Здравствуйте.
В предыдущих публикациях мы вспомнили рок-альбомы 1980, 1981 и 1982 годов. Рок продолжал меняться, где-то впитывая в себя электронику, а где-то оставаясь преданным идеалам живого звука. В сегодняшней статье поговорим о рок-музыке 1983 года. Как раз в 1983-м у нас в двухкомнатной квартире завёлся этот источник радостей для нас и ужаса для соседей - катушечный магнитофон «Маяк-205». Мой старший брат все летние каникулы усердно сколачивал ящики на заводе, чтобы заработать на это чудо. Не забуду сей аппарат.
Ещё немного ностальгии по ушедшему времени. Волшебство музыки в том, что когда случайно натыкаешься на давно забытую мелодию, она вытаскивает из памяти вместе со звуками и время года, и события, и запахи, и даже мышечные сокращения, которые сопровождали человека при первом прослушивании. За эти ощущения мы любим музыку юности.
Десятью альбомами не обойтись, ибо год был весьма плодовитым. Но и всё перечислить тоже невозможно.
Genesis. Genesis. Двенадцатый студийный альбом британской прогрок-группы Genesis. Сами участники группы называют его Mama. Да и как иначе, если именно в этой песне Фил Коллинз как будто выплёвывает желчь, издавая звук: "Ха-ха-ха-оу!"
По словам Коллинза, «когда композицию „Mama“ впервые услышал менеджер Genesis, он посчитал, что в ней речь идёт об аборте и повествование ведётся от лица ребёнка, умоляющего мать дать ему шанс. Фактически основная тематика „Mama“ — о матери, заставшей своего сына с 45-летней проституткой. Ему фантастически хорошо с ней и он питает к ней нежные чувства, но не понимает, почему она не интересуется им. Так что песня со зловещим подтекстом».
Metallica. Kill 'Em All. Дебютный студийный альбом американских металлистов. Не могу сказать, что в восторге от него, тем не менее, эта пластинка оставила глубокий след в истории рок-музыки, став вдохновением для многих последователей Metallica.
Первоначально лонгплей должен был называться Metal Up Your Ass («Металл вам в задницу») и иметь провокационную обложку, однако группу убедили изменить концепцию, так как дистрибьюторы опасались, что подобное содержание сведёт на нет коммерческий успех альбома. Финальную идею названия альбома приписывают басисту Клиффу Бёртону. Фраза «Kill 'Em All» («Прибить их всех») была эмоциональной реакцией музыканта на ситуацию с дистрибьюторами: «Эти звукозаписывающие компании - ублюдки… прибить бы их всех!». Ларс Ульрих решил, что Kill 'Em All подойдет для названия альбома...
Def Leppard. Pyromania. Третий студийный альбом британской хард-рок-группы Def Leppard. Альбом достиг 2 места в американском чарте Billboard 200 и 18 места в британском. Альбом продался количеством свыше 10 миллионов копий в США и получил статус бриллиантового.
Действительно классная работа, хотя и весьма причёсанная.
Pink Floyd. The Final Cut. Двенадцатый студийный альбом Pink Floyd, который многие считают сольной работой Роджера Уотерса. И после него дороги музыкантов окончательно разошлись. Альбом посвящён Эрику Флетчеру Уотерсу, отцу Роджера, погибшему во Второй мировой войне.
Альбом достиг первого места в хит-парадах Великобритании и шестого в США. К маю 1983 г. в США было продано более миллиона экземпляров, и он получил статус платинового. Тем не менее, The Final Cut является наименее продаваемым альбомом группы со времён Meddle (1971). Но у меня пластинка по-прежнему вызывает только добрые чувства.
Marillion. Script For A Jester's Tear. Дебютный студийный альбом британской нео-прогрессивной рок-группы Marillion. Альбом считается частью «новой волны» британского прогрессив-рока, которая также помогла дать вторую жизнь более ранним прогрессив-рок-группам.
Великолепную обложку к альбому разработал Марк Уилкинсон, который и в дальнейшем продолжит сотрудничать с Marillion.
«He Knows You Know» — второй сингл с альбома Script for a Jester's Tear. Он занял 35-е место в британском чарте.
Iron Maiden. Piece Of Mind. Четвёртый студийный альбом Iron Maiden. Одна из лучших, на мой взгляд, работ британских металлистов.
Flight of Icarus — песня, основанная на греческом мифе об Икаре, который расплавил воск на крыльях, слишком близко приблизившись к солнцу. И, как в фильме "Формула любви", "в общем, все умерли".
Dio. Holy Diver. Дебютный студийный альбом группы Ронни Джеймса Дио. Он собрал новую команду после ухода из Black Sabbath. Holy Diver был записан в стиле последних работ Саббатов, что привлекло многих фанатов этой группы к новому коллективу Ронни.
