Автор И. В. Бурцева — учитель-дефектолог ГБОУ ЦЛП и ДО, г. Москва
Для детей 3–4 лет: https://dzen.ru/a/ZUnyjezVDQD9RvIC?referrer_clid=1400&
Для детей 4–5 лет: https://dzen.ru/a/ZUnzgTpAJ3MqLUHl?referrer_clid=1400&
Для детей 5–6 лет: https://dzen.ru/a/ZUn04vZbiyZZu2Nr?referrer_clid=1400&
Подготовительная к школе группа (6—7 год жизни)
Развитие элементарных математических представлений
• Тема «Пространственные представления»
Игра «Найди и промолчи»
Цели: учить ориентироваться в пространстве, находить заданный предмет по словесной инструкции, развивать внимание, память, умение следовать инструкции.
Оборудование: предметы окружающей обстановки.
Ребенок находит предметы (не более двух-трех), названные дефектологом, но не показывает и не говорит, где они находятся. Затем закрывает глаза и говорит, что он нашел и где данный предмет
• Тема «Сегодня. Завтра. Вчера»
Игра «Что раньше?»
Цели: закрепить временные представления о прошедшем, будущем и сегодняшнем времени.
Оборудование: сюжетные картинки о трех временных пространствах («Снег пошел», «Слепили снежную бабу», «Снежная баба растаяла»).
Ребенок раскладывает серию картинок. При составлении предложений по серии используются слова: вчера, сегодня, завтра
• Тема «Дни недели»
Игра «Поставь по порядку»
Цели: закрепить понятия о последовательности дней недели, показать, что последовательность всегда одна и та же. Учить обозначать дни недели цифрой.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 7.
Ребенок расставляет числовой ряд от 1 до 7. Затем называет по порядку дни недели, показывая при этом соответствующую цифру
• Тема «Порядковый счет»
Игра «По порядку становись!»
Цели: закрепить умение считать по порядку в пределах 10.
Оборудование: мелкие игрушки.
Ребенок расставляет игрушки в заданном дефектологом порядке, называет порядковый номер каждой игрушки, меняет игрушки местами и снова считает по порядку
• Тема «Числа от 1 до 10»
Игра «Ну-ка, числа, встаньте в ряд!»
Цели: закрепить знание числового ряда.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.
Дефектолог дает ребенку задание расставить все числа в правильном порядке и назвать их. Затем ребенок называет «соседей» указанных взрослым чисел
• Тема «Число 0»
Игра «Небылицы»
Цели: закрепить умение правильно использовать число 0 в решении практических задач, развивать мышление, внимание, сообразительность.
Оборудование: картинка с нелепым сюжетом.
Дефектолог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и назвать все ошибки, которые сделал художник. После выполнения задания ребенку следует задать вопросы, опираясь на сюжет картинки.
— Сколько китов может поместиться на дереве?
— Сколько ты видел летающих волков?
— Сколько яблок может вырасти на елке?
• Тема «Состав чисел 2 и 3»
Игра «Дополни»
Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел одного большего, в нахождении неизвестного слагаемого при известной сумме и другом слагаемом в практических действиях.
Оборудование: счетный материал.
Варианты заданий для ребенка:
— У меня одна красная палочка. Дополни до трех, но возьми палочки другого цвета.
— У меня была одна желтая палочка, а теперь стало две —красная и желтая. Что я сделала?
• Тема «Состав числа 4»
Игра «Соберем и разберем»
Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел числа 4 и раскладывании числа 4 на два меньших числа.
Оборудование: числовые фигуры.
Дефектолог показывает ребенку карточку с числовой фигурой 2 и просит подобрать вторую карточку так, чтобы получилось число 4.
Дефектолог показывает карточку с числовой фигурой 4 и просит составить число 4 из двух карточек
• Тема «Состав числа 5»
Игра «Найди пару»
Цели: упражнять в составлении числа 5 из двух меньших чисел и раскладывании числа 5 на два меньших числа.
Оборудование: изображения разного количества одинаковых предметов, достаточного для составления числа 5.
Дефектолог выкладывает картинку с изображением четырех яблок, ребенок добавляет карточку, на которой изображено одно яблоко? и т. д.
