Крашение, ткачество, вышивка – традиционные техники японского текстиля, высоко ценившегося не только в Японии, но и за рубежом. В конце XIX века в регионе Киото появилась необычная техника художественного декоративного текстиля, получившая название юсэн биродо – создание живописных картин на основе из стриженного бархата. Такой текстиль, производившийся в основном на экспорт, выпускали компании Нисимуры Содзаэмона (Чисо Ко., Лтд.) и Ииды Синшичи (Takashimaya Co., Ltd.).
«Ныряльщик ама, везущий улов омаров по берегу моря», бархатная панель юсэн биродо, 93х99 см, конец XIX века, из коллекции Халили.
Компания Takashimaya — один из ведущих производителей художественного текстиля в Киото, была основана Синшичи Иидой в 1829 году как магазин одежды и аксессуаров. В 1831 году компания стала называться «Такашимая». В 1867 году магазин сместил фокус своего бизнеса, торгуя западными коврами и другими предметами домашнего обихода. Первоначально товары закупались в представительствах западных предприятий в Йокогаме, порту, открытом для торговли с другими странами. Во второй половине XIX века, когда Япония отказалась от политики самоизоляции, компания занялась продажей японского текстиля на экспорт и составила конкуренцию другому крупному экспортеру текстиля – компании Нисимуры Содзаэмона.
Магазин Takashimaya в Киото, © Исторический музей Такаясима, Осака.
По мере роста экспортного бизнеса компания приступила к собственному производству. В 1877 году Takashimaya нанял вышивальщицу Тацуносукэ Като, и магазин начал производить вышивальные работы под собственной маркой. Химик компании Хиросе Дзисуке разработал технологию использования новых западных химических красителей с загустителем на основе рисовой пасты, которую можно было наносить на основу через трафареты, а затем фиксировать на шелке с помощью обработки паром. Этот процесс позволил добиться живописного эффекта на тканях, которые высоко ценились на Западе. Техника, получившая название «юсэн биродо» — живописные картины на бархатной ткани, включала также ручную стрижку бархата для создания различных текстур и оттенков.
Первые работы в технике юсэн биродо, были представлены компаниями Нисимуры Содзаэмона и Ииды Синшичи на Второй национальной промышленной выставке, проходившей в Токио в 1881 году.
Четыре бархатные панели юсэн биродо для ширмы с изображением медведя, леопардов, тигров и львов, Takashimaya, 1895–1910 гг.
Фото экранных панелей «Четыре диких зверя» из альбома Отдела внешней торговли № 49, 1890-е гг. © Исторический музей Такаясима, Осака.
В Историческом музее Такаясима в Осаке хранится 38 альбомов фирмы с фотографиями произведений, представленных на зарубежных экспозициях или изготовленных на экспорт. Ширма «Четыре диких зверя» из фотоальбома Такашимая под номером 49 отличается по композиции и расположению животных, поскольку каждая работа расписывалась вручную и была уникальна.
«Горный пейзаж с хижиной на берегу озера», бархатная панель юсэн биродо, 61 х 51,4 см, около 1900 г., из коллекции Халили.
«Луна над Венецией» бархатная панель юсэн биродо по дизайну Такеучи Сейхо, 78,5х66 см, Takashimaya, около 1900 г. из коллекции музея Киёмидзу Саннэндзака, Киото.
«Пейзаж с деревьями на берегу на фоне горы Фудзи», бархатная панель юсэн биродо, 52,5 х 47 см, конец XIX века, из коллекции Халили.
«Цветущие деревья на берегу реки», бархатная панель юсэн биродо, 60 х 68 см, конец XIX века, из коллекции Халили.
«Вид на озеро, домики и мост с горой Фудзи на заднем плане», бархатная панель юсэн биродо, 61 х 51 см, около 1900 г., из коллекции Халили.
«Вид на гору Фудзи», бархатная панель юсэн биродо, 168 х 132 см, Takashimaya, около 1900 г., из коллекции Халили.
«Парусник с горой Фудзи на заднем плане», бархатная панель юсэн биродо, 75 х 70 см, около 1900 г.
«Храм Никко», бархатная панель юсэн биродо, 224 х 165 см, около 1890 г., из коллекции Халили.
Эта исключительно большая работа воспроизводит часто использовавшийся в технике юсэн биродо вид на ворота главного святилища Тосёгу, построенные в память о Токугаве Иэясу (1542-1616), основателе сёгуната Токугава. Большой мавзолей сёгуната в Никко, в горах к северу от Токио, был очень популярным местом паломничества туристов с 1870-х годов.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением храма Ицукусима с воротами Тории на переднем плане и парой пятнистых оленей, пасущихся во время отлива, 96х83 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.
Храм Ицукусима на острове Миядзима в префектуре Хиросима является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был построен над водой в 12 веке так, что во время прилива создавалось впечатление, что он плывет по морю. Во время отлива посетители могут увидеть ворота вблизи. Дикие пятнистые олени считались священными посланниками богов в синтоистской религии, сегодня они находятся под защитой, их все еще можно увидеть возле святыни.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением одинокой лодки у подножия горы Фудзи на озере Кавагути, 70х64 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением зимнего леса, 70х75 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением храма на берегу озера, 75х70 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением перепелов на фоне зимнего пейзажа, конец XIX века.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением речного пейзажа на фоне горы Фудзи, 52х52 см, около 1900 г.
Бархатная панель юсэн биродо с изображением речного пейзажа в лунном свете, 52х52 см, около 1900 г.
Четырехстворчатая ширма с бархатными панелями юсэн биродо с изображением речного пейзажа, 233х141 см, около 1900 г
Сюжеты для юсен-биродо: традиционные пейзажи, храмы, водопады, виды Фудзи, животные; в основном заимствованы из традиционной японской и китайской живописи. Бархат, отправлявшийся на экспорт, по большей части оформлялся согласно вкусам западного покупателя в виде картин в рамах либо в виде панелей для складных ширм. Для внутренней торговли картину создавали в форме традиционного подвесного свитка – какэмоно (какэдзику).
Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением летящих гусей между ветвями цветущей вишни, 130х59 см, роспись Киши Кинсуи, до 1891 г.
Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением воробьев и бамбука, 130х59 см, роспись Танаки Икка (1864-1924), до 1891 г.
Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением уток в пруду под ветвями большого клена с видом на храм Кинкакудзи вдалеке, 130х59 см, роспись Такеучи Сейхо до 1891 г.
Сотрудничество Такеучи Сейхо (1864-1942), с компанией Takashimaya началось в 1889 году, два других художника, представленные в подборке, Танака Икка и Киши Кинсуи, работали там четырьмя годами ранее. Впоследствии Такеучи Сейхо стал выдающимся художником, работавшим в стиле нихонга (неонативисты) двадцатого века.
Большая бархатная подвеска юсэн биродо с изображением тигров среди скалистого пейзажа с ручьем и бамбуком, 232х166 см, конец XIX века.
Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением храмовой пагоды среди деревьев, 113х87 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г., из коллекции музея Киёмидзу Саннэндзака, Киото.
Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением бодхисаттвы Фугена на белом слоне, 207х141 см, конец XIX века.
Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением комплекса святынь и храмов Никко, 156х115 см, конец XIX века.