Сам Дио был признан читателями журнала Kerrang! лучшим вокалистом, а его группа — лучшим новым коллективом 1983 года. В более позднем интервью музыкант сказал, что для него есть три безупречных альбома: Rainbow Rising (Rainbow), Heaven and Hell (Black Sabbath) и Holy Diver (Dio).
ZZ Top. Eliminator. Особенная, переломная пластинка техасского трио, в своём восьмом альбоме сумевшем вывести классический блюз прямиком на дискотеку. Пластинка названа в честь красного Ford-купе 1933 года, впоследствии ставшего визиткой бородачей.
По словам Билли Гиббонса, "тяжесть синтезаторов создала замечательную основу, которая позволяла гитаре оставаться самой собой. Я думаю, это потому что синтезаторы могли звучать на октаву ниже бас-гитары; это было прекрасным полнотелым фундаментом звука, который контрастировал с любой из моих гитарных партий".
Название песни TV Dinners и её текст - о популярных в США так называемых «телевизионных обедах». Это название, которое в 1950-х было реальной торговой маркой, стало в США именем нарицательным для упакованного замороженного или охлаждённого обеда из нескольких блюд, который достаточно подогреть в микроволновой печи. В песне герой восхищается такими обедами («двадцатилетняя индейка в тридцатилетних консервах») и готов есть их снова и снова.
Billy Idol. Rebel Yell. Второй студийный альбом британского рок-музыканта. Это название Айдол позаимствовал у марки бурбона, который однажды пил в гостях у группы The Rolling Stones.
Rebel Yell оказался очень успешным, и четыре сингла с него попали в «Billboard Hot 100», сам же альбом добрался до шестой позиции в чарте «Billboard Hot 200». В британском журнале Classic Rock промелькнула публикация со следующими словами: «Если хотя бы половина металлистов изредка производила подобные творения, мир рока был бы гораздо богаче и разнообразнее».
Electric Light Orchestra. Secret Messages. Десятый студийный альбом британской рок-группы Electric Light Orchestra. По замыслу участников E.L.O. пластинка должна была стать двойной, однако менеджеры звукозаписывающей компании отказались от предложения, объяснив это тем, что затраты на запись будут слишком большими, поэтому от идеи двойного альбома пришлось отказаться.
В Secret Messages гитары стали играть основную роль, как это было и раньше, до того как в музыке E.L.O. стали преобладать синтезаторы.
Mötley Crüe. Shout at the Devil. Второй студийный альбом американской глэм-метал группы Mötley Crüe. В коммерческом плане пластинка стала прорывной: в итоге было продано более 4 млн. копий.
«Без этого альбома не было бы многих великих хейр-метал-групп», — заметил один из обозревателей. — «Великолепная пластинка. Это было чертовски круто. Они установили планку. Люди посмотрели на это и сказали: „Черт, нам нужно круто одеться, мэн“».
Thin Lizzy. Thunder and Lightning. Двенадцатый и последний студийный альбом ирландской рок-группы Thin Lizzy. Пластинка имела достаточно тяжёлый звук и достигла 4 места в Великобритании.
Тур в поддержку альбома был намечен как прощальный. Последний концерт в Великобритании группа дала на фестивале в Рединге 28 августа 1983 года, а свою лебединую песню музыканты спели в Нюрнберге 4 сентября на фестивале «Monsters of Rock».
AC/DC. Flick of the Switch. Девятый студийник австралийцев. Выдающимся его не назовёшь, тем не менее, альбом достиг высокого уровня продаж в США и позднее получил платиновый статус за тираж более 1 000 000 экземпляров. На родине и в Великобритании пластинка добралась до 4 места в национальном хит-параде.
Ozzy Osbourne. Bark at the Moon. Третий сольный альбом Оззи, в записи которого участвовал гитарист Джейк И. Ли, ранее игравший в том числе с Dio. Ли стал соавтором заглавной композиции, остальные же были единолично написаны самим Осборном.
Сингл «Bark at the Moon» стал первым большим хитом Осборна в Великобритании, заняв 21 строчку хит-парада, после чего Оззи вместе с группой выступил с ним в телепрограмме Top Of The Pops.
Accept. Balls To The Wall. В финале - наши горячо любимые немцы. Пятый студийный альбом Accept был продан тиражом 2 млн. копий. При его записи впервые в истории группы был использован цифровой метод записи.
Удо Диркшнайдер высказался по поводу заглавного трека: «Кроме этой песни у Accept есть масса других не менее популярных композиций. Но именно эта стала нашим гимном. Так происходит всегда: просто выбирается какая-то одна песня, которая навечно становится визитной карточкой группы».
Продолжим обзор рок-альбомов 80-х, и в следующей публикации - пластинки 1984 года. До встречи.
Подписывайтесь, будет ещё много музыки и новостей. На разный вкус.
О рок-альбомах и рок-исполнителях читайте подборку Рок-музыка.