Найти в Дзене

Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (6–7 годы жизни)

Автор И. В. Бурцева — учитель-дефектолог ГБОУ ЦЛП и ДО, г. Москва Для детей 3–4 лет: https://dzen.ru/a/ZUnyjezVDQD9RvIC?referrer_clid=1400& Для детей 4–5 лет: https://dzen.ru/a/ZUnzgTpAJ3MqLUHl?referrer_clid=1400& Для детей 5–6 лет: https://dzen.ru/a/ZUn04vZbiyZZu2Nr?referrer_clid=1400& Подготовительная к школе группа (6—7 год жизни) Развитие элементарных математических представлений • Тема «Пространственные представления» Игра «Найди и промолчи» Цели: учить ориентироваться в пространстве, находить заданный предмет по словесной инструкции, развивать внимание, память, умение следовать инструкции. Оборудование: предметы окружающей обстановки. Ребенок находит предметы (не более двух-трех), названные дефектологом, но не показывает и не говорит, где они находятся. Затем закрывает глаза и говорит, что он нашел и где данный предмет • Тема «Сегодня. Завтра. Вчера» Игра «Что раньше?» Цели: закрепить временные представления о прошедшем, будущем и сегодняшнем времени. Оборудование: сюжетные карти
Оглавление

Автор И. В. Бурцева — учитель-дефектолог ГБОУ ЦЛП и ДО, г. Москва

Для детей 3–4 лет: https://dzen.ru/a/ZUnyjezVDQD9RvIC?referrer_clid=1400&

Для детей 4–5 лет: https://dzen.ru/a/ZUnzgTpAJ3MqLUHl?referrer_clid=1400&

Для детей 5–6 лет: https://dzen.ru/a/ZUn04vZbiyZZu2Nr?referrer_clid=1400&

Добавьте описание
Добавьте описание

Подготовительная к школе группа (6—7 год жизни)

Развитие элементарных математических представлений

• Тема «Пространственные представления»

Игра «Найди и промолчи»

Цели: учить ориентироваться в пространстве, находить заданный предмет по словесной инструкции, развивать внимание, память, умение следовать инструкции.

Оборудование: предметы окружающей обстановки.

Ребенок находит предметы (не более двух-трех), названные дефектологом, но не показывает и не говорит, где они находятся. Затем закрывает глаза и говорит, что он нашел и где данный предмет

• Тема «Сегодня. Завтра. Вчера»

Игра «Что раньше?»

Цели: закрепить временные представления о прошедшем, будущем и сегодняшнем времени.

Оборудование: сюжетные картинки о трех временных пространствах («Снег пошел», «Слепили снежную бабу», «Снежная баба растаяла»).

Ребенок раскладывает серию картинок. При составлении предложений по серии используются слова: вчера, сегодня, завтра

• Тема «Дни недели»

Игра «Поставь по порядку»

Цели: закрепить понятия о последовательности дней недели, показать, что последовательность всегда одна и та же. Учить обозначать дни недели цифрой.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 7.

Ребенок расставляет числовой ряд от 1 до 7. Затем называет по порядку дни недели, показывая при этом соответствующую цифру

• Тема «Порядковый счет»

Игра «По порядку становись!»

Цели: закрепить умение считать по порядку в пределах 10.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ребенок расставляет игрушки в заданном дефектологом порядке, называет порядковый номер каждой игрушки, меняет игрушки местами и снова считает по порядку

• Тема «Числа от 1 до 10»

Игра «Ну-ка, числа, встаньте в ряд!»

Цели: закрепить знание числового ряда.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.

Дефектолог дает ребенку задание расставить все числа в правильном порядке и назвать их. Затем ребенок называет «соседей» указанных взрослым чисел

• Тема «Число 0»

Игра «Небылицы»

Цели: закрепить умение правильно использовать число 0 в решении практических задач, развивать мышление, внимание, сообразительность.

Оборудование: картинка с нелепым сюжетом.

Дефектолог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и назвать все ошибки, которые сделал художник. После выполнения задания ребенку следует задать вопросы, опираясь на сюжет картинки.

— Сколько китов может поместиться на дереве?

— Сколько ты видел летающих волков?

— Сколько яблок может вырасти на елке?

• Тема «Состав чисел 2 и 3»

Игра «Дополни»

Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел одного большего, в нахождении неизвестного слагаемого при известной сумме и другом слагаемом в практических действиях.

