Волга–Волга. СССР, 1938. Режиссер Григорий Александров. Сценаристы: Михаил Вольпин, Николай Эрдман, Григорий Александров, Владимир Нильсен. Актеры: Игорь Ильинский, Любовь Орлова, Владимир Володин, Павел Оленев, Андрей Тутышкин, Мария Миронова, Всеволод Санаев и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Григорий Александров (1903–1983) поставил 11 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Веселые ребята», «Волга–Волга», «Цирк», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Русский сувенир») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В годы выхода комедии «Волга–Волга» в прокат советская пресса встретила ее неоднозначно.
К примеру, писатель, сценарист и кинокритик Виктор Шкловский (1893–1984) писал, что в «Волге–Волге» «сюжет мог удаться, если бы роль Дуни была написана с той же силой, как роль Бывалова, если бы авторы иначе решили вопрос о самодеятельном искусстве, если бы они не увлеклись комизмом вещей. Но введена Дуня в ленту вяло, эпизод на плоту затянут. Плот никуда не идет, и вместе с ним стоит и сюжет. … Трюки, которыми работает Александров, мне кажется, сделаны технически — я говорю о технике сценария — неправильно. … Александров и в этой комедии пошел на мелодраму — положение Дуни трогательное: она обижена. Но тогда драматичность надо было брать глубже и песню — выше. … Григорий Александров — мастер, ему снисходительность не нужна. Орлова — талантливая и привлекательная артистка. Она заслуживает правильно написанной роли. В фильме нет драматургии, нет подчинения всего одной большой, художественно прочувствованной идее. Вещь разламывается, середина выпадает, комедия начата не так, как окончена. … «Волга–Волга» дает нам новые возможности советской комедии, основанной на характерах. Но кинокомедия должна стать сюжетной. Кинорежиссер должен пойти за драматургом» (Шкловский, 1938).
Уже в постсоветские времена культуролог и киновед Майя Туровская (1924–2019) иронично отмечала, что «в истории советского кинематографа музыкальной комедии Григория Александрова «Волга–Волга» во всех случаях обеспечено почетное место. В ортодоксальной истории советского кино — как одной из лучших кинокомедий, удостоенной Сталинской премии I степени. В пересмотренной истории — как одного из самых веских доказательств «оглупления» народа, иллюстрацией циничного сталинского лозунга «Жить стало лучше, жить стало веселее». Если «Волга–Волга» и не вызывает таких страстей, как пресловутые «Кубанские казаки» Ивана Пырьева (благо, речь не о деревне), то в букве приговора сомневаться едва ли приходится.
…«Волга–Волга» — одна из самых бурлескных и даже абсурдистских лент советского кинематографа. … Обычно сегодняшняя «презумпция виновности» исходит из того, что картина не соответствует правде жизни: «в то время как… — художники говорили совсем другое». «Волга–Волга», сделанная в конце тридцатых, может претендовать едва ли не наибольший угол отклонения, уступая разве что упомянутым «Кубанским казакам». Понятие жанра в этом случае в расчет не принимается вообще. Я считаю, что жанр фильма нужно ограничивать понятием сатиры, хотя в «Волге–Волге» присутствует официально заданный, официально признанный, действительно классический сатирический персонаж — бюрократ Бывалов, исполненный И. Ильинским. Здесь разговор может идти и о пародии, гротеске, абсурде.
… Обращаясь сегодня к «Волге–Волге», я — повторяю — нахожу ее одной из самых бурлескных лент советского кино, самопародией жанра, хотя меньше всего хочу заподозрить в этом достаточно благонамеренного, но, может быть, не слишком проницательного Г. Александрова. … На самом деле, город Мелководск, изображенный в первой половине ленты, — одна из самых удивительных пародий нашего кино. Ведь что на двадцатом году советской власти мы застаем в Мелководске? Поголовный расцвет народных талантов и повсеместный идиотизм существования. Не знаю, сочинил бы современный абсурдист такое захолустье в годы пятилеток? … Весь город занят одним: песнями и плясками… Ни одно учреждение в городе не занято своим делом: в местном «Нарпите» не кормят, дворник не следит за домом — все население поет и пляшет под руководством неутомимой Стрелки (письма, естественно, второстепенны для нее). … в «Волге–Волге» пародия впервые обращена на то «священное чудовище», каким всегда было то, что принято называть «народом». … Что же касается того момента «метаморфозы», когда мелководская Россия внезапно превращается в некий образ индустриальной державы с белыми пароходами, военными кораблями, гидропланом, дирижаблем, эпроном, стаей яхт и прочей социалистической явью, то мифологизм этого мгновенного перехода в другой хронотоп не оставляет сомнений, а такой энтузиазм скорее всего принадлежит самому режиссеру.
