Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Большой аттракцион" (СССР, 1975), "Сегодня – новый аттракцион" (СССР, 1966) и "Дача" (СССР, 1973): "за" и "против"

Большой аттракцион. СССР, 1975. Режиссер Виктор Георгиев. Сценаристы: Александр Басаргин, Виктор Георгиев. Актеры: Наталья Варлей, Гунарс Цилинский (Цилинскис), Майя Менглет, Георгий Вицин, Сергей Мартинсон, Евгений Моргунов, Савелий Крамаров, Татьяна Пельтцер, Владимир Грамматиков, Арутюн Акопян и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виктор Георгиев (1937–2010) поставил всего шесть фильмов. Главным фильмом его карьеры был, конечно, его дебютный фильм «Сильные духом» (1967). Всего в тысячу самых кассовых советских вошли у В. Георгиева два фильма («Сильные духом» и «Большой аттракцион»).

Главная героиня (Наталья Варлей) хочет стать артисткой цирка, но это не так-то просто…

Советская пресса эту цирковую комедию просто разгромила.

Так кинокритик Валерий Кичин в журнале «Искусство кино» подчеркивал, что в «Большом аттракционе» нет «решительно никакой авторской концепции, что за сюжетом, пусть даже и условным, не стоит тема, что убоги и неостроумны диалоги, что нет характеров и нет мотивировок. … снова стопроцентный брак вышел на экраны, неся в заглавных титрах, как знамя, гордую марку эталонной студии страны» (Кичин, 1981: 59).

А вот мнения сегодняшних зрителей о «Большом аттракционе» не столь строги:

«Понятно, что при мысли, кто бы мог сыграть циркачку, сразу приходит ответ: Наталья Варлей. Правда, немного раздражает парик, сделавший ее блондинкой. Хотя понятно, что авторы добивались ее схожести с молодой Любовью Орловой и Пеппи-Длинный Чулок, одновременно, хотя им то, она и проигрывает. А так, это кино – милый пустячок. Аттракцион где-то получился, но вот большой – нет! Актеры или переигрывают, или не доигрывают» (Александр).

«Веселый фильм! Наталья Варлей просто прелесть! Красавица, просто глаз не отвести! Очень люблю ее! Ну и предмет ее обожания красавец – Цилинский как всегда тоже просто бесподобен! Самый настоящий сердцеед! А какая прелесть Вицин! А какая красавица Майя Менглет! Ну, Крамаров как всегда в своём амплуа, смех да и только! От одной его физиономии уже смешно становится. Прекрасный фильм и просто чудесные актёры!» (Лорель).

Киновед Александр Федоров

-2

Дача. СССР, 1973. Режиссер Константин Воинов. Сценаристы Константин Воинов, Леонид Лиходеев. Актеры: Лидия Смирнова, Александр Вокач, Людмила Шагалова, Николай Парфёнов, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко, Клара Лучко, Анатолий Папанов, Олег Табаков, Роза Макагонова, Владимир Басов, Георгий Юматов, Николай Граббе, Станислав Чекан и др. 18,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Константин Воинов (1918–1995) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, 4 из которых («Трое вышли из леса», «Молодо–зелено», «Женитьба Бальзаминова», «Дача») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Завяка комедии «Дача» такова: супруги копили деньги на дачу, но вот беда – деньги пропали…

Киновед Ирина Гращенкова считает, что в 1970–х у режиссера Константина Воинова «наиболее удачной стала бытовая комедия «Дача» (1973). Снова великолепный актерский ансамбль, разбитый на выразительные пары… Узнаваемые жизненные ситуации, мягкий юмор, много выдумки» (Гращенкова, 2010: 107).

Мнения многих сегодняшних зрителей, как правило, в данном случае совпадают с точкой зрения И. Гращенковой:

«Чудесный фильм. Светлый, добрый. Букет звезд и все так самозабвенно играют. А какая дружба, какие добрые отношения показаны!» (Элла).

«Замечательный фильм… До чего же хорошие у нас артисты были! Каждый, как самородок уникальный, неповторимый. Вообще, этот фильм смотрится, как бенефис для каждого, кто в нем играет» (Елена).

Но, правда, не всех:

«А мне этот фильм показался пародией на советскую действительность: жаль народ, ютящийся в крошечных дачках на крошечных участочках, где вырастишь три огурца и два помидора, без воды и много без чего ещё. А и правильно: чего им давать больше, ещё чего доброго, лишний кусок в доме появится – так и буржуинами станут!» (Ева–Лотта).

