Музыкальная история. СССР, 1940. Режиссеры Александр Ивановский и Герберт Раппапорт. Сценаристы Георгий Мунблит, Евгений Петров. Актеры: Сергей Лемешев, Зоя Фёдорова, Николай Коновалов, Эраст Гарин, Анна Сергеева и др. 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Ивановский (1881–1968) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, некоторые из них («Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», «Сильва», «Укротительница тигров») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Герберт Раппапорт (1908–1983) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Два билета на дневной сеанс», «Круг», «Меня это не касается», «Черемушки», «Поддубенские частушки», «Музыкальная история», «Воздушный извозчик») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
У комедии «Музыкальная история» счастливая судьба, ее полюбили как зрители, так и кинокритики (Стоянов, 1947; Юренев, 1959; 1964; Соболев, 1967).
Кинокритик Ростислав Юренев (1912–2002) отмечал, что, «несомненно, в «Музыкальной истории» (1940) использован опыт зарубежного музыкального фильма, чрезвычайно распространенного с начала звукового кино и до сих пор. … В роли Пети Говоркова выступил еще молодой, но уже популярнейший С. Я. Лемешев. И нужно сказать, что певец легко и естественно справился с несложными задачами своей роли. В шофере нет ничего оперного. Он достоверен, обаятелен, прост. И, даже когда шофер становится премьером, он остается милым и застенчивым парнем. Это отличало «Музыкальную историю» от большинства зарубежных картин с позирующими знаменитостями. … Зоя Федорова имела гораздо более слабый драматургический материал, но с присущим ей обаянием и искренностью она сыграла чистую и гордую девушку убедительно и мило. Бесспорно, удачен был и единственный отрицательный персонаж фильма — шофер Тараканов в исполнении Эраста Гарина. Гарин зло посмеялся над теми глупыми и пустыми франтами, которые тогда назывались «пижонами», а ныне переименованы в «стиляг». Тупое раболепие перед всем заграничным, серость и косность, скрытая под безвкусным, но модным платьем, все это сыграно остро, почти гротескно, но с замечательной достоверностью. Неподвижное лицо, остановившиеся пустые глаза, гнусавые интонации и неестественно напряженные телодвижения Гарина безошибочно вызывают смех, так же как и остроумно написанный текст «Мои отсталые родители дали мне пошлое имя Федор, но я переменил его на заграничное имя Альфред и требую в первую очередь красоты!» Имя «Альфред» Гарин произносит как–то замысловато, вроде «Альпферд». «Альфред Терентьевич» долгое время служило нарицательным именем для некультурных и глупых франтов. Картину украшали и эпизодические персонажи (разбитная девушка–шофер, самодовольный исполнитель партии Онегина), и отлично записанные оперные арии и песни, а также превосходная работа оператора А. Кальцатого, создавшего своеобразный задумчивый, лиричный образ Ленинграда. Большую заслугу в создании фильма имеет и сопостановщик А. Ивановского Герберт Раппапорт, хороший музыкант и опытный кинематографист, долгое время работавший на студиях Германии и Франции» (Юренев, 1959).
Киновед Артем Сопин отмечал, что «для Ивановского работа над этим фильмом была совершенно естественна – тут сказалась его любовь к опере, знание особенностей музыкального театра. Это теплое и доброе отношение к материалу придало «Музыкальной истории» легкость и праздничность. Одновременно немецкая четкость Раппапорта не позволила прорваться привычной для Ивановского пышности и придала фильму ясность и прозрачность. Замечателен был и актерский ансамбль» (Сопин, 2010: 196).
