Найти тему
Гиппарион

Человек как процесс

"Люди, по сути, функционируют как непрерывные, постоянно меняющиеся, самоорганизующиеся, эмпирические процессы... Эти непрерывные процессы взаимной поддержки и являются системой в том виде, в каком она существует и функционирует".

Это цитата из статьи гештальт-психологов Нетты и Марвина Капланов «Процессы организации через переживание опыта в парных и семейных системах» / Processes of Experiential Organization in Couple and Family Systems, Netta R. Kaplan and Marvin L. Kaplan.

Статья скорее теоретическая, не самая простая для понимания, но я-таки поделюсь парой мыслей, которые которые могут быть полезны терапевтам, работающим с семейными системами и парами. Ну, раз уж прочитала.

В своих рассуждениях Капланы опираются на работы Умберто Матураны, чилийского ученого-биолога, который вместе со своим учеником, а впоследствии и коллегой Ф. Варелой десятки лет работал над изучением живых систем с точки зрения реализующих их процессов, а не отношений с окружающей средой. Можно сказать, что человек у Матураны рассматривается не как частица, а как волна, а его способ организации познания относится к его же умозаключениям примерно как трехмерное колесо к прямому следу, которое оно оставляет.

  • Итак, мысль первая, философская - о том, как мы, люди, уминаем нелинейное в линейное:

"С точки зрения гештальт-терапии, организация через переживание опыта развивается как процесс постепенного повышения конфигурационной дифференциации: процесс фокусирования на фоне несфокусированной эмпирической деятельности (Каплан и Каплан, 1985; Перлз и др., 1951). Развитие способности создавать организацию через переживание представляет собой способность организма достигать сфокусированного внимания по отношению к контекстуальной деятельности, которая ни на чем не сфокусирована. Сфокусированное внимание формируется по мере того, как организмическая система развивает способность организовывать постоянство переживания и через это способна создавать объективный опыт и, таким образом, свою собственную реальность.

Организм относится к построению им объективированной (линейной) реальности как к средству достижения эмпирической стабильности и непрерывности. То, что люди признают, рассматривают и идентифицируют как стабильное (и линейное), является их собственными конструктами. Фактически же эти конструкты создаются нелинейным образом в непрерывном организационном процессе".

  • Мысль вторая, практическая - о том, что терапевту важнее демонстрировать своим клиентам искреннюю поддержку нового опыта взаимодействия, чем свои знания и профессиональные качества. Почему – см. отрывок ниже:

"Когда терапевт уделяет внимание и обращается к тому, что представляется важным процессом возникновения изменений, члены супружеской пары или семьи получают весьма конкретную и целенаправленную поддержку. По мере изменения участниками своего функционирования, эти изменения, в свою очередь, влияют на то, как другие члены переживают поддержку в их системе взаимодействия. Внимание к тому, как люди функционируют, представляет собой тот же фокус наблюдения, что и внимание ко всей системе в ее непосредственном функционировании.

Терапевты, которые рассматривают пару или семью как функционирующую таким образом, признают, что для человека реорганизация собственного переживания представляет собой риск, связанный с выходом за пределы признаваемой, знакомой и безопасной поддержки, и требует готовности исследовать то, что предполагается относительно небезопасным. Терапевтический подход, следующий из этого, требует от терапевтов функционировать так, чтобы это помогало членам семьи формировать опыт относительной безопасности, готовности к риску и ожидания устойчивой поддержки. Ориентируясь на это, терапевты не могут выполнять эту функцию путем одной лишь демонстрации своих знаний и профессионального мастерства. Они должны предлагать отношения, которые смогут переживаться как искренне поддерживающие".

По-моему, великолепно сформулировано. К этому и добавить-то нечего.

Перевод мой, текст статьи взят из сборника статей "On Intimate Ground, A Gestalt Approach to Working with Couples", 1994.

Наука
7 млн интересуются