Управление человеческими ресурсами (HR-менеджмент) определяется как стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей.
Человеческий фактор- ключевой элемент, определяющий эффективность деятельности компании.
Содержание HR-менеджмента раскрывается через познание его разновидностей – жесткого и гибкого подходов к управлению человеческими ресурсами.
Жесткий подход к управлению ЧР основывается на количественном, измерительном и стратегическом аспектах управления численностью персонала и осуществляется методами, способствующими созданию дополнительной ценности и формированию конкурентного преимущества компании. В его рамках персонал рассматривается как человеческий капитал, который при необходимых инвестициях в его развитие может обеспечить желаемый доход.
В основе данного подхода лежат следующие аспекты:
- удовлетворение интересов руководства компании
- реализация стратегического подхода, согласующегося со стратегией компании
- создание дополнительной ценности благодаря развитию человеческих ресурсов и управлению эффективностью труда
- потребность в сильной корпоративной культуре, выраженной в миссии и ценностях организации и подкреплённой процессами коммуникации, обучения и управления эффективностью труда
Гибкий подход к управлению ЧР основывается на коммуникации, мотивации и лидерстве
Данный подход рассматривает работников как средство, а не как объект управления.
Основная идея гибкого подхода к УЧР – достижение приверженности и доверия работников целям компании с помощью вовлечения их в процесс, создание благоприятных условий для общения и других методов.
Важно при использовании данного подхода – это взаимность. Интересы работника и руководства должны совпадать.
Цель УЧР – развитие организационной способности компании достигать успеха за счет использования собственного персонала.
Цель HR-менеджмента – принятие на работу, удержание, мотивация, совершенствование и профессиональная подготовка компетентных и заинтересованных сотрудников, которые в состоянии эффективно реализовывать цели компании
Задачи УЧР:
- приобретение и удержание необходимой компании квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы;
- максимизация и развитие внутренних способностей людей путем создания возможностей для их обучения и профессионального развития;
- создание климата, способствующего становлению эффективных т гармоничных партнерских отношений между руководителями компании и их подчиненными;
- культивирование в компании среды, благоприятной для командной работы и обеспечивающей гибкость бизнес-процессов;
- разработка сбалансированного и адаптивного подхода к удовлетворению потребностей заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
- создание условий для оценки и вознаграждений работников по их действиям и достижениям
- управление разнообразием, присущим трудовым коллективам, принимая во внимание индивидуальные и групповые различия работников в трудовых отношениях, стилях поведения и устремлениях
- создание условий для проведения политики равных возможностей применительно ко всем сотрудникам компании;
- осуществление этического подхода к управлению, основанного на заботе о людях, справедливости и прозрачности деятельности
Функции HR-менеджмента:
1. Организация использования человеческих ресурсов (планирование труда и организационного развития компании)
2. Улучшение качества трудовых отношений посредством формирования в компании обстановки доверия, развития позитивного психологического климата
3. Обеспечение человеческими ресурсами посредством планирования их будущих потребностей с точки зрения количества и качества, компетенций, а также наем, отбор нужного количества сотрудников, соответствующих требованиям компании
4. Управление эффективностью труда посредством оценки и аттестации работников
5. Развитие человеческих ресурсов: обучение, управление карьерным ростом и т.д.
6. Управление системами вознаграждения
7. Организация системы взаимоотношений: внешняя и внутренняя коммуникация
8. Обеспечение лояльности сотрудников компании (формирование доверия работников к своему работодателю)
9. Управление имиджем компании
10. Управление талантами компании