Кинокритик Ромил Соболев (1926–1991) писал, что «не трудно увидеть, что сценаристы Е. Петров и Г. Мунблит использовали достаточно шаблонную схему для показа мастерства С. Лемешева… Но в истории Пети Говоркова, в его друзьях и пронзительно глупом антагонисте Альфреде Тараканове было что–то жизненно убедительное, что–то правдиво отражавшее судьбы советских людей того удивительного времени. А еще важнее, что режиссер пересказал на экране эту нехитрую историю с большим тактом, с чувством меры, с тонким пониманием законов жанра. Точное воспроизведение атмосферы 30–х годов, иронические наблюдения за «коммунальным бытом» тех лет, рассказ о новеньких тогда, казавшихся всем каким–то чудом Домах культуры, метко схваченные смешные, но жизненные детали — все это делает «Музыкальную историю» своеобразным и выдающимся фильмом своего времени. В нем не найдешь, может быть, глубоких срезов действительности, но не отыщешь и приторной лакировки жизни» (Соболев, 1971: 132).
Уже в XXI веке С. Кудрявцев напоминал читателям, что «слава Лемешева в широких массах, вовсе не посещающих оперные спектакли, поддерживалась благодаря радио, по которому многие слышали в исполнении этого певца прекрасные арии. И всё–таки только кино с его уникальной возможностью обращения к млн.м зрителей… было способно превратить "музыкальную историю" из жизни служителя более аристократичного искусства в предмет для поклонения целого народа» (Кудрявцев, 2006).
Мнения зрителей о «Музыкальной истории» и сегодня позитивны:
«Замечательное кино! Один из лучших советских фильмов 30–40–х годов! Нестареющая классика! Образец того, как надо снимать кино! Певец Сергей Лемешев, хоть и немного скован в драматических и лиричных сценах, но зато в вокальных эпизодах очень хорош! Популярная тогда, талантливая, чрезвычайно милая Зоя Федорова в их любовном дуэте конечно сильнее и ярче. Ее лирическая героиня – настоящая, любит по настоящему, поступает по–настоящему. Но всех затмевает гениальный Эраст Гарин, в этой одной из своих выдающихся киноработ! Я не уверен, что в сценарии персонаж Эраста Гарина был прописан настольно ярко, интересно, нетривиально! Голос, манеры, поведение использованные актером – все сыграло на персонажа Эраста Гарина, на актерскую удачу!» (Александр).
«Безусловно, фильм заслуживает самых лестных слов. … Бродячий сюжет о талантливом дилетанте, который случайно попадает на глаза маститому мэтру и, в конце концов, становится всенародно любимым и популярным, был в конце 30–х и в 40–х, мягко говоря, бродячим, причём во многих странах. Но здесь ставилась задача не просто показать талантливого вокалиста или самовлюблённого до смеха дурака, но и увязать образы с реальной жизнью. И как раз вот это и удалось лучше всего» (И. Ивлев).
«Классный фильм, настоящий шедевр! Веселый, трогательный. Актеры чудо как хороши! Душа замирает, когда поет Лемешев. Песня «Ах, ты душенька» мне очень дорога тем, что в детстве она была моей колыбельной, мой папа очень любил ее петь. Можно сказать, я выросла на ней» (Лена).
Киновед Александр Федоров
Беспокойное хозяйство. СССР, 1946. Режиссер Михаил Жаров. Сценаристы Пётр Тур, Леонид Тур. Актеры: Людмила Целиковская, Александр Граве, Михаил Жаров, Виталий Доронин, Юрий Любимов, Владимир Балашов, Георгий Светлани, Владимир Уральский, Сергей Филиппов и др. 17,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Остается только сожалеть, что знаменитый актер Михаил Жаров (1899–1981) в качестве режиссера поставил всего три фильма. Первый – военную комедию «Беспокойное хозяйство» (именно этот фильм и вошел у него в тысячу самых кассовых советских кинолент) – в 1946 году, а ироничные детективы «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин» – аж в 1970–х.
В свое время таким комедиям на военную тему, как "Беспокойное хозяйство", "Воздушный извозчик" и "Небесный тихоход" крепко досталось от критики.
