Потолок цен был принят для решения главной задачи — не допустить дефицита нефти на мировом рынке. Большая семёрка и ЕС сначала приняли эмбарго и запреты на морскую транспортировку российского чёрного золота, а потом обнаружили, что заместить наши объёмы нечем. Ближневосточные страны покрутили пальцем у виска и сказали, что увеличить добычу на 2,5-3 млн баррелей в сутки они не могут сейчас, и не смогут раньше 2025 года.
Тогда и возникла идея потолка цен: мы даём вам возможность и дальше пользоваться нашей чудесной западной экосистемой морских перевозок, если цена вашей нефти будет не выше 60 долларов в порту отправления. Но тут оказалось, что в мире есть конкуренты, которые тут же начали отъедать у чудесной западной экосистемы морских перевозок долю рынка. А российские нефтяники — это огромная доля мирового рынка морских перевозок (порядка 12-14%). На жалобы западных компаний, потерявших российские заказы, никто внимание не обращает.
Кстати, если бы доходы российского бюджета действительно пытались ограничить, то потолок цен был бы номинирован в рублях. А то 60 долларов в декабре 2022 года и 60 долларов сейчас — это очень разные 60 долларов по своему рублёвому наполнению.
Но, как показала практика, попытки изо всех сил надавить на российскую нефтянку приводят к катастрофическим последствиям для мирового рынка и растущим расходам давящих на Россию стран.