• Тема «Состав числа 6»
Игра «Дополни»
Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел одного большего, в нахождении неизвестного слагаемого при известной сумме и другом слагаемом в практических действиях.
Оборудование: счетный материал.
Варианты заданий для ребенка:
— У меня три красных палочки. Дополни до шести, но возьми палочки другого цвета.
— У меня было четыре желтых палочки, а теперь стало шесть палочек двух цветов. Что я сделала?
• Тема «Состав числа 7»
Игра «Семь гномов»
Цели: закрепить умение составлять число 7 разными способами.
Оборудование: фигурки семи гномов, две картинки с изображениями банок с разным вареньем.
Задача ребенка — показать, как гномы могли поделиться на группы, выбирая варенье
• Тема «Состав числа 8»
Игра «Соберем и разберем»
Цели: упражнять в составлении из двух меньших чисел числа 8 и раскладывании числа 8 на два меньших числа.
Оборудование: числовые фигуры.
Дефектолог показывает ребенку карточку с числовой фигурой 4 и просит подобрать вторую карточку так, чтобы получилось число 8.
Дефектолог показывает карточку с числовой фигурой 8 и просит составить число 8, используя две карточки
• Тема «Состав числа 9»
Игра «Найди пару»
Цели: упражнять в составлении числа 9 из двух меньших чисел и раскладывании числа 9 на два меньших числа.
Оборудование: картинки с изображениями разного количества одинаковых предметов, достаточного для составления числа 9.
Дефектолог выкладывает картинку с изображением шести яблок, ребенок добавляет карточку, на которой изображены три яблока? и т. д.
• Тема «Состав числа 10»
Игра «Добавлялки»
Цели: закрепить знание о составе числа 10.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.
Карточки с цифрами следует разделить между ребенком и взрослым так, чтобы было можно показать состав числа 10 (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5).
Первым карточку с цифрой выкладывает дефектолог, а ребенок добавляет до 10
• Тема «Точка. Прямая линия. Отрезок. Ломаная линия»
Игра «Я знаю, что надо придумать!»
Цели: закрепить представления о точке, прямой линии, ломаной линии и отрезке, развивать воображение, конструктивные навыки.
Оборудование: лента, ножницы, ватный диск, счетные палочки, лист бумаги, карандаш.
Ребенку предлагается с помощью данных предметов показать точку (ватный диск), прямую линию (лист бумаги и карандаш), ломаную линию (счетные палочки) и отрезок (лента, ножницы)
• Тема «Числовой отрезок»
Игра «Сбежавшие числа»
Цели: закрепить представления о числовом отрезке в практической деятельности.
Оборудование: модель числового отрезка, на котором пропущены некоторые числа, карандаш.
Дефектолог дает задание ребенку вписать пропущенные числа, затем посчитать в прямом и обратном порядке
• Тема «Сложение»
Игра «Сколько вместе?»
Цели: закрепить представление о сложении как об объединении совокупностей предметов.
Оборудование: счетный материал, разложенный по маленьким коробочкам, и большая коробка.
Ребенок выполняет ряд заданий на сложение, дефектолог комментирует его действия, затем они меняются ролями
• Тема «Вычитание»
Игра «Сколько осталось?»
Цели: продолжать учить совершать арифметическое действие — вычитание, закрепить представление о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; развивать внимание, память.
Оборудование: 4 коробочки, наполненные счетным материалом (в количестве не более 10).
Дефектолог дает задание ребенку сосчитать предметы в коробочке, затем убрать определенное количество и сосчитать, сколько предметов осталось. Затем ребенку следует назвать количество оставшихся предметов в каждой коробочке
• Тема «Результат действий»
Игра «Фокусник»
Цели: закрепить представление о результатах действий сложения и вычитания в практической деятельности.
Оборудование: ширма (экран), счетный материал.
В роли «фокусника» выступает ребенок, которому следует определить по изменению количества предметов, какое действие произвел дефектолог — сложение или вычитание
• Тема «Примеры»
Игра «Примеров много, ответ один»
Цели: закрепить умение записывать и читать примеры на сложение и вычитание, навыки счета.