Оборудование: счетный материал.

Варианты заданий для ребенка:

— У меня одна красная палочка. Дополни до трех, но возьми палочки другого цвета.

— У меня была одна желтая палочка, а теперь стало две —красная и желтая. Что я сделала?

• Тема «Состав числа 4»

Игра «Соберем и разберем»

Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел числа 4 и раскладывании числа 4 на два меньших числа.

Оборудование: числовые фигуры.

Дефектолог показывает ребенку карточку с числовой фигурой 2 и просит подобрать вторую карточку так, чтобы получилось число 4.

Дефектолог показывает карточку с числовой фигурой 4 и просит составить число 4 из двух карточек

• Тема «Состав числа 5»

Игра «Найди пару»

Цели: упражнять в составлении числа 5 из двух меньших чисел и раскладывании числа 5 на два меньших числа.

Оборудование: изображения разного количества одинаковых предметов, достаточного для составления числа 5.

Дефектолог выкладывает картинку с изображением четырех яблок, ребенок добавляет карточку, на которой изображено одно яблоко? и т. д.

• Тема «Состав числа 6»

Игра «Дополни»

Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел одного большего, в нахождении неизвестного слагаемого при известной сумме и другом слагаемом в практических действиях.

Оборудование: счетный материал.

Варианты заданий для ребенка:

— У меня три красных палочки. Дополни до шести, но возьми палочки другого цвета.

— У меня было четыре желтых палочки, а теперь стало шесть палочек двух цветов. Что я сделала?

• Тема «Состав числа 7»

Игра «Семь гномов»

Цели: закрепить умение составлять число 7 разными способами.

Оборудование: фигурки семи гномов, две картинки с изображениями банок с разным вареньем.

Задача ребенка — показать, как гномы могли поделиться на группы, выбирая варенье

• Тема «Состав числа 8»

Игра «Соберем и разберем»

Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел числа 8 и раскладывании числа 8 на два меньших числа.

Оборудование: числовые фигуры.

Дефектолог показывает ребенку карточку с числовой фигурой 4 и просит подобрать вторую карточку так, чтобы получилось число 8.

Дефектолог показывает карточку с числовой фигурой 8 и просит составить число 8, используя две карточки

• Тема «Состав числа 9»

Игра «Найди пару»

Цели: упражнять в составлении числа 9 из двух меньших чисел и раскладывании числа 9 на два меньших числа.

Оборудование: картинки с изображениями разного количества одинаковых предметов, достаточного для составления числа 9.

Дефектолог выкладывает картинку с изображением шести яблок, ребенок добавляет карточку, на которой изображены три яблока? и т. д.

• Тема «Состав числа 10»

Игра «Добавлялки»

Цели: закрепить знание о составе числа 10.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.

Карточки с цифрами следует разделить между ребенком и взрослым так, чтобы было можно показать состав числа 10 (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5).

Первым карточку с цифрой выкладывает дефектолог, а ребенок добавляет до 10

• Тема «Точка. Прямая линия. Отрезок. Ломаная линия»

Игра «Я знаю, что надо придумать!»

Цели: закрепить представления о точке, прямой линии, ломаной линии и отрезке, развивать воображение, конструктивные навыки.

Оборудование: лента, ножницы, ватный диск, счетные палочки, лист бумаги, карандаш.

Ребенку предлагается с помощью данных предметов показать точку (ватный диск), прямую линию (лист бумаги и карандаш), ломаную линию (счетные палочки) и отрезок (лента, ножницы)

• Тема «Числовой отрезок»

Игра «Сбежавшие числа»

Цели: закрепить представления о числовом отрезке в практической деятельности.

Оборудование: модель числового отрезка, на котором пропущены некоторые числа, карандаш.

Дефектолог дает задание ребенку вписать пропущенные числа, затем посчитать в прямом и обратном порядке

• Тема «Сложение»

Игра «Сколько вместе?»

Цели: закрепить представление о сложении как об объединении совокупностей предметов.

Оборудование: счетный материал, разложенный по маленьким коробочкам, и большая коробка.

Ребенок выполняет ряд заданий на сложение, дефектолог комментирует его действия, затем они меняются ролями

• Тема «Вычитание»

Игра «Сколько осталось?»

