Найти тему
Сайт психологов b17.ru

“Ты должен” “Я должна” “Мне должны”

Сейчас очень часто можно услышать фразу: «Я никому ничего не должен», и когда мы слышим эту фразу от близких, то испытываем ступор. Например, вам заявляет ребенок: «Я вам ничего не должен!».

Давайте порассуждаем, как формируется и влияет данная установка на нашу жизнь.

Появился малыш, и у мамы на первом месте появляется «должна о нем заботиться, кормить, гулять». Конечно, можно делать это из любви и с позиции “хочу”, но мамочки, которые уже устали, и у них несколько детей, все-таки делают это не с позиции “хочу” (мама скорее всего хочет поспать, побыть одна и т.д), а больше с позиции “надо” (а “надо” - это уже долг).

Малыш вырастает, идет в детский сад, и тут еще одно “должны” - «вы должны приходить к 8 часам, должны соблюдать режим, должны принести… и т.д.». Далее родители отдают ребенка в различные развивающие кружки: «Мы должны подготовить ребенка к школе, он должен ходить на плавание, это для его здоровья», то есть уже идет обоснование долга. Если говорить о школе, там везде звучит это слово - «должны»: «Должны не опаздывать, делать уроки, проявлять активность, ходить в форме и т.д.».

-2

И что же ребенок? Тут два варианта: или начинает бунтовать против долга: хамить родителям, отказываться ходить на секции, отказ от учебы, прогуливать уроки, или второй путь – синдром отличника. Конечно, есть и третий путь, где ребенок понимает и принимает долг как некую ответственность за свое будущее: хочешь хорошую работу – ты должен хорошо учиться; хочешь достичь успехов в спорте – надо много заниматься. Меняется контекст, где рядом с долгом появляется слово «хочу».

Но есть и еще один вариант, когда ребенок хочет и считает, что родители ему должны. И родители стремятся удовлетворить «хочу», в ущерб себе. Такой уже взрослый ребенок, считает: «Мне родители должны, а я никому, ничего не должен». Впоследствии он создает семью и считает, что и тут все ему должны. Жена должна все для него делать, друзья всегда быть рядом и оказывать поддержку, дети любить и т.д. При этом парадокс заключается в том, что даже когда ему нужно внимание, он считает, что все ему это внимание должны дарить: «Почему я должен первый звонить? – это они должны». И это касается не только детей, но родителей, друзей, родственников.

И потом, очень много долга в профессиональной сфере. Вы заметили, что мы все ищем хорошего учителя, врача, плотника, и т.д. и при этом не хотим идти к тому специалисту, который работает лишь бы работать? Первые - это те, которые любят свое дело и выполняют свой профессиональный долг хорошо. Чаще всего с позиции «Я должен это сделать хорошо».

-3

У меня двоякое отношение к фразе: «я ничего никому не должен». С одной стороны она помогает отстраивать наши границы, с другой – это своего рода дисциплина в достижении цели. Также в социуме у нас есть обязательства как формальные – я должна соблюдать закон - так и неформальные – если я хочу иметь друзей, я должна быть сама хорошим другом (это в одну сторону не работает). В моем понимании, если мы “должен” соединяем с «хочу» и доносим это до своего ребенка, то мы никогда не услышим от него фразу: «Я вам ничего не должен».

И помните, если вы часто берете на вооружение «я не должен», то и вам тогда тоже никто ничего не должен.

Автор: Клещева Татьяна Валентиновна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru