Найти тему

Ученик ненавидит мой предмет. Что делать?

1,2K прочитали
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Друзья, поделюсь с вами историей своей ученицы, Людмилы. Людмила преподает английский язык. Но, как показывает эта история, учитель – это больше, чем предмет.

В пятом классе у меня очутилась девочка, которая яростно ненавидела английский. Она постоянно что-то чиркала в тетради до дыр. Не хотела отвечать, не делала домашние задания, всячески мешала, саботировала. Сначала я подумала, что это может быть адаптацией. Такое в моём опыте уже было. При переходе в среднюю школу дети действительно совершают сложный скачок. У нас математическая школа, в пятом классе резко возрастает нагрузка. Не все дети выдерживают. Я стараюсь таким детям дать время и первую четверть их не дёргать.

К октябрю стало ясно, что это не адаптация, потому что обычно в это время всё налаживается. Я была озадачена: мы до этого года не пересекались, то есть это не могло быть личной ненавистью ко мне. А ситуация становилась всё хуже. У девочки начался нервный тик, в тетрадях появились надписи "ненавижу". Что помогло мне не скатиться в обиду, не принять всю ситуацию на свой счёт? Думаю, об этом стоит сказать отдельно, так как часто педагоги склонны обижаться, видеть это как что-то личное.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Во-первых, помог предыдущий опыт. Был у меня в самом начале карьеры подросток, который меня сильно доводил. Я рыдала в туалете, была уверена, что это про меня. Уже после того, как он ушёл после девятого класса, я выяснила, что у него было психическое расстройство. Это раз и навсегда научило меня не проваливаться в обиду до выяснения всех обстоятельств.

Во-вторых, я специально получила психологическое образование, будучи уже учителем. Это позволило мне понять, что дети показывают учителю свою историю либо отражают то, как учитель организовал обучение, урок, процесс познания. И это не всегда про личность учителя. Важно разделять, где твоя история, а где детская. Моя субъективная оценка – большинство тех реакций, которые я вижу от учеников, это не про меня лично. Всегда одна из двух причин. Либо я неверно организовала процесс (и это про меня, как про учителя, а не про меня, как личность), либо у ребёнка происходит в жизни что-то, из-за чего ему не до учёбы. В обоих случаях нет никакого смысла наезжать на детей.

Итак, я решила детально исследовать ситуацию. Позвонила маме. Кстати, по поводу разговоров с родителями. Я ещё на заре карьеры поняла, что начинать любой разговор с обвинений – бессмысленно и безыдейно. У меня есть свои дети, младшая – непростая. Ну вот мне позвони, скажи, что у меня ребёнок сложный или любые другие оценочные эпитеты. Зачем мне эти слова? Я и без учителя знаю, что он сложный, я от учителя другое хочу услышать. Мне нужно помочь, понять, как мы вместе можем двигаться дальше к результату, получая удовольствие в процессе. У других родителей то же самое. И если родитель видит, что учитель на стороне добра, на стороне ребёнка, в 90 процентах случаев родитель с тобой готов сотрудничать, не уходит в защиту или ответное нападение.

Я представилась, сказала, что у меня есть обеспокоенность по поводу того, что происходит на уроках. Сказала: «Давайте я расскажу вам, что я вижу. Мне было бы важно, чтобы вы рассказали, что может быть этому причиной. Может быть, есть что-то, что мне следовало бы знать, чтобы нам вместе получить положительный результат нашей совместной деятельности». Дальше я привела конкретные факты. Мама поделилась их образовательным опытом. Выяснилось, что у девочки был конфликт с педагогом английского в начальной школе. Учительница ругала девочку при всех. Я попросила разрешения у мамы оставить девочку после урока и поговорить с ней. Мама дала согласие.

Также я позвонила классному руководителю и предметникам. Узнала, что у девочки также есть проблемы с основными предметами, но не такие, чтобы доходило до такого невроза, как на уроках английского.

В итоге я попросила девочку остаться после уроков, когда она в очередной раз сдала пустую работу с надписью "ненавижу!!!! ". Сначала она сидела в закрытой позе, спрятавшись за волосами. Я положила перед ней листочек и сказала: «Скажи, пожалуйста, вот это ты кому пишешь? Я же понимаю, что мы с тобой знакомы всего полтора месяца, я ни разу тебя не ругала, не ставила двоек, не пыталась тебя принизить. Я понимаю, что, скорее всего, это ты испытываешь не ко мне».

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

И ребёнок разревелся. Сначала тихо сама с собой. Потом она, захлебываясь, сказала, что очень устала, потому что она ничего не понимает в английском, у неё всегда было плохо по предмету, и она никогда не будет понимать. Пыталась говорить мне что-то вроде: «Вы все, учителя, такие». Я на это не повелась, не стала никак реагировать. Я сказала просто: «Почему ты так считаешь? Смотри, вот сейчас мы ничего нового не проходим, так как в пятом классе всегда есть дети, у которых раньше не было английского. Я могу тебе ещё раз объяснять. У меня есть часы консультаций, мне бы хотелось, чтобы тебе стало легче на моих уроках».

Девочка через рыдания рассказала про конфликт. Потом у неё словно резко что-то переключилось, она обняла меня и ревела дальше в меня. После этого более старательной ученицы у меня не было, правда. Это не переросло в эмоциональные отношения. Нет, она не кидалась мне на шею. Это были ровные рабочие отношения. Она делала свою работу, я делала свою. После 9 класса она ушла в другую школу, даже как-то писала на своей странице в ВК, что очень скучает по одному учителю в старой школе. Угадайте по кому…

Комментарий автора канала

Друзья, я хочу подсветить те моменты, которые были выполнены верно. Если вы работаете с детьми, предлагаю пройтись по этому списку как по самооценке, если что-то из этого провисает, для вас это может быть информацией о том, на что обратить внимание в плане саморазвития:

- навык видеть картинку шире - оторвалась от своего Я, не стала сваливаться в обиду, объяснять происходящее личным отношением к себе

- умение разделить личное и профессиональное - в целом, руководствуется тем, что реакции, которые демонстрирует ребёнок, это чаще всего либо показатель того, как учитель организовал процесс либо это какая-то история про ребёнка, которую нужно рассмотреть

- исследовательский навык - провела анализ ситуации, опросила других учителей, маму, изучила предыдущий образовательный опыт

- навык коммуникации и обратной связи со взрослым - провела качественный диалог с мамой в формате обратной связи (конкретные факты, общая цель, без оценок и обвинений)

- деликатность, уважение к границам - попросила разрешение поговорить с девочкой после уроков

- навыки коммуникации и обратной связи с ребёнком - провела диалог с ребёнком, смогла не поддаться на эмоции и обвинения ребёнка

- эмоциональный интеллект - создала безопасную среду для выражения чувств, показала, что принимает любые эмоции ребёнка, предложила помощь

Что ещё вы увидели в установках и действиях учителя?

А я, пользуясь случаем, поделюсь пользой. Традиционно в преддверии курса я провела бесплатный вебинар «Дети перестали задаваться вопросами или взрослые не очень умеют этому научить?» На вебинаре рассказала, действительно ли они перестали, если да, то почему и как это исправлять. И подробнее про курс рассказала тоже. Запись вебинара тут по ссылке.