Цели: продолжать учить совершать арифметическое действие — вычитание, закрепить представление о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; развивать внимание, память.

Оборудование: 4 коробочки, наполненные счетным материалом (в количестве не более 10).

Дефектолог дает задание ребенку сосчитать предметы в коробочке, затем убрать определенное количество и сосчитать, сколько предметов осталось. Затем ребенку следует назвать количество оставшихся предметов в каждой коробочке

• Тема «Результат действий»

Игра «Фокусник»

Цели: закрепить представление о результатах действий сложения и вычитания в практической деятельности.

Оборудование: ширма (экран), счетный материал.

В роли «фокусника» выступает ребенок, которому следует определить по изменению количества предметов, какое действие произвел дефектолог — сложение или вычитание

• Тема «Примеры»

Игра «Примеров много, ответ один»

Цели: закрепить умение записывать и читать примеры на сложение и вычитание, навыки счета.

Оборудование: карточка, на которой записаны примеры с пропущенными цифрами и математическими знаками, но с одинаковым ответом (4+1=... 3 +... = 5; 7 – ... = 5; 7 ... 2 = 5 и др.)

• Тема «Примеры»

Игра «Соедини пример с рисунком»

Цели: закрепить умение записывать и читать примеры на сложение и вычитание, закрепить навыки счета.

Оборудование: карточки, на которых записаны примеры и сделаны рисунки, карандаши.

Каждый пример ребенку следует соотнести с подходящим рисунком

• Тема «Арифметическая задача»

Игра «Поручения»

Цели: учить составлять задачи в предметно-практической деятельности.

Оборудование: предметы окружающей обстановки.

Дефектолог дает поручения ребенку, по ходу выполнения которых строится диалог.

— Возьми себе пять карандашей. А теперь дай мне два карандаша. Сколько карандашей осталось у тебя?

— Три карандаша

• Тема «Решение задач по демонстрации действия»

Игра «Составь рассказ»

Цели: продолжать учить составлять и решать задачи на основе практической деятельности.

Оборудование: предметы окружающей обстановки.

Дефектолог выставляет в ряд пять кубиков. Затем добавляет к ним еще два кубика и просит ребенка составить об этих действиях рассказ. В ходе игры следует составить не менее трех подобных рассказов, используя различные предметы окружающей обстановки

• Тема «Решение задач по демонстрации действия»

Игра «Придумаем вместе задачу»

Цели: продолжать учить составлять и решать задачи в предметно-практической деятельности, при этом выделяя условие задачи.

Оборудование: счетный материал.

Дефектолог и ребенок совместно выполняют действия по изменению количества предметов, составляют об этом задачи, выделяют условие

• Тема «Структура задачи»

Игра «Расскажи мне про задачу»

Цели: закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ.

Оборудование: модель какой-либо геометрической фигуры, разрезанной на четыре части по принципу пазлов.

Составляя геометрическую фигуру, ребенок рассказывает о структуре задачи. Убеждаясь в том, что без одной из четырех частей не собрать фигуры, приходит к выводу о целостности задачи

• Тема «Составление задач по картинкам»

Игра «Придумай задачу по этой картинке»

Цели: упражнять в составлении задач по картинке, учить выделять числовые данные и те реальные действия, которые привели к изменению количества предметов.

Оборудование: сюжетная картинка, тетрадь, карандаш.

Дефектолог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и придумать по ней коротенький рассказ. Затем предлагает ребенку «переделать» рассказ в задачу и решить ее, записав решение и ответ в тетрадь

• Тема «Составление задач по картинкам»

Игра «Нарисуй и расскажи»

Цели: продолжать учить придумывать задачу по рисунку, закреплять знания о структуре задачи.

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши.

Дефектолог предлагает ребенку сделать рисунок к маленькому рассказу: «Во дворе была клумба. На клумбе росли тюльпаны. Три красных тюльпана и два желтых».

Затем ребенку следует «переделать» рассказ в задачу и решить ее, записав решение и ответ на листе

• Тема «Придумывание задач по указанным числовым значениям»

Игра «Придумаем задачу вместе»

Цели: упражнять в составлении задач по указанным числовым данным, учить делать рисунок к задаче, отражая в нем условие.

Оборудование: карточки с цифрами и математическими знаками, альбомный лист, цветные карандаши.

