Пока вся страна праздновала очередную годовщину Октябрьской революции, музыканты «Ариэля» в узком кругу по традиции отмечали день рождения собственного коллектива. Так сошлось, что группа была учреждена именно в этот святой для каждого советского человека день.
Не скрою, я питаю к «Ариэлю» личную приязнь. Во-первых, свои, уральские, Челябинск — наши соседи. Во-вторых, их творчество по-настоящему уникально. В-третьих... Это что-то необъяснимое, когда музыка нравится — и всё тут.
7 ноября 1970 года на квартире руководителя первоначального состава «Ариэля» Льва Фидельмана собрались челябинские музыканты, чтобы отметить появление на сцене нового состава. Как водится, выпили, закусили... Бразды правления нового «Ариэля» были сразу переданы в руки Валерия Ярушина.
Сам худрук писал в своей книге: «И мы решили приурочить к этой дате и наш день — пусть будет двойной праздник! Забегая вперед, скажу, что очень долго эта знаковая дата была для нас почти священной! Существовал даже негласный закон — справлять день рождения ансамбля только в своем кругу с подругами или женами, и нам это удавалось!»
Состав ансамбля был таков: Лев Фидельман (орган), Лев Гуров (ритм-гитара-ритм, вокал), Валерий Слепухин (соло-гитара), Борис Каплун (ударные, скрипка, вокал) и Валерий Ярушин (бас-гитара, вокал).
Прямо во время застолья новая группа начала разучивать под фортепиано первую песню — это была «Утром солнце светит нам» на музыку The Tremeloes.
«Ариэль» с самого старта отличались от других вокально-инструментальных ансамблей. Формально проходя по ведомству ВИА, группа отличалась от коллег по сцене по нескольким показателям. Сохранялся стабильный костяк состава, не было текучки кадров, которая порой делала другие коллективы неотличимыми друг от друга. На сцене отсутствовала духовая секция и вообще лишние музыканты, то есть звучание было приближено к классике рок-н-ролла и биг-бита.
Впрочем, стилистически «Ариэль» вышли далеко за пределы своих ранних ориентиров и образцов для подражания, перейдя со временем к арт-року, солидному фолк-року на основе русской народной музыки и даже длинным техничным композициям, вдохновлённым прогом. Вплоть до рок-опер и других крупных форм. И при этом — всегда имели в запасе всенародно любимые шлягеры, от которых вставал на уши любой дворец культуры.
Лично в моём рейтинге «Ариэль» среди советских ансамблей занимают одно из первых мест — по изобретательности, мастерству, душевности. Не все их вещи мне одинаково нравятся, но сам дух команды — настоящий, в нём чувствуется огонь людей, искренне верящих в своё дело. Они до сих пор верны своим юношеским идеалам.
Конечно, моменты триумфа неизбежно оборачиваются спадом, стагнацией, усталостью. В истории «Ариэля» было много побед и отличных пластинок, но не обошлось и без неудач и споров. Бывали и творческие кризисы, которые честно признавал Валерий Ярушин: «Некоторые сочинения не выдержали испытания временем. Казалось бы, сделаны они современно и даже, не побоюсь этого слова, модно. Но тем не менее они не нашли отклика в сердцах слушателей».
С 1989 года пост руководителя занял Ростислав Гепп. Но Валерий Ярушин не сошёл с дистанции, а основал ряд собственных проектов, с которыми выступает по сей день. К счастью, разлад сменился воссоединением.
Надеюсь, сегодня музыканты «Ариэля» тоже отметят свой день рождения, как в старые-добрые времена. 53 года — не шутки! А я предлагаю в честь ариэлевского музыкального праздника узнать больше о песнях легендарной группы, послушать любимые мелодии, вспомнить светлые времена. Поверьте, оно того стоит!
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!