Оборудование: карточка, на которой записаны примеры с пропущенными цифрами и математическими знаками, но с одинаковым ответом (4+1=... 3 +... = 5; 7 – ... = 5; 7 ... 2 = 5 и др.)
• Тема «Примеры»
Игра «Соедини пример с рисунком»
Цели: закрепить умение записывать и читать примеры на сложение и вычитание, закрепить навыки счета.
Оборудование: карточки, на которых записаны примеры и сделаны рисунки, карандаши.
Каждый пример ребенку следует соотнести с подходящим рисунком
• Тема «Арифметическая задача»
Игра «Поручения»
Цели: учить составлять задачи в предметно-практической деятельности.
Оборудование: предметы окружающей обстановки.
Дефектолог дает поручения ребенку, по ходу выполнения которых строится диалог.
— Возьми себе пять карандашей. А теперь дай мне два карандаша. Сколько карандашей осталось у тебя?
— Три карандаша
• Тема «Решение задач по демонстрации действия»
Игра «Составь рассказ»
Цели: продолжать учить составлять и решать задачи на основе практической деятельности.
Оборудование: предметы окружающей обстановки.
Дефектолог выставляет в ряд пять кубиков. Затем добавляет к ним еще два кубика и просит ребенка составить об этих действиях рассказ. В ходе игры следует составить не менее трех подобных рассказов, используя различные предметы окружающей обстановки
• Тема «Решение задач по демонстрации действия»
Игра «Придумаем вместе задачу»
Цели: продолжать учить составлять и решать задачи в предметно-практической деятельности, при этом выделяя условие задачи.
Оборудование: счетный материал.
Дефектолог и ребенок совместно выполняют действия по изменению количества предметов, составляют об этом задачи, выделяют условие
• Тема «Структура задачи»
Игра «Расскажи мне про задачу»
Цели: закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ.
Оборудование: модель какой-либо геометрической фигуры, разрезанной на четыре части по принципу пазлов.
Составляя геометрическую фигуру, ребенок рассказывает о структуре задачи. Убеждаясь в том, что без одной из четырех частей не собрать фигуры, приходит к выводу о целостности задачи
• Тема «Составление задач по картинкам»
Игра «Придумай задачу по этой картинке»
Цели: упражнять в составлении задач по картинке, учить выделять числовые данные и те реальные действия, которые привели к изменению количества предметов.
Оборудование: сюжетная картинка, тетрадь, карандаш.
Дефектолог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и придумать по ней коротенький рассказ. Затем предлагает ребенку «переделать» рассказ в задачу и решить ее, записав решение и ответ в тетрадь
• Тема «Составление задач по картинкам»
Игра «Нарисуй и расскажи»
Цели: продолжать учить придумывать задачу по рисунку, закреплять знания о структуре задачи.
Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши.
Дефектолог предлагает ребенку сделать рисунок к маленькому рассказу: «Во дворе была клумба. На клумбе росли тюльпаны. Три красных тюльпана и два желтых».
Затем ребенку следует «переделать» рассказ в задачу и решить ее, записав решение и ответ на листе
• Тема «Придумывание задач по указанным числовым значениям»
Игра «Придумаем задачу вместе»
Цели: упражнять в составлении задач по указанным числовым данным, учить делать рисунок к задаче, отражая в нем условие.
Оборудование: карточки с цифрами и математическими знаками, альбомный лист, цветные карандаши.
Карточки с цифрами следует выложить перед ребенком в порядке, соответствующем решению задачи. Затем с опорой на пошаговую инструкцию задача составляется и схематично зарисовывается. Решение задачи выкладывается с помощью цифр и математических знаков. Ответ выделяется
• Тема «Вычитание»
Игра «Сколько осталось?»
Цели: продолжать учить совершать арифметическое действие — вычитание, закрепить представление о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; развивать навыки самоконтроля и самопроверки.
Оборудование: счетный материал, ширма, призовые фишки.
Дефектолог расставляет перед ребенком определенное количество предметов, просит их пересчитать. Затем отсчитывает и убирает часть предметов, закрывает результат ширмой и просит ребенка назвать оставшееся количество.
