Как дети реагируют на ваши слова? Вы вслушиваетесь?
Приведу пример. Обычное, ежедневное дело. Пора ложиться спать, перед этим проделав весь вечерний моцион.
Обычно мы говорим дошкольникам: «Пора чистить зубы и ложиться спать»
Малыши начинают ныть: «Не хочуууу спаааать, можно еще поиграюююю»
Поэтому малышей надо информировать немного заранее, проявив уважение к тому, чем ребенок занят:
«Ой, а что это кукла Маша у тебя делает? …. Ух, ты! … Здорово. Поиграешь еще 10 минуточек и пора Машу спать укладывать, хорошо?»
Но в какой-то момент на вашу фразу «Пора чистить зубы и ложиться спать» ребенок вдруг может рявкнуть, обижено надув губы: «Я знаю, что надо чистить зубы!».
Что это было?
А это не просто так. И не от плохого настроения. Смена фокуса!
Ура! Мы пришли на новый возрастной этап.
Именно по таким, сменам реакций в обыденных фразах это видно ярче всего. И чаще всего они проявляются в тех делах, которые касаются тела ребенка. Мытье, чистка зубов, одежда.
Он уже четко знает, что правила надо соблюдать. Есть определенный режим. И уже раздражается от того, есть ареол маминого контроля в личной зоне.
Но! пока совсем без родительского присмотра еще не обойтись. Воли пока не хватит на самостоятельность. Значит мы меняем фразы. Контролируем издалека.
Он в курсе, что нужно делать (собрать игрушки, почистить зубы, помыть все… места), но не умеет следить за временем.
Поэтому, пришла пора оглашать не то, что он должен делать, а то, что уже поздно.
«Доченька, время уже позднее. Тебе немного осталось доделать в комнате? Я сейчас на кухне тоже уже доделываю»
Если ребенок резко среагировал на ваши комментарии по поводу каких-то своих обязанностей:
«я знаю, что надо чистить зубы», «Мааам, я сам в ванной разберусь», «Я помню про мусор», «Хватит мне постоянно тыкать» (имея в виду, указывать) — значит, он готов все это соблюдать, но формулировка фразы и такой тип контроля ему уже не подходят.
Приведу аналогию:
свекровь взялась вас научить готовить какое-то блюдо. И решила, что стоит рассказать о всех нюансах. Показывая вам, как стоит держать нож. Вы, вроде бы и хотите узнать о том, как блюдо готовится, но подобное начало может отбить все желание.
Вот и подобная реакция ребенка может значить: «Да я же уже большой! Сколько уже можно!!»