Карточки с цифрами следует выложить перед ребенком в порядке, соответствующем решению задачи. Затем с опорой на пошаговую инструкцию задача составляется и схематично зарисовывается. Решение задачи выкладывается с помощью цифр и математических знаков. Ответ выделяется

• Тема «Вычитание»

Игра «Сколько осталось?»

Цели: продолжать учить совершать арифметическое действие — вычитание, закрепить представление о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

Оборудование: счетный материал, ширма, призовые фишки.

Дефектолог расставляет перед ребенком определенное количество предметов, просит их пересчитать. Затем отсчитывает и убирает часть предметов, закрывает результат ширмой и просит ребенка назвать оставшееся количество.

После этого дефектолог убирает ширму и дает ребенку возможность проверить свой ответ. При правильном ответе ребенок получает призовую фишку

• Тема «Нахождение суммы и остатка»

Игра «Какой результат?»

Цели: закрепить знания о действиях сложения и вычитания, умение определять результат этих действий; развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

Оборудование: счетный материал, ширма.

Дефектолог демонстрирует и комментирует различные действия по изменению количества предметов, результат закрывает ширмой. Задача ребенка — правильно определить результат действий (стало большестало меньше) и проверить свой ответ, когда дефектолог уберет ширму

Ознакомление с окружающим и развитие речи

• Тема «Овощи»

Игра «Готовим борщ»

Цели: закрепить знания об овощах, умение выбирать заданные картинки из группы подобных по памяти.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Дефектолог называет ребенку овощи, которые необходимы для приготовления борща, без опоры на картинки. Затем предлагает самостоятельно выбрать картинки с овощами, необходимыми для борща, среди изображений других овощей

• Тема «Фрукты»

Игра «Готовим компот»

Цели: закрепить знания о фруктах, умение выбирать заданные картинки среди подобных.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Ребенок получает задание выбрать для компота только фрукты красного цвета, правильно назвать их, определить форму и вкусовые качества

• Тема «Ягоды»

Игра «Вкусное варенье»

Цели: закрепить знания о ягодах, развивать навык словообразования.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Ребенку необходимо построить фразу по образцу, данному дефектологом, правильно образовав относительные прилагательные.

— Я буду варить варенье из малины. Малиновое варенье...

• Тема «Грибы»

Игра «Подбери словечко»

Цели: закрепить знания о грибах, развивать память, умение имитировать действия.

Оборудование: муляжи грибов.

Ребенок получает задание назвать и показать как можно больше действий, которые можно совершать с грибами.

Слова-действия: искать, собирать, срезать, чистить, мыть, варить, жарить, солить, сушить.

При необходимости дефектолог помогает ребенку

• Тема «Деревья и кустарники»

Игра «Доскажи словечко»

Цели: закрепить знания о сходствах и различиях деревьев и кустарников.

Оборудование: картинки по теме.

Ребенок заканчивает начатое взрослым предложение.

— Дерево — высокое, а куст...

— Фрукты растут на деревьях, а ягоды...

— У дерева есть ствол, а у куста...

— У дерева есть толстые ветки, а у куста...

• Тема «Осень»

Игра «Подбери картинку»

Цели: закрепить знания о признаках осени, умение слушать и слышать, соотносить текст и сюжет картинки.

Оборудование: картинки ко всем временам года.

В ходе игры ребенок подбирает картинки к тексту, который медленно читает дефектолог. Таким образом отбираются картинки, относящиеся к осени

• Тема Бытовые приборы

Игра «Наши помощники»

Цели: закрепить знания о назначении и применении бытовых приборов, развивать логическое мышление.

Оборудование: изображения бытовых приборов и ситуаций, требующих их применения (стиральная машина — белье, пылесос — мусор, холодильник — продукты).

Задача ребенка состоит в правильном составлении пар из предъявленных картинок

• Тема «Изменение в природе осенью»

Игра «Скажи наоборот»

Цели: закрепить знания об отличительных признаках лета и осени.

Оборудование: картинки по теме.

Ребенок заканчивает фразу, начатую дефектологом.

— Летом дни длинные, а осенью...

— Летом листья зеленые, а осенью...

— Летом трава густая, сочная, а осенью...

• Тема «Одежда»

Игра «Как платье попало в магазин»

Цели: уточнить последовательность действий при изготовлении предметов одежды, знание названий материалов, развивать мышление и внимание.

Оборудование: серии картинок по теме.

