Помяненный (Колчимский) камень в морозном инее

Дорога дальняя

С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда. Везде был, да не просто был, а был в разные времена года, разную погоду и время суток. Остается только развлекать не сильно бывалых друзей и знакомых в качестве гида.

И вот и в эти длинные выходные договорился с узкой группой единомышленников на тренировочную поездку в качестве крайне лайтового горного трекинга на одну из известных вершин Пермского края — Помяненный (Колчимский) камень. Эта средней величины гора Пермского края интересна как условной доступностью для поездки выходного дня, так и фактурными останцами, придающие этому горному отрогу схожесть с разрушенной древней крепостью.

Несмотря на то, что я уже был на Помяненном камне дважды, оба раза это было летом, а отзывы зимних походов на него часто указывали на необходимость дополнительной экипировки кошками и другим альпинистским снаряжением. И хотя в Пермском крае до сих пор околонулевая температура и чистая земля, но ввиду значительно более северного расположения горы и ее высоты под 800 метров, было бы благоразумно предположить более низкие температуры и наличие снега. Это и стоило нам проверить.

Но человек предполагает, а бог располагает — в последний момент мои товарищи с поездки спрыгнули и в путь выехал я налегке — в компании с жизнерадостной Катенькой. Для нее такой поход тоже был определенным экспириенсом и своеобразной проверкой.

Ехать до Помяненного от Перми не близкий путь — более 350 километров, из них 320 займет путь по асфальту до Красновишерска и еще 30 в сторону Ваи по грунтовке. В виду короткого светового дня решили разбить дорогу на две части. Накануне вечером доехали и заночевали на постоялом дворе Соликамска, а утром с рассветом выдвинулись.

За час неспешно доехали до Красновишерска и ожидаемо из сухой осени попали в снежную зиму — все вокруг было покрыто неглубоким, но плотным слоем снега. Еще через полчаса мы оказались на отвороте с грунтовки в лес. Здесь у путешественников есть выбор: оставить машину и пойти дальше пешком или попытаться преодолеть на ней еще пару километров с форсированием небольшого ручья и множества глубоких луж.

Мы выбрали второй вариант и поскакали по замерзшим кочкам, проваливаясь в лужи по тонкому льду. Без каких-либо проблем через пять минут выехали ну нужную просеку. С нее в ясную погоду открываются отличные виды на Помяненный камень, но нам пока не фартило — низкая облачность скрывала от наших глаз вершину горы.

Судя по отсутствию следов на дороге, мы должны были быть первыми на маршруте, но на просеке увидели группу туристов. Как позднее оказалось, они ночевали неподалеку в палатках. Пока мы собирали рюкзак, группа ушла далеко вперед и скрылась в лесной полосе.

И кони понесли

Идти по свежему неглубокому снегу было ходко и не грязно. Достигнув леса мы с удовольствием шагали по петляющей тропке вдоль ручья.

Следом начался едва заметный подъем, деревья стали редки, а под ногами захлюпало верховое болото. Спустя полтора часа мы вышли к началу курумника, где передыхала ушедшая вперед группа. Тропу дальше припорошило снегом, но она еще читалась.

Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-2

Мы пошли вверх по склону, стараясь идти по протоптанной накануне тропе. Как я и ожидал, огромные глыбы курумника были покрыты льдом и инеем, поэтому от быстрого передвижения по ним сразу пришлось отказаться. Приходилось постоянно выверять каждый шаг, проверяя путь перед собой палками на наличие твердого основания.

Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-3

Вскоре из тумана показалась башня первого отрога и следующие полтора часа мы провели исследуя ее окрестности. Идти к дальним отрогам в таких условиях было бы несколько самонадеянно — в условиях короткого светового дня мы скорее всего на обратном пути попали бы в потемки.

Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-4
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-5
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-6
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-7

После полудня тяжелое серое облако над горой постепенно развеялось ветром и сквозь висящий в воздухе иней стал проглядывать матовый свет солнца.

Миллионы тонн камня, нависающие над головой впечатляют
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-9
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-10
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-11
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-12
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-13
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-14
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-15
В хорошую погоду с горы видно алмазный прииск.
Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-17

Обратно спустились без приключений, часто просто осторожно скользя по камням на задницах. Нас вполне выручали хорошие треккинговые ботинки, но, по-хорошему, даже в таких условиях здесь лучше передвигаться на кошках. В обратную сторону под горку шли очень быстрым шагом, обогнав за 50 минут по пути всех возвращающихся туристов и, обернувшись напоследок, смогли наконец-то увидеть Помяненный камень во всей своей красе.

Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-18

Поход в обе стороны занял у нас 5,5 часов, идеально уложившись в световой день. На выезде из Красновишерска понаблюдали в обратном порядке переход из зимы в сухую осень.

Дорога дальняя С некоторых пор есть у меня определенная печаль в опыте путешествий по родному Пермскому краю — со временем встаешь перед дилеммой, что ездить уже особо-то некуда.-19
Спустя пару десятков километров…

Важное дополнение: с 07.07.2023 года за посещение Помяненного камня взимается туристический сбор в размере 100 рублей. Оплатить его можно на сайте ГБУ ПК "Дирекция особо охраняемых природных территорий".

На этом все.
Оставайтесь на линии. Слава роботам.