После этого дефектолог убирает ширму и дает ребенку возможность проверить свой ответ. При правильном ответе ребенок получает призовую фишку
• Тема «Нахождение суммы и остатка»
Игра «Какой результат?»
Цели: закрепить знания о действиях сложения и вычитания, умение определять результат этих действий; развивать навыки самоконтроля и самопроверки.
Оборудование: счетный материал, ширма.
Дефектолог демонстрирует и комментирует различные действия по изменению количества предметов, результат закрывает ширмой. Задача ребенка — правильно определить результат действий (стало больше, стало меньше) и проверить свой ответ, когда дефектолог уберет ширму
Ознакомление с окружающим и развитие речи
• Тема «Овощи»
Игра «Готовим борщ»
Цели: закрепить знания об овощах, умение выбирать заданные картинки из группы подобных по памяти.
Оборудование: предметные картинки по теме.
Дефектолог называет ребенку овощи, которые необходимы для приготовления борща, без опоры на картинки. Затем предлагает самостоятельно выбрать картинки с овощами, необходимыми для борща, среди изображений других овощей
• Тема «Фрукты»
Игра «Готовим компот»
Цели: закрепить знания о фруктах, умение выбирать заданные картинки среди подобных.
Оборудование: предметные картинки по теме.
Ребенок получает задание выбрать для компота только фрукты красного цвета, правильно назвать их, определить форму и вкусовые качества
• Тема «Ягоды»
Игра «Вкусное варенье»
Цели: закрепить знания о ягодах, развивать навык словообразования.
Оборудование: предметные картинки по теме.
Ребенку необходимо построить фразу по образцу, данному дефектологом, правильно образовав относительные прилагательные.
— Я буду варить варенье из малины. Малиновое варенье...
• Тема «Грибы»
Игра «Подбери словечко»
Цели: закрепить знания о грибах, развивать память, умение имитировать действия.
Оборудование: муляжи грибов.
Ребенок получает задание назвать и показать как можно больше действий, которые можно совершать с грибами.
Слова-действия: искать, собирать, срезать, чистить, мыть, варить, жарить, солить, сушить.
При необходимости дефектолог помогает ребенку
• Тема «Деревья и кустарники»
Игра «Доскажи словечко»
Цели: закрепить знания о сходствах и различиях деревьев и кустарников.
Оборудование: картинки по теме.
Ребенок заканчивает начатое взрослым предложение.
— Дерево — высокое, а куст...
— Фрукты растут на деревьях, а ягоды...
— У дерева есть ствол, а у куста...
— У дерева есть толстые ветки, а у куста...
• Тема «Осень»
Игра «Подбери картинку»
Цели: закрепить знания о признаках осени, умение слушать и слышать, соотносить текст и сюжет картинки.
Оборудование: картинки ко всем временам года.
В ходе игры ребенок подбирает картинки к тексту, который медленно читает дефектолог. Таким образом отбираются картинки, относящиеся к осени
• Тема Бытовые приборы
Игра «Наши помощники»
Цели: закрепить знания о назначении и применении бытовых приборов, развивать логическое мышление.
Оборудование: изображения бытовых приборов и ситуаций, требующих их применения (стиральная машина — белье, пылесос — мусор, холодильник — продукты).
Задача ребенка состоит в правильном составлении пар из предъявленных картинок
• Тема «Изменение в природе осенью»
Игра «Скажи наоборот»
Цели: закрепить знания об отличительных признаках лета и осени.
Оборудование: картинки по теме.
Ребенок заканчивает фразу, начатую дефектологом.
— Летом дни длинные, а осенью...
— Летом листья зеленые, а осенью...
— Летом трава густая, сочная, а осенью...
• Тема «Одежда»
Игра «Как платье попало в магазин»
Цели: уточнить последовательность действий при изготовлении предметов одежды, знание названий материалов, развивать мышление и внимание.
Оборудование: серии картинок по теме.
Ребенку следует правильно разложить серии картинок по изготовлению различных предметов одежды и рассказать об этом. (Сначала делают выкройку, затем платье шьют, потом отглаживают утюгом, везут в магазин, вешают на вешалку.)
• Тема «Обувь»
Игра «Торопись, да не ошибись»
Цели: закрепить умение правильно называть детали обуви.
Оборудование: предметные картинки.
