Прошлым летом, возжелал я необычно отметить свой день рождения. Авантюра этого "неформата" представилась мне в виде поездки на север Пермского края в двухдневный автокемпинг с посещением оторванных от цивилизации уголков дикой природы. Поскольку компания по туристическому опыту собралась весьма разношерстная, в ходе длительных дискуссий принял волевое решение посетить Ветлан и Помяненный камень.
Ветлан оставить для мейнстрима, поскольку формат его посещения обременим только для хромых и горбатых, а для более сильных впечатлений подняться на одну из самых высоких точек Урала — Помяненный (Колмчимский) камень (да, да, я в курсе, что есть гора Народная (1895 метров), да и некоторые другие кряжи (Баcеги, например) будут немного повыше). Между этими мероприятиями я запланировал кемпинг с ночевкой на берегу северной речки Язьвы, где собственно и предаться празднованиям и общению.
Выдвинулись утром в субботу на двух машинах (Туарег и Прадо) в составе 9 человек. Путь Пермь-Соликамск пролетел незаметно — стратегический запас горячительного начал планомерно уничтожаться еще на старте. Поэтому, чтобы не внезапно не "обсохнуть" ближе к вечеру, пришлось заехать в Соликамск и пополнить бар в местной лавке.
По пути в Красновишерск предложил друзьям заехать посмотреть бьющий из под земли фонтан, а заодно немного подкрепиться нехитрой снедью. Предложение было поддержано троекратным "Веди нас, Сусанин!" и вот мы уже в тени борового леса уплетаем бутерброды под шум небольшого гейзера.
Чтобы вы не удивлялись наличием в Пермском крае такого нехарактерного природного образования, сразу скажу, что это дело рук человеческих — когда-то нефтяники бурили здесь скважины, да и оставили одну с трубой, проходящей через водоносный горизонт.
После приема на грудь пищи двинулись дальше — прямиком на Ветлан. Проскочили Красновишерск и вот через 10 минут мы уже у подножия скалы.
В 2015 году при подъеме на Ветлан произошел несчастный случай — женщина подскользнулась на лестнице, упала и стукнулась головой о перила. Удар оказался смертельным. После этого полетели чиновничьи головы в ведении которых находилась лестница на вершину. Поэтому, в этом году был назначен очередной тендер, а лестница была демонтирована. Лето уже заканчивается, а туристы, невзирая на строгие таблички карабкаются на скалу по крутому склону.
Пока все "новички" бегали с вытаращенными глазами по скале и делали селфи, я прошелся и сделал дежурные карточки.
Несмотря на то, что я был здесь уже в третий раз, идя на спуск я тем не менее ощутил душевный подъем — не зря все таки такие места привлекают людей. Такое же волнение, полагаю, ощутили и все мои спутники.
Без приключений вернулись к машинами и поехали на место стоянки. Подсказанное мне коллегами место кемпинга оказалось действительно прекрасным — огромная поляна окаймленная лесом на высоком берегу прохладной речки Язьвы. Разбили лагерь и с удобствами расположились. Спустя какое время подтянулся Сергей и присоединился к празднованию. Ели мой фирменный плов, который уже похоже стал обязательным атрибутом выездов на природу, выпивали целебные напитки — компания была веселой, подарки — отличными, тосты — задушевными. Так растрогался, что отошел в мир Морфея прямо в кресле у костра — праздник удался.
Проснувшись наутро, застал озабоченного Сергея, который напомнил, что надо бы уже выдвигаться, в связи с чем начал собирать свой скарб. Мы не спеша перекусили, покупались и загрузили барахло в машины. А Сергей тем временем так и продолжал собирать свои пожитки, перекладывая их в багажнике разными способами. Мы подождали какое-то время на поляне, но потом часть коллектива зароптала и мы выехали на дорогу ждать нашего домовитого товарища. Спустя полчаса машина Сергея все-таки выкатилась из леса (алилуйя!) и мы помчались на Помяненный камень.
Путь на него довольно прост — проезжаешь насквозь Красновишерск и берешь направление в сторону Ваи. Далее 35 километров по довольно качественной грунтовке и сразу за указателем "35 км" отворот на лесную колею, на въезде которой стоит указатель на гору. Дорога узкая с редкими карманами и неглубокими лужами, но седаны там без посторонней помощи скорей всего не пройдут — не хватит клиренса. Полтора километра и мы выехали на широкую просеку по правую руку. На просеке также стоял знак, подтверждающий верное направление, а вдалеке виднелась конечная точка нашего путешествия — Помяненный камень.