Ребенку следует правильно разложить серии картинок по изготовлению различных предметов одежды и рассказать об этом. (Сначала делают выкройку, затем платье шьют, потом отглаживают утюгом, везут в магазин, вешают на вешалку.)

• Тема «Обувь»

Игра «Торопись, да не ошибись»

Цели: закрепить умение правильно называть детали обуви.

Оборудование: предметные картинки.

Дефектолог показывает, а ребенок называет детали обуви. В случае затруднения следует предложить ребенку показывать названные взрослым детали обуви

• Тема «Головные уборы»

Игра «Кому это подходит?»

Цели: закрепить названия головных уборов, умение соотносить головной убор с определенной профессией.

Оборудование: предметные картинки с изображениями людей различных профессий (врач, повар, военный, фокусник и др.) и карточки с изображениями головных уборов, соответствующих данным профессиям.

Ребенок соотносит картинки попарно, называет профессию и головной убор, принадлежащий человеку данной профессии

• Тема «Дифференциация: одежда, обувь, головные уборы»

Игра «Голова, тело, ноги»

Цели: закрепить обобщающие понятия одежда, обувь, головные уборы, умение классифицировать.

Оборудование: предметные картинки по теме, картинки большего размера с изображениями головы, тела, ног человека.

Ребенку следует разложить предметные картинки соответственно предназначению и назвать каждую группу обобщающим словом

• Тема «Зима»

Игра «Слово одно, картинок — много»

Цели: развивать мышление, расширять словарный запас, познакомить с образными выражениями.

Оборудование: предметные картинки.

Задача ребенка — правильно показать следующие предметы: ковер в доме человека и снежный «ковер»; шубу, которую носит человек, снежную «шубу» на дереве и «шубу» лисы; шапку для человека и снежную «шапку» на дереве; зеркало в доме человека и «зеркало» замерзшей реки; столовую, в которой обедают люди, и птичью «столовую»

• Тема «Забавы детей зимой»

Игра «Что сначала, что потом?»

Цели: закрепить знания о забавах детей зимой, умение работать с серией картин.

Оборудование: серия картин («На улице идет сильный снег», «Снег закончился, и во дворе собрались дети», «Дети лепят снежную бабу», «Дети водят хоровод вокруг снежной бабы»).

Сначала дефектолог беседует с ребенком о зимних забавах детей, а затем предлагает разложить картинки по порядку и рассказать, что было вначале, что потом и чем все закончилось

• Тема «Зимующие птицы»

Игра «Поможем птичкам зимой»

Цели: закрепить представления о признаках зимы, особенностях жизни птиц зимой, воспитывать чувство ответственности и сопереживания, развивать мышление.

Оборудование: изображения предметов зимней одежды, игрушек, тарелки с супом, чашки с горячим чаем, хлебных крошек, зернышек, семечек, кормушки.

Ребенку следует выбрать те предметы, которые помогут птицам пережить холодную и голодную зиму

• Тема «Домашние птицы»

Игра «Птичьи прятки».
Цели: закрепить знания о домашних птицах, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику.

Оборудование: зашумленные картинки с изображениями домашних птиц, цветные карандаши.

Дефектолог просит ребенка найти и назвать всех птиц, изображенных на картинке, обвести их разными по цвету карандашами

• Тема «Домашние животные»

Игра «Ассоциации»

Цели: закрепить знания о домашних животных, развивать мышление, внимание, умение объяснять свой выбор.

Оборудование: предметные картинки (пакет молока, корова, яйца, курица, собака, дом, кошка, мышка, баран, клубок ниток, лошадь, телега с грузом).

Дефектолог просит ребенка рассмотреть и назвать картинки, разложить их парами

• Тема «Дифференциация: дикие и домашние животные»

Игра «Домики»

Цели: закрепить знания об условиях жизни диких и домашних животных.

Оборудование: изображения диких и домашних животных, их жилищ.

Дефектолог просит ребенка подобрать картинку к картинке, назвав каждое животное и его жилище.

Дефектологу следует напомнить ребенку о том, что дикие животные сами строят свои «домики», а о домашних животных заботится человек

• Тема «Транспорт»

Игра «Дорисуй машину и расскажи, что внутри»

Цели: закрепить умение узнавать и называть отличительные знаки машин специального назначения, рассказывать о работе людей на этих машинах.

