков выступал со страниц обоих изданий, неизменно оставалась защита России от различных антигосударственных (в понимании автора, отличавшегося к тому же, склонностью периодически менять свое мнение по ключевым вопросам) настроений не только в обществе, но и в правительственных сферах.
Такая позиция стала особенно востребованной в период правления Александра III. В начале 1882 года Катков получил чин тайного советника, через год был награжден орденами Святой Анны I степени, а спустя еще три года орденом Святого Владимира II степени.
Помимо политики, в передовицах катковских изданий неизменно обсуждались вопросы литературы, искусства, международных отношений, образовательной системы. Последний вопрос особенно интересовал Каткова. С начала 1860-х годов он ратовал за развитие классического гимназического образования с упором на античные языки. Необходимости закрепить за университетами статус привилегированных учебных заведений, вести в которые должен «только один путь подготовительного образования юношества в гимназиях», посвящен один из докладов Каткова на имя Александра III (РГАЛИ. Ф. 262. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 20-37).
Стремясь продемонстрировать достоинство классического образования на практике, Катков в 1868 году совместно с Леонтьевым на собственные средства и пожертвования московских предпринимателей открыл в Москве частный (с 1872 года – государственный) лицей, названный в память Цесаревича Николая (известен также как «Катковский лицей»). Первые шесть лет учебное заведение размещалось в арендованном доме М.К. Цыплаковой на Большой Дмитровке (помещение находилось в ведении Московской конторы Императорских театров), а после получил собственное здание на Остоженке, в котором просуществовал вплоть до закрытия в 1917 году. Среди выпускников Катковского лицея было немало выдающихся деятелей русской науки и культуры: художник И.Э. Грабарь, историки С.В. Бахрушин и Ю.А. Кулаковский, будущий Патриарх Алексий I и другие.
Скончался Михаил Никифорович 20 июля 1887 года в имении в селе Знаменские Садки Подольского уезда Московской губернии (ныне район Северное Бутово) и был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря в Москве (закрыто и уничтожено в 1930-е годы).
* * *
В РГАЛИ хранится небольшой личный фонд М.Н. Каткова (Ф. 262), состоящий из 3 описей и насчитывающий 66 ед. хр. Основная часть фонда поступила в РГАЛИ (тогда ЦГЛА) из Государственного литературного музея в 1941 году. Позже собрание было дополнено документами, перемещенными из других фондов. В фонде представлена личная переписка Каткова, письма в редакцию «Русского Вестника» и «Московские Ведомости», письма разных лиц к О.М. Толстой (дочери) и Г.Д. Толстому (зятю). Обращают на себя внимание автографы Всеподданнейших докладов Каткова императорам Александру II и Александру III (8 записок за 1866-1886 годы). Некоторое количество документов М.Н. Каткова, в основном его эпистолярное наследие, отложилось в фондах Аксаковых (Ф. 10), В.П. Боткина (Ф. 54), О.А. Новиковой (Ф. 345), М.П. Погодина (Ф. 373), Я.П. Полонского (Ф. 403) и других.
Основной же архив публициста находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 120); кроме этого, личный фонд Каткова есть в Государственном архиве РФ (Ф. 1718).
Куксова К.С., ведущий специалист РГАЛИ
#Катков #Консерватизм #Журналистика #МосковскиеВедомости #РусскийВестник