Странное название скажете вы и будете правы. Как и не уйдете от истины, предположив, что здесь не обошлось без красивой легенды. Изучая информацию по горе я был весьма удивлен, что здесь опять замешана местная санта-барбара.
Про камни Ветлан и Полюд есть живописная история примерно следующего содержания:
Здесь можно услышать от таких же ходоков красивую старинную легенду. В кратком пересказе звучит она так: когда-то жили два крепких парня на этом районе и даже дружили. Звали их красивыми русскими именами: одного Полюд, другого Ветлан. И все у них было хорошо если бы не красавица Вишера, на которую они вдвоем вдруг поимели виды. "Они хотели чтобы их любили" (Федя Бондарчук). Понятно, что словом за слово — шашкой по столу и вот уже наши кореша мечут друг в друга каменные глыбы. А красавица тоже не проста — нравились ей оба сластолюбца очень и от обоих она хотела маленького и может даже не одного. И встала она между ними, но паренькам было уже не до нее — так метали они через нее булыжники шесть дней, пока не набили себе шишки и не притомились. Потом сели они наземь сырую, плюнули в сторону друг друга (видимо на Вишеру) и окаменели. Так и вздымаются они в мрачном безмолвии, а между ними несет свои холодные воды одинокая Вишера.
Так вот, как оказалось, не обошлось в этой истории без кузнеца родни. Был у Вишеры еще и батенька, владевший очень сильным колдунством. Шаманом он был в общем. И не нравилась ему крепкая мужская дружба Ветлана и Полюда — либерально настроенные граждане здесь бы сказали о нетолерантном мышлении закорузлого гомофоба. Думал он все, думал — как бы верных друзей рассорить — и вот, случай подвернулся — подросла у него дочка, вошла в детородный возраст, что и стало причиной вышеописанного конфликта между богатырями. А метать в друг друга кирпичи — это их хитрый шаман подговорил.
Недолго музыка играла — богатыри полегли, дочка от тоски и бездетности превратилась в холодную Вишеру. Загрустил тут шаман — пошел на гору, да и там околел, а безымянный камень стал Помяненным. Вот и сказочке конец — а кто слушал, тому вне очереди.
А для всех остальных немного практической информации: GPS-координатыПомяненного камня — N 60° 20'05.61"; E 57° 36'43.45", максимальная высота достигает 780 метров над уровнем моря. Подножие горы скрыто смешанным лесом, вершина — курумник. От точки где заканчивается пригодная для проезда дорога до горы пешего хода 4 километра, это примерно 1,5 часа (обратно выходит на треть быстрее). Пока мы ходили, мимо нашей стоянки проехали несколько подготовленных внедорожников — они не стали сворачивать на просеку как мы, а проехали прямо — по всей видимости там есть дорога ведущая к более близкой точке высадки.
Ну а теперь возвращаемся к реальности — увидев гору вдали наш коллектив взроптал и раскололся. Половина наотрез отказалась идти — в итоге на гору пошли только пятеро — две семейные пары и я. По просеке мы довольно быстро достигли края леса и погрузились в чащу. Тропинка оказалась довольно извилистой — дорогу часто преграждали поваленные деревья, промоины и небольшие моховые топи. Вскоре чаще стали попадаться большие глыбы в живописном окружении черники.
На исходе 1,5 часов мы неожиданно вышли на склон курумника.
Идти по этим огромным глыбам оказалось довольно просто — погода была сухая, а поверхность камня не вселяла опасений на предмет подскользнуться — знай себе перескакивай с одного валуна на другой.
Пропрыгав так минут 15 мы поднялись на большую площадку, от которой курумник шел уже к самой вершине.
Здесь наш отряд опять понес потери — трое остались отдыхать, а я и Павел поспешили наверх. Добраться на саму шапку нам не удалось — для этого необходимо снаряжение и опыт альпинизма. Мы дошли до уступа справа от скалы. Надо сказать, что на вершине очень сильный порывистый берег — в какие-то моменты хотелось обхватить скалу как родную маму. Я также пожалел, что не приспособил резинку от трусов на кепку — ветер так и норовил ее сорвать. И вот мы на вершине!
Описывать ощущения смысла нет — это надо испытать, впитать этот восторг вместе с потом долгого перехода, порывами ветра на вершине, запахом этого пьянящего простора.
По возвращению к месту стоянки нас ждал вкусный шашлык, а потом уставшие и счастливые мы отправились в обратный путь.