Дефектолог показывает, а ребенок называет детали обуви. В случае затруднения следует предложить ребенку показывать названные взрослым детали обуви
• Тема «Головные уборы»
Игра «Кому это подходит?»
Цели: закрепить названия головных уборов, умение соотносить головной убор с определенной профессией.
Оборудование: предметные картинки с изображениями людей различных профессий (врач, повар, военный, фокусник и др.) и карточки с изображениями головных уборов, соответствующих данным профессиям.
Ребенок соотносит картинки попарно, называет профессию и головной убор, принадлежащий человеку данной профессии
• Тема «Дифференциация: одежда, обувь, головные уборы»
Игра «Голова, тело, ноги»
Цели: закрепить обобщающие понятия одежда, обувь, головные уборы, умение классифицировать.
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки большего размера с изображениями головы, тела, ног человека.
Ребенку следует разложить предметные картинки соответственно предназначению и назвать каждую группу обобщающим словом
• Тема «Зима»
Игра «Слово одно, картинок — много»
Цели: развивать мышление, расширять словарный запас, познакомить с образными выражениями.
Оборудование: предметные картинки.
Задача ребенка — правильно показать следующие предметы: ковер в доме человека и снежный «ковер»; шубу, которую носит человек, снежную «шубу» на дереве и «шубу» лисы; шапку для человека и снежную «шапку» на дереве; зеркало в доме человека и «зеркало» замерзшей реки; столовую, в которой обедают люди, и птичью «столовую»
• Тема «Забавы детей зимой»
Игра «Что сначала, что потом?»
Цели: закрепить знания о забавах детей зимой, умение работать с серией картин.
Оборудование: серия картин («На улице идет сильный снег», «Снег закончился, и во дворе собрались дети», «Дети лепят снежную бабу», «Дети водят хоровод вокруг снежной бабы»).
Сначала дефектолог беседует с ребенком о зимних забавах детей, а затем предлагает разложить картинки по порядку и рассказать, что было вначале, что потом и чем все закончилось
• Тема «Зимующие птицы»
Игра «Поможем птичкам зимой»
Цели: закрепить представления о признаках зимы, особенностях жизни птиц зимой, воспитывать чувство ответственности и сопереживания, развивать мышление.
Оборудование: изображения предметов зимней одежды, игрушек, тарелки с супом, чашки с горячим чаем, хлебных крошек, зернышек, семечек, кормушки.
Ребенку следует выбрать те предметы, которые помогут птицам пережить холодную и голодную зиму
• Тема «Домашние птицы»
Игра «Птичьи прятки».
Цели: закрепить знания о домашних птицах, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику.
Оборудование: зашумленные картинки с изображениями домашних птиц, цветные карандаши.
Дефектолог просит ребенка найти и назвать всех птиц, изображенных на картинке, обвести их разными по цвету карандашами
• Тема «Домашние животные»
Игра «Ассоциации»
Цели: закрепить знания о домашних животных, развивать мышление, внимание, умение объяснять свой выбор.
Оборудование: предметные картинки (пакет молока, корова, яйца, курица, собака, дом, кошка, мышка, баран, клубок ниток, лошадь, телега с грузом).
Дефектолог просит ребенка рассмотреть и назвать картинки, разложить их парами
• Тема «Дифференциация: дикие и домашние животные»
Игра «Домики»
Цели: закрепить знания об условиях жизни диких и домашних животных.
Оборудование: изображения диких и домашних животных, их жилищ.
Дефектолог просит ребенка подобрать картинку к картинке, назвав каждое животное и его жилище.
Дефектологу следует напомнить ребенку о том, что дикие животные сами строят свои «домики», а о домашних животных заботится человек
• Тема «Транспорт»
Игра «Дорисуй машину и расскажи, что внутри»
Цели: закрепить умение узнавать и называть отличительные знаки машин специального назначения, рассказывать о работе людей на этих машинах.
Оборудование: трафареты, сюжетные картинки и цветные карандаши.
Ребенок обводит названную дефектологом машину по трафарету, дорисовывает ее с опорой на картинку, а затем рассказывает о назначении данной машины
• Тема «Транспорт»
Игра «Путешествие»
Цели: упражнять в различении и назывании различных видов транспорта.