Безоблачная праздничность александровского экранного китча, наложенная на структуру, вовсе не безобидную по своему смыслу, не только в свое время сделала картину «проходимой» (хотя к ней пришлось приложить дидактический эпилог), но в диахроническом аспекте увеличила ее пародийность, граничащую с абсурдом» (Туровская, 1998).
Комедия «Волга–Волга» (сегодня существует и в колоризированной версии) и сегодня нравится многим зрителям XXI века:
«Одна из лучших комедий "Золотого фонда кино". Такие фильмы будут всегда востребованы теми, кто понимает и ценит настоящий юмор, а не пошлятину, которой часто пичкают молодёжь сегодня с экранов наших телевизоров. Чаще надо показывать качественное старое кино и, наконец, научиться и в наше время создавать что–нибудь стоящее, которое будут смотреть с удовольствием много лет (как фильмы Гайдая, Рязанова...)» (Татьяна).
«Этот фильм считаю самой яркой комедией отечественного кино. Он представляет собой весьма редкое сочетание искрометной игры блистательных артистов, (в особенности Л. Орловой и И. Ильинского), чудесной музыки, созданной подлинным гением песни И. Дунаевским, множества остроумных шуток и сценок и других достоинств. … В фильме много запоминающихся острот, ставших афоризмами … Этот фильм излучает радужную энергию светлой и красивой человеческой души, дает сильный заряд бодрости и оптимизма» (А.Русаков).
«Считаю этот музыкальный шедевр лучшим из всех фильмов 1930–х годов. Об игре И.Ильинского нужно сказать отдельно. Это самая блестящая работа в кино среди актёров, какие я видел. Ильинский создал самый яркий сатирический образ в советском кинематографе» (Михаил).
Но есть и мнения «против»:
«Я не люблю ни актрису Орловой, ни фильмы Александрова–Орловой. Для меня эти картины вызывают лишь определенный интерес – как экспонаты соответствующей эпохи» (Алина).
«Я тоже не люблю Орлову, а в "Волге" она, как и во многих других ролях старовата для письмоносицы» (Валентина).
Киновед Александр Федоров
Я шагаю по Москве. СССР, 1964. Режиссер Георгий Данелия. Сценарист Геннадий Шпаликов. Актеры: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Инна Титова, Ирина Мирошниченко, Ролан Быков, Владимир Басов, Любовь Соколова и др. 20 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Георгий Данелия (1930–2019) поставил 15 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В фильме «Я шагаю по Москве» так называемый «поток жизни», лишенный всякого идеологического пафоса, был филигранно разыгран авторами на стыке драматического и комедийного жанров…
Картина «Я шагаю по Москве» полюбилась зрителям сразу и до сих пор помнится ими как своего рода кинематографический маркер «оттепели»…
В самом деле, «о чем картина? Да просто о том, как замечательно жить, когда ты молод и всё впереди, да еще летний дождь хлынул, и девушка, танцуя, бежит босиком по лужам… В общем, и жизнь – хороша, и жить – хорошо… Фильм пронизан беспричинной радостью бытия» (Милосердова, 2010: 144).
Нея и Андрей Зоркие писали, что «Я шагаю по Москве» своего рода «обозрение. Многоэпизодность фильма и есть своеобразный «монтаж аттракционов»: забавных приключений, встреч, открыто поэтических секвенций радости и счастья. Как, например, знаменитый, овеявший всю картину проход босых девичьих ног по лужам на фоне велосипедного колеса, в минуты летнего московского дождя — необычный, поистине открытый сценаристом Геннадием Шпаликовым и Георгием Данелия образ любви, свидания влюбленных... Конечно, эта пестрая многоэпизодность организована (и даже очень четко организована) перипетиями одного дня трех юных друзей, ограничена определенным временем — от рассвета до полночи, обрамлена частным сюжетом главного героя — Коли. ... Но все же главной темой и настроением фильма служит лирический, полный сыновней любви, запечатленный в прозрачных кадрах Вадима Юсова монолог Данелия о прекрасном нашем городе (недаром Коля и живет в его, Данелия, доме на Чистых прудах). Единицы–эпизоды здесь равнозначны, фильм ровен, грациозен, и бесспорная прелесть его в чувстве меры, в том, что финальная точка поставлена именно тогда и там, где ей следует быть. Немногим режиссерам удается вот так, вроде бы не из чего, из каких–то самых простых вещей создать на экране обволакивающую и щемящую атмосферу особого мира, уюта именно этого уголка земли, чтобы вас туда потянуло бы до слез. Это и есть кино, минуты чистого кинематографа» (Зоркая и Зоркий, 1982).
