Частные пластиночные инициативы, так называемые 'private press' издания традиционно пользуются у коллекционеров заметным спросом - считается, что лишенные продюсерских ограничений музыканты выдают нечто превосходное по музыкальному качеству, да и изначальная лимитированность изданий вполне себе повод поставить ту или иную пластинку на полку.
Наибольший интерес вызывают альбомы 1960-1980 годов - частные пресса существовали и до этого, однако коллекционеры обращают внимание в первую очередь на модальный и спиричуел джаз, джаз-фанк, фри-джаз и другие вполне легитимные в ту пору стилевые направления. Трудно себе представить коллекционера, отбирающего себе прайват-пресса со свингом или диксилендами - а такие, надо сказать, существуют.
Дело это, конечно, требует значительных финансовых затрат - достаточно вспомнить как летом этого года выпущенная в середине шестидесятых концертная запись дуэта авангардистов Дона Пуллена и Милфорда Грейвза ушла с аукциона за более чем шесть тысяч долларов.
Тем не менее, многие подобные пластинки можно себе позволить и при гораздо более скромном бюджете - зачастую они способны удивить и в музыкальном отношении. Ниже вспоминаю пять из них, что попадали мне в руки.
Mat Marucci - Festival (Marco, 1981)
Среди более чем трех десятков упомянутых википедией выходцев из города Рим, штат Нью-Йорк можно найти к примеру Мэри Уокер, единственную женщину награжденную медалью почета, высшей военной наградой США, двух многократных победителей гонок NASCAR и Фрэнсиса Беллами, автора клятвы верности флагу США. Но энциклопедия, увы, забыла про, как бы это смешно ни звучало, 'Маленькую Италию' внутри Рима, где в 45-м году родился будущий композитор, барабанщик и преподаватель Мэт Маруччи.
Именно последним и отличился Мэт в музыкальном мире - прежде чем устроить сольные пластинки на собственном лейбле он выпустил несколько полезных книг по искусству владения ударными инструментами. Стартовал же его лейбл в самом конце семидесятых в Калифорнии, на противоположном от Рима конце США и в течение несколько лет на Marco вышло четыре пластинки с темами барабанщика.
Альбом Festival расположился в этом списке под номером 3 и преподносит слушателю шесть тем преимущественно модальной и пост-боп направленности, исполненных квинтетом с двумя саксофонистами. Именитых музыкантов на записи нет, разве что имя контрабасиста Луи Спирса может быть известно поклонникам спиричуел-джаза 70х - он засветился на таких культовых пластинках как 'African Songbird' Доллара Бренда, 'The Call' Хораса Тэпскотта и нескольких сильнейших записях Билли Харпера.
Несмотря на то, что карьера Мэта с определенным успехом продолжилась, записи на его личном лейбле Marco почти единственное, что доступно в пластиночном формате и требует пристального внимания со стороны поклонников жанра.
Krystall Klear And The Buells – Our Night Together (K2B2, 1981)
Не удосужившись обзавестись собственной англоязычной страничкой на википедии саксофонист Марти Кристалл тем не менее имеет сайт, отведенный под основанный им в начале восьмидесятых лейбл K2B2. Каждый музыкальный ресурс непременно соотносит Марти с контрабасистом Буелом Нейдлингером, напоминая названия сразу нескольких совместных джазовых проектов музыкантов - 'The El Monte Art Ensemble', 'Buellgrass' и собственно 'Krystall Klear And The Buells'.
С Нейдлингером, надо сказать, история схожая - любой текст о нем в обязательном порядке увязывает басиста с именем Сесила Тейлора. Что, впрочем, неудивительно - их авангардные записи на стыке 50-60 годов заслуженно причислены к основополагающим работам жанра. Как можно понять из названия лейбла K2B2 Буелл несет вторую часть ответственности за создание небольшого джазового предприятия.
В интересующем нас виниловом формате на K2B2 было выпущено семь релизов - много Монка, авторских тем, пара альбомов без участия лидеров лейбла. Наиболее ценной считается характерно названная 'Marty's Garage', где собраны ранее не издававшиеся записи - к примеру, дуэтный номер Нейдлингера и Арчи Шеппа, датируемый шестидесятым годом.
