Я не помню имени этого мальчишки, то ли этого имени не запомнил, то ли изначально не знал. И возраста этого мальчика не знаю - сам тогда мал был, определять не умел.
И откуда он взялся тогда в нашем дворе - тоже не в курсе.
И были ли рядом взрослые - не помню. А если не было, то почему? Все таки года четыре мне было, вряд ли пять, и даже тогда таких мелких старались не выпускать без присмотра. Да и мальчишка этот вряд ли был сильно старше меня.
Впрочем, не важно это.
К сути истории перейду. Мальчишка этот решил поиграть в змея - искусителя.
На улице стоял «минус», не очень значительный, но достаточный, чтобы лужи подернулись льдом, а горки и лазилки на детской площадке остыли.
И этот пришлый мальчишка рассказывал, что, если лизнуть сейчас железо, оно от мороза будет сладким. И это большой-большой секрет, который знают все взрослые. А ему бабушка рассказала.
Только лишать надо не больше скольких-то раз в день. Он с утра уже нализался, так что ему бесполезно. А вот если я железку лизну, будет вкусно!
– Прижми язык и все. – Настаивал он.
Мне повезло - прижимать язык не стал, прикоснулся к железной трубе лесенки самым кончиком.
Нет не потому, что не верил мальчишке. Верил, конечно. Я в те времена (и ещё несколько лет спустя) на удивление наивным ребенком. У нас дома ложь считалась не то, что самым страшным преступлением, а очень позорным поступком. Потому сам не врал и был уверен - другие не врут.
Просто мне всегда внушали, что тянуть в рот всякую пакость - вредно. Микробы, все такое. Живот заболит. Прононс желудка, знаете ли, случится.
Вот я и попробовал «сладкое железо» на самый кончик и чуть-чуть.
Ну, что сказать. Самый кончик языка примерзнуть к железке не успел. Но повредить его повредил, все-таки, было больно, мальчишка радостно смеялся, чуть не приплясывал от своей радости, а я недоумевал - и зачем он это сделал?
Самое забавное, я не помню, как в тот день шел домой, куда делся этот мальчишка, что было дальше. А вот именно этот эпизод врезался в память. Возможно, потому что это был первый случай столкновения с явной подлостью?
Потом, с возрастом, подлость и различать научился, и сами подлости стали более…значительными, как казалось. Бывали случаи, что и «под статью» пытались подвести, бывали случаи, когда свалить свою вину хотели или сделать за себя грязную (в смысле грязную не физически, а именно с точки зрения УК, общественной морали и т.д.) работу чужими руками.
Но мне, как и многим, до сих пор интересен вопрос - откуда в детях подлость берётся?
Кто-то говорит, что это «гены». Кто-то - что воспитание и личный пример родителей.
Да, никто в здравом уме не будет учить ребенка тому, как на детской площадке уговорить другого малыша лизнуть железяку. Или как украсть у одноклассника очень заметную линейку-переливашку, а потом подложить ее другому однокласснику. Или как насоветовать соседу по парте отомстить заносчивой первой красавице второго «б», налив ей в портфель краски, а потом, со стоном «нимагумалчать» промчаться рассказывать о готовящемся преступлении учительнице.
Но тут работает чуточку другая схема, как мне кажется. Взрослые творят подлости уровня, который детям не доступен, на глазах детей. Творят не просто так, а получая какую-то свою выгоду.
Ведь сделать плохо ближнему своему, которому завидуешь - это тоже выгода. Очень приятное чувство для многих. А уж получить от этого материальный прибыток, или просто порадоваться материальному убытку другого -так вообще за счастье. И опять-таки, для многих.
А дети впитывают такое отношение к окружающим. Если папа покупает пшено для голубей с целью исключительно обсыпать новый джип соседа, чтобы птицы его загадили - то что ждать от его сына?
Так и рождается в детях подлость. А уж какие подлости творить, они и сами придумают…