Их авторов упрекали в том, что они "преследовали... развлекательные цели и мало заботились о глубине и содержательности". Но именно эти самые развлекательные цели и привлекали к этим лентам массовую аудиторию. В достаточных количествах получая "глубину и содержательность" на фронте и в тылу, зрители мечтали хоть на пару часов отвлечься от мрачных мыслей и тяжелого быта. В этом отношении музкомедии, подобные "Беспокойному хозяйству" были для многих желанными докторами-психотерапевтами. Увидеть любимых артистов – Людмилу Целиковскую и Михаила Жарова – в забавной лирической комедии уже было счастьем... Это было первым делом. Ну, а сюжет о фальшивом аэродроме, созданном для дезинформации противника был уже, как говорится в одной известной песне, потом.
С. Кудрявцев писал, что «режиссёрский дебют популярного актёра Михаила Жарова (он сам с водевильным блеском сыграл роль старшины Семибаба) подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и стремление потрафить невзыскательным вкусам зрителей, жаждущих лишь развлечения в кино. Возможно, реакцией властей на этот фильм можно считать то, что затем на целых два десятилетия всякий намёк на эксцентрику в военной тематике был исключён из кинематографического арсенала» (Кудрявцев, 2006).
Отзывы зрителей о «Беспокойном хозяйстве» по–прежнему весьма положительные:
«Фильм этот люблю с детства. И Целиковская такая солнечная, что даже настроение поднимается. … Виталий Доронин – чудеснейший актер. К сожалению, жизнь его не очень–то баловала. Он не сыграл всего, что бы мог. Да и из жизни ушел слишком рано. … Михаила Ивановича Жарова тоже люблю и уважаю. И в этом фильме он хорош. Сергей Филиппов не оставляет зрителя равнодушным» (М. Морозова).
«Люблю этот фильм из детства, хотя он со взрослой тематикой (война, героизм, дружба, порядочность). Любимые актёры молоды и востребованы, всё–таки, это всего лишь 1946 год... Я по малолетству и не понимала, что наши всегда выставляли немцев дураками, думала, так и есть. Это потом уже были более серьёзные фильмы о настоящих разведчиках, да и сама выросла мозгами. Спасибо им всем – режиссёру, сценаристу, актёрам за прекрасную картину и добрую память о старом кино» (Р. Дэвид).
«Вот оно – советское качество. Фильм с очень простеньким сюжетом, по набору актеров и сцене почти камерный, а за счет добротности и актеров (в первую очередь Жарова, Целиковской, Граве) смотрится с удовольствием, а что главное – советские фильмы можно смотреть по ряду раз» (Константин).
«Это классическая комедия, тем более в исполнении таких артистов! Я ее очень люблю!» (Петр).
Киновед Александр Федоров
Ревизор. СССР, 1952. Режиссер и сценарист Владимир Петров (по пьесе Н. В. Гоголя). Актеры: Юрий Толубеев, Анастасия Георгиевская, Тамара Носова, Павел Павленко, Сергей Блинников, Михаил Яншин, Эраст Гарин, Игорь Горбачёв, Алексей Грибов, Николай Рыбников и др. 17,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Петров (1896–1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Без вины виноватые», «Спортивная честь», «Петр Первый», «Кутузов», «Ревизор», «Сталинградская битва», «Накануне») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Литературный критик Николай Степанов (1902–1972) считал, что киноадаптация знаменитой пьесы Н. Гоголя была сделана В. Петровым «тактично, и зритель достаточно полно чувствует всё великолепие гоголевского слова, его юмор, его яркую живописность» (Степанов, 1953)
Правда, киновед Ростислав Юренев (1912–2002) посетовал на то, что театрально–академическая манера игры актеров «ослабляет сатирическое звучание комедии» (Юренев, 1964).
И уже в XXI веке М.В. Жданова, наоборот, уверена, что экранизация «Ревизора» в режиссуре Владимира Петрова может быть образцом классического прочтения пьесы в мастерском исполнении актеров (Жданова, 2018).
Киновед Александр Федоров