Киновед Александр Федоров

-3

Сегодня – новый аттракцион. СССР, 1966. Режиссеры Надежда Кошеверова, Аполлинарий Дудко. Сценаристы Юлий Дунский, Валерий Фрид (по сюжету К. Константиновского). Актеры: Марина Полбенцева, Отар Коберидзе, Фаина Раневская, Павел Суханов, Игорь Горбачёв, Михаил Глузский и др. 18,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-4

Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Бывший оператор (в том числе и «Укротительницы тигров») Аполлинарий Дудко (1909–1971) поставил пять полнометражных игровых фильмов, но только «Сегодня – новый аттракцион» вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В год выхода этой цирковой комедии журнал «Советский экран» поделился с читателями подробностями ее создания: «Марина Полбенцева окончила цирковое училище и выступала на манеже вместе с известными клоунами — Олегом Поповым и Юрием Никулиным. Потом на сцене Театра миниатюр, руководимым Владимиром Поляковым, ее увидели кинодраматурги Ю. Дунский и В. Фрид, которые работали над сценарием о жизни цирковых актеров…они стали писать на молодую актрису. А роль директора цирка Ады Константиновны предназначалась для Фаины Раневской. … Остается добавить, что и режиссеры, поставившие цирковую комедию, отнюдь не лишены куража: … Надежда Кошеверова во дворе студии держала за поводок тигрицу Юлу. … А ведь для режиссеров производственной необходимости общаться с хищниками не было. Это просто кураж!» (Геннадьев, 1966: 7).

Кинокритик Андрей Зоркий (1935–2006) писал о фильме так: «Картина выигрывает оттого, что в ней, как всегда великолепно играет Фаина Раневская. Она работает смело, азартно – кажется, вся жизнь прошла за кулисами цирка. Все это хорошо! А вредит картине то, что авторам не хватило улыбки в изображении душевного разлада между героями» (Зоркий, 1966: 5).

Однако журналу «Крокодилу» картина явно не понравилась, и она высмеяла его в любимом жанре «открытого письма тигроловов»:

«Дорогой Крокодил! Мы целыми днями сидим в засаде. Потому что все мы тигроловы. И по этой самой причине очень ревностно следим за теми фильмами, в которых главные герои — дикие звери, в особенности же львы и тигры. Это наш, так сказать, профессиональный интерес. Пользуясь случаем, во весь голос заявляем: мало, очень мало еще таких фильмов выпускается на экраны.

Именно поэтому с волнением купили мы билеты на кинокомедию «Сегодня — новый аттракцион». Мы рассчитывали увидеть хороший фильм, и надежды наши оправдались. Нам показали великолепные натурные съемки многочисленных диких животных. И то, что съемки эти производились не на фоне джунглей, а в шумном городе, бок о бок с людьми,— это только украсило фильм. Тем более, что люди не вмешивались в действия зверей, которые уверенно гнули свою нехитрую сюжетную линию до конца. …

Но не все ладно в этом фильме. Явно чужеродным, на наш взгляд, является вставной номер с замечательной актрисой Ф. Раневской. Ведь она играет так здорово, что плакать хочется. Особенно, когда ее увольняют с поста директора цирка. Не знаем как ты, Крокодил, но мы-то поняли, что этот кусочек совсем из другой, игровой картины, а неопытная монтажница, все на свете перепутав, приклеила его к научно-популярному фильму.

В целом фильм получился нужный, и полезный. Это чудесная иллюстрация к книгам замечательного естествоиспытателя Брэма «Мир животных». И мы благодарны за это сценаристам Ю. Дунскому и В. Фриду, постановщику Н. Кошеверовой, а также киностудии «Ленфильм». Громадное спасибо вам, товарищи, от лица нашей семьи уссурийских тигроловов! Ерофей, Дормидонт, Ферапонт, Эдмонд — все Кандыбовы» (Кандыбовы, 1967: 6).

Зрители XXI века до сих пор тепло вспоминают эту комедию:

«Обожаю этот фильм! Во–первых, он про цирк, во–вторых, сценарий хороший, и, конечно, актеры замечательные играют. Одна Раневская в роли директора цирка чего стоит!». (М. Морозова).

«Приятный фильм, правда, на мой взгляд, уступающий другому фильму Надежды Кошеверовой на подобную тему – "Укротительница тигров". А вот, все что касается Фаины Раневской, просто услада для глаз и ушей. Талантище! Смотрел и наслаждался. А какие фразы звучат из уст ее персонажа и как естественно!» (Александр).

Киновед Александр Федоров