Мари Латур живёт с двумя маленькими детьми в провинциальном городе в оккупированной Франции. Она варит на ужин крапиву, называет сына "гадкий утенок" и расслабляется в кафе по-близости. Муж на фронте, а когда женщина загнана в материальный тупик, без сильной опоры, она готова на многое ради деток. Мари выбирает путь лучше, нежели проституция. Но одному богу известно, когда, в какое время и какой способ заработка окажется более милосердным.
Клод Шаброль известен, в первую очередь, своими триллерами. Он признанный мастер этого жанра. На его работы ровняются и изучают в киношколах. Женскиое дело лишено какого-либо вязкого саспиенса. Это историческая драма о трагичных днях Второй Мирой. Когда часть мужского населения Франции отправляли на работы в Германию, а часть на фронт. Многие женщины остались одиноки и только железные духом справлялись со всеми невзгодами. Для таких единиц не существовало понятий добра и зла. Они становились сами по себе, даже при вернувшихся мужьях, сломленых и морально истощенных. Тогда власть "слабого" пола распространялась на всю семью безоговорочно.
Шаброль этой работой показал, что способен снимать любой тяжеловнсности кино. Ему по-силам всякий материал в любом жанре. В Женском деле ему интересен был, наверное, процесс метаморфозы сознания, облика внешнего и внутреннего, в условиях постоянного стресса матери. Когда она в нищете, не опускаясь ниже установленной самой собою грани, способна найти выход для себя и других женщин, трансформируясь в циничную механическую конструкцию, не замечая собственного исчезновения, личности.
Картина как будто смонтирована из дркументальной хроники. Кажется, что всё это зафиксировали и адаптировали под современного зрителя. Режиссёр расставляет акценты как считает нужным, но происходящее бьется в унисон со многими зрителями. Иногда голос за кадром от первого лица тормошит и не даёт завязнуть в сомнамбуле иллюзиона, это очень точные вставки, их мало, но они раскрывают историю полностью. Здесь и уныние военного времени, и черствость окружающих, и голод, и холод. В такую нелёгкую годину можно и нужно оставаться милосерднее, а происходит наоборот, старшего сына надо обязательно назвать гладким утенком, раненого мужа оскарблять и изменять ему, брать деньги даже за не удавшийся аборт. И так без конца. Мужу ничего не остаётся, как он себе это видит, кроме "уничтожения" неверной.
Главную роль исполняет Изабель Юппер, она часто снималась у Шаброля, и на этот раз они как будто слились в понимании как надо сделать эту картину. Она получила награду на Веницианском кинофестивале, и это заслуженно. Юппер осознала, что её героиня не раскаялась в финале, а только оправдывала себя, чем дальше, тем усерднее. Её отсутствующий взгляд оживлялся ровно тогда, когда это произошло бы у любой дамы. Все остальное время, и перед казнью, механика правоты и цинизма превалируют над чувствами, как будто их обрубило той самой гильотиной.
Кино снято 35 лет назад, но историческая подоснова не указывает на какие-либо идентификаторы времени съемок. Поэтому Женское дело можно смотреть ещё через 35 лет, и ничто не оттолкнет от увиденного. Оно понятно теперь, будет понятно и тогда. Ценз 16+ оправдан по многим причинам. Такое надо смотреть в окрепшем умом возрасте.