Оборудование: трафареты, сюжетные картинки и цветные карандаши.

Ребенок обводит названную дефектологом машину по трафарету, дорисовывает ее с опорой на картинку, а затем рассказывает о назначении данной машины

• Тема «Транспорт»

Игра «Путешествие»

Цели: упражнять в различении и назывании различных видов транспорта.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Ребенку следует закончить фразу, начатую дефектологом, и правильно показать картинку.

— Сначала я ехал на...

— Затем спустился под землю и поехал на...

— Потом я целую ночь ехал на...

— После этого я полетел на...

— Дальше я поплыл на...

• Тема «Посуда»

Игра «Разноцветная посуда»

Цели: уточнить название и назначение различных видов посуды (кухонная, столовая, чайная).

Оборудование: трафареты и цветные карандаши.

Дефектолог дает задание ребенку обвести красным карандашом кухонную посуду, желтым — столовую, зеленым — чайную

• Тема «Мебель»

Игра «Новоселье»

Цели: уточнить знание названий и назначение различных видов мебели, ее частей.

Оборудование: альбомные листы, предметные картинки по теме.

Каждый альбомный лист используется ребенком для моделирования с помощью предметных картинок какой-либо комнаты в квартире — кухни, детской, гостиной, спальни

• Тема «Москва — столица России»

Игра «Расскажем друг другу про Москву»

Цели: закрепить знания о достопримечательностях Москвы, умение составлять предложения с опорой на сюжетные картинки, развивать монологическую и диалогическую речь.

Оборудование: иллюстрации по теме.

Игра проводится в форме беседы взрослого и ребенка. Ребенка следует стимулировать к использованию полученных ранее знаний и обращению к собственному опыту

• Тема «Весна»

Игра «Отгадай загадки о весне»

Цели: закрепить знание признаков весны, учить внимательно слушать загадку, понимать ее смысл.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, тексты загадок.

Дефектологу следует выразительно читать загадки, привлекать внимание ребенка к наглядному материалу, объяснять значение незнакомых слов, образных сравнений

• Тема «Насекомые»

Игра «Дорисуй до целого»

Цели: развивать зрительное восприятие, внимание, графические навыки, закрепить знание отличительных признаков насекомых.

Оборудование: недорисованные контурные изображения насекомых, карандаши.

Дефектолог предлагает ребенку назвать насекомых, которых он видит, дорисовать каждого из них, добавить что-то свое и дать название картинке

• Тема «Рыбы»

Игра «Найди такую же рыбку»

Цели: продолжать учить составлять описание предмета, находить предмет по описанию, воспитывать умение выслушивать задание до конца.

Оборудование: парные предметные картинки по теме (у дефектолога и ребенка).

Дефектолог составляет описание, а ребенок находит у себя нужную рыбку. Затем описание составляет ребенок, а дефектолог показывает и называет рыбку

• Тема «Обобщающие понятия: птицы, рыбы, насекомые»

Игра «Летает, плавает, ползает»

Цели: закрепить полученные знания о птицах, рыбах, насекомых, изученные обобщающие понятия; развивать внимание, память.

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Дефектолог называет рыбу, птицу или насекомое, а ребенок — его способ передвижения: плаваетплавает и летаетлетаетлетает и ползаетползает

• Тема «Профессии»

Игра «Все профессии нужны!»

Цели: закрепить знания о труде взрослых (виды деятельности, атрибуты), развивать внимание, память.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, фишки-поощрения.

Ребенок быстро отвечает на вопросы взрослого, за каждый правильный ответ получает фишку, после выполнения задания количество фишек подсчитывается

• Тема «Учебные принадлежности»

Игра «Собери портфель в школу»

Цели: закрепить полученные знания, развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование: макет школьного портфеля, предметные картинки с изображением игрушек, одежды, продуктов, школьных принадлежностей.

Задача ребенка — собрать в портфель только те предметы, которые будут необходимы в школе, объяснить свой выбор

• Тема «Лето»

Игра «Запомни и переверни»

Цели: закрепить изученные признаки лета, развивать память, внимание, связную речь.

Оборудование: сюжетная картинка по теме.

Работа по перевернутой картинке. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картинку и постараться хорошо запомнить все, что на ней нарисовано. Затем взрослый переворачивает картинку, и ребенок называет все, что смог запомнить