Во время Великой Отечественной войны на Урал эвакуировали большое число заводов с запада страны. Они, как и старые уральские заводы работали на угле. Вся энергетика региона строилась на потреблении угля, а металлургические заводы ещё использовали его при плавке металлов. Потребности Урала в угле возросли многократно. Но своего угля на Урале не было. Его привозили железнодорожными эшелонами из других регионов. Причем в огромных количествах.
В конце 1950-х было принято решение перевести максимальное количество уральских заводов и электростанций на газ, обеспечив их тем самым непрерывной подачей энергоносителя. Кроме того, снижалась нагрузка на железную дорогу. Газификация Урала позволяла значительно улучшить и экологию региона.
Самым близким географически и подходящим по объемам залежей газа оказались месторождение Газли в Узбекистане, в ста километрах от Бухары. Здесь в 1956 году были обнаружены четыре пласта природного газа с огромными запасами.
Родилась идея: построить газопровод Газли – Урал. Предполагалось, что трубопровод принесет газ тридцати трем городам Урала, в числе которых Магнитогорск, Челябинск, Свердловск, Нижний Тагил, Орск и другие. Потом название изменили на «Бухара – Урал» (как более благозвучное).
В 1961 году ЦК ВЛКСМ объявил газопровод «Бухара – Урал» Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Здесь впервые в истории газовой отрасли использовались трубы больших диаметров (1200 мм).
5 мая 1961 года бригада Семена Кузнецова сварила первый стык.
На всем протяжении трассы возводились огромные корпуса компрессорных станций, где монтировались мощные газоперекачивающие агрегаты, строились поселки газовиков со всей инфраструктурой.
Вслед за Магниткой, Челябинским тракторным и Челябинским трубопрокатным заводами в 1964 году голубой факел запылал в Свердловске и Нижнем Тагиле. В 1966 году магистральный газопровод Бухара — Урал был полностью сдан в эксплуатацию.