Но советская кинопресса встретила эту картину неоднозначно.
Кинокритики Анри Вартанов (1931–2019) и Михаил Блейман (1904–1973) в «Советском экране» отнеслись к этому акварельному фильму в целом позитивно, хотя М. Блейман и не увидел там особой сюжетной новизны и глубины мысли (Блейман, Вартанов, 1964: 3–4).
А вот кинокритик Инна Левшина (1932–2009) выступила против этой картины очень резко и призналась: «Я не люблю фильм Г. Данелия по сценарию Г. Шпаликова «Я шагаю по Москве». Главным образом из–за Шпаликова не люблю, из–за того, что драматург содержанием фильма делает демонстрацию своей творческой манеры, и фильм возводит наркотическое языческое ощущение безмыслия – в эталон счастья… И что же? Так держать? Держать на уровне «Я шагаю по Москве» – не дай бог предложить зрителю что–нибудь иное, вместо раз удавшегося комедийно–эстрадного зрелища обо всем и ни о чем? … Я за то, чтобы зрителю предлагали думать, и как можно чаще» (Левшина, 1967: 111).
И здесь я согласен с С. Кудрявцевым: «в былые годы некоторые критики, вероятно, разозлённые из–за того, что более концептуальная лента "Застава Ильича" (вышла потом под названием "Мне 20 лет") Марлена Хуциева была подвергнута идеологической проработке и затянувшейся на несколько лет переработке, язвили, что другой фильм по сценарию молодого и талантливого Геннадия Шпаликова, словно шар–спутник, быстрее достиг экрана. И вообще картина "Я шагаю по Москве" могла показаться непозволительно несерьёзной и простенькой – почти как случайный летний дождик, который застиг всех врасплох, но тут же прекратился, так что над ним даже следовало бы посмеяться. Это же какое–то наивное юношеское стихотворение ни о чём, родившееся на свет от хорошего настроения, а "в чём дело – сразу не поймёшь", что и схвачено моментально в песенке…, и в великолепно снятой оператором Вадимом Юсовым летней Москве…. Лишь ретроспективно постигаешь, что "Я шагаю по Москве" – не только неприхотливо запечатлённое "прекрасное лето"…, но и восторженный эпиграф к эре радости и раскрепощения, позже продлившейся столь недолго – каких–нибудь три года» (Кудрявцев, 2006).
Сегодняшние зрители, как правило, оценивают фильм «Я шагаю по Москве» восторженно:
«Гениальная комедия периода оттепели. Фильм состоит из новелл, и каждая прекрасна. Мы запоминаем и философствующего полотера, и писклявую ведущую, и нескладную тетеху, рисующую лошадь, и замороченного милиционера, и истеричного типа, и красивую женщину cзонтиком. А главная героиня фильма – наша любимая столица. Такая красивая, веселая, праздничная» (Элла).
«Фильм отличный! Про молодежь, про мечты о светлом будущем, про первую любовь и про настоящую дружбу. Смотришь этот фильм и осознаешь, как точно передана та удивительная атмосфера 60–х, понимаешь, что ты являешься свидетелем того или иного действа. Михалков, Локтев и Стеблов сумели передать нам ту самую атмосферу. Можно говорить много, но хотелось бы сказать одно: не зря этот фильм вошел в золотой фонд нашего кинематографа, он – один из лучших фильмов Данелии, он потому и вошел в фонд, потому что его любят больше 40 лет, его помнят и никогда не забудут» (С. Завьялов).
«Просто шедевр! Смотреть его наслаждение! Юные Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов… Что может быть лучше!» (Поклонница).
Киновед Александр Федоров