Оборудование: предметные картинки по теме.
Ребенку следует закончить фразу, начатую дефектологом, и правильно показать картинку.
— Сначала я ехал на...
— Затем спустился под землю и поехал на...
— Потом я целую ночь ехал на...
— После этого я полетел на...
— Дальше я поплыл на...
• Тема «Посуда»
Игра «Разноцветная посуда»
Цели: уточнить название и назначение различных видов посуды (кухонная, столовая, чайная).
Оборудование: трафареты и цветные карандаши.
Дефектолог дает задание ребенку обвести красным карандашом кухонную посуду, желтым — столовую, зеленым — чайную
• Тема «Мебель»
Игра «Новоселье»
Цели: уточнить знание названий и назначение различных видов мебели, ее частей.
Оборудование: альбомные листы, предметные картинки по теме.
Каждый альбомный лист используется ребенком для моделирования с помощью предметных картинок какой-либо комнаты в квартире — кухни, детской, гостиной, спальни
• Тема «Москва — столица России»
Игра «Расскажем друг другу про Москву»
Цели: закрепить знания о достопримечательностях Москвы, умение составлять предложения с опорой на сюжетные картинки, развивать монологическую и диалогическую речь.
Оборудование: иллюстрации по теме.
Игра проводится в форме беседы взрослого и ребенка. Ребенка следует стимулировать к использованию полученных ранее знаний и обращению к собственному опыту
• Тема «Весна»
Игра «Отгадай загадки о весне»
Цели: закрепить знание признаков весны, учить внимательно слушать загадку, понимать ее смысл.
Оборудование: сюжетные картинки по теме, тексты загадок.
Дефектологу следует выразительно читать загадки, привлекать внимание ребенка к наглядному материалу, объяснять значение незнакомых слов, образных сравнений
• Тема «Насекомые»
Игра «Дорисуй до целого»
Цели: развивать зрительное восприятие, внимание, графические навыки, закрепить знание отличительных признаков насекомых.
Оборудование: недорисованные контурные изображения насекомых, карандаши.
Дефектолог предлагает ребенку назвать насекомых, которых он видит, дорисовать каждого из них, добавить что-то свое и дать название картинке
• Тема «Рыбы»
Игра «Найди такую же рыбку»
Цели: продолжать учить составлять описание предмета, находить предмет по описанию, воспитывать умение выслушивать задание до конца.
Оборудование: парные предметные картинки по теме (у дефектолога и ребенка).
Дефектолог составляет описание, а ребенок находит у себя нужную рыбку. Затем описание составляет ребенок, а дефектолог показывает и называет рыбку
• Тема «Обобщающие понятия: птицы, рыбы, насекомые»
Игра «Летает, плавает, ползает»
Цели: закрепить полученные знания о птицах, рыбах, насекомых, изученные обобщающие понятия; развивать внимание, память.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Дефектолог называет рыбу, птицу или насекомое, а ребенок — его способ передвижения: плавает, плавает и летает, летает, летает и ползает, ползает
• Тема «Профессии»
Игра «Все профессии нужны!»
Цели: закрепить знания о труде взрослых (виды деятельности, атрибуты), развивать внимание, память.
Оборудование: сюжетные картинки по теме, фишки-поощрения.
Ребенок быстро отвечает на вопросы взрослого, за каждый правильный ответ получает фишку, после выполнения задания количество фишек подсчитывается
• Тема «Учебные принадлежности»
Игра «Собери портфель в школу»
Цели: закрепить полученные знания, развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование: макет школьного портфеля, предметные картинки с изображением игрушек, одежды, продуктов, школьных принадлежностей.
Задача ребенка — собрать в портфель только те предметы, которые будут необходимы в школе, объяснить свой выбор
• Тема «Лето»
Игра «Запомни и переверни»
Цели: закрепить изученные признаки лета, развивать память, внимание, связную речь.
Оборудование: сюжетная картинка по теме.
Работа по перевернутой картинке. Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картинку и постараться хорошо запомнить все, что на ней нарисовано. Затем взрослый переворачивает картинку, и ребенок называет все, что смог запомнить