Что же до второй пластинки лейбла с названием 'Our Night Together', то здесь музыканты придерживаются проверенного временем формата трио саксофон-бас-барабаны, на нескольких номерах внезапно расширяя его за счет хаммонд-органа. Что важно, исполняющий на нем Джерри Питерс, взят не для нетривиального аккомпанемента - ему достается вполне ощутимое время для размашистых соло. Многие темы по настроению и гармониям напоминают все того же Монка, откровенно же рассказывающая о всех прелестях коллектива открывающая 'Flowers Pluck Themselves' отсылает к находкам ритм-секции Орнетта Коулмена образца конца пятидесятых.
Оформление пластинки уверенно следует тезисам независимого джаза семидесятых - черно-белая обложка, задумчивые, воодушевленные лица, перекликающийся с дизайном конверта аккуратно исписанный пятак. После не слишком вдумчивого ознакомления 'Our Night Together' оставляет впечатление симпатичной и насыщенной пластинки - слушатель получает выражение лица схожее с нейдлингеровским с фронтальной части конверта.
Vince Wallace - Plays Vince Wallace (Amp Records, 1974)
Внимательные любители смаковать музыкальные заимствования могли обратить внимание на то, что автором знаменитой 'Bombay Calling', композиции из которой Deep Purple сделали свой гимн 'Child In Time' числится не только лидер псих-прог-рок группы It's A Beautiful Day скрипач Дэвид Лафламм, но и некий Винс Уоллас.
Уинс написал эту мелодию еще в 1962 году, однако первая запись появилась лишь спустя пять лет, у того же Лафламма в исполнении его группы 'The Orkustra'.
Сам же Винс первый раз ее запечатлел на пластинке другой рок-группы из Сан-Франциско, 'Little John', где подыгрывал на саксофоне, а в середине семидесятых выдал джазовую версию на одной из своих двух пластинок для Amp Records, на котором собственно две его пластинки и вышло - судя по всему саксофониста и следует считать организатором лейбла.
Craig Harris - Tributes (OTC, 1985)
В сентябре этого года тромбонисту Крейгу Харрису исполнилось 70 - чем не повод вспомнить одну из его первых пластинок. В возрасте двадцати трех Харрис попал в ансамбль Sun Ra, а в тридцать случился его дебют с сольной пластинкой, на лейбле India Navigation.
В восьмидесятых последовала серия альбомов для JMT с проектом Tailgater Tails, оказывался он на Soul Note и обскурном Of The Cosmos, лейбле, кажется, со всего двумя релизами - кроме пластинки тромбониста O.T.C. может похвастать дебютной работой контрабасиста Сироне.
Довольно разноплановый альбом Харриса оказался посвящен одному из его кумиров, тромбонисту Трамми Янгу, ушедшему в 1984 году - лидер пользуется таким авторитетом, что собирает на альбом звезд джазового авангарда в диапазоне от Дейва Холланда до Билли Хиггинса, а на пластинке находится место сразу для двух барабанщиков.
Пластинки Харриса восьмидесятых заметно перекликаются друг с другом - не обходится, к примеру, без номера с диджериду (здесь это 'Underground Journey') и блюза не по форме, а содержанию (открывающая вторую сторону '24 Days An Hour'). Тромбонист выступает автором всех шести тем на альбоме и многозначительного взгляда на обложке - пластинка так и просится на полку к другим ярким релизам десятилетия.
Richard Beirach & George Mraz - Rendezvous (International Phonograph, 1981)
Неплохой бизнес учредил хозяин International Phonograph Inc. звукоинженер Джонатан Хорвич. За свою карьеру в индустрии он выполнил немало достойных работ и насобирал приличную коллекцию мастер-лент. Теперь же, за скромные 150 у.е. он готов сделать копию пленки, расположившейся у него на полке. Говорит качество там - рот разинешь.
С подобными же аудиофильскими намерениями он со своим приятелем-коллегой Дином Руманисом в начале восьмидесятых основал лейбл с внушительным названием. Как оно обычно и бывает в таких случаях продержался он так скажем недолго - всего один альбом. В попытке добиться истинного звучания он постарался минимизировать собственное вмешательство - ограничился двумя микрофонами, двух-дорожечным катушечником и двумя артистами, разместив всех в ярком концертном зале.
Стоит поблагодарить музыкантов. Им ухищрения Хорвича не помешали устроить простую и понятную дуэтную пластинку с семью авторскими номерами. Посвятили Биллу Эвансу - меланхолия очевидно присутствует. Кое-где Мраз берется за смычок, что привносит желанного разнообразия и только лишь подчеркивает общее настроение. Учитывая оформление альбом бы смело мог попасть на какой-нибудь ECM - истории же собственно пластиночные выгодно отличают 'рандеву' на фоне бесчисленных editions of contemporary music.