«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)
Канат, 1922
Сюжет:
Рассказчик и главный герой рассказа одновременно по имени Амивелех (настоящее это его имя или оно появляется у него как некий аналог псевдонима во время обострения болезни — не известно) знакомит нас со своей психической особенностью.
Со своей болезнью, которую мы могли бы назвать манией величия, комплексом Наполеона, грандиозности и т.д.
Амивелех встречает в кафе своего двойника — человека очень похожего на себя, словно отражение в зеркале. Им оказывается канатоходец Марч. Между Амивелехом и Марчем затевается разговор, во время которого Марч признается, что ему сильно мешает в работе воображение. Амивелех воспринимает его признание как вызов и, не владея навыками хождения по висящему канату, берется выступить на площади Голубого Братства (отсылка к общине Голубого Братства в рассказе «Капитан Дюк») в роли канатоходца: пройти по канату на высоте 5-этажного дома.
Вооруженный своими сверхчеловеческими способностями и сознанием Амивелех прекрасно справляется с задачей. Но у него есть своя сверхзадача: он хочет показать людям, как спускается к ним просто по воздуху, не соприкасаясь с канатом.
Однако в какой-то момент внизу на площади ловят мошенника, карманного вора и раздаются крики толпы об этом.
Сознание Амивелеха переключается и ему в голову начинают приходить новые мысли. Он видит толпу, которая пришла на площадь для того, чтобы увидеть, как он падает.
Амивелех совершает неточное движение и срывается с каната. Жизнь ему спасают помощники Марча, расстелившие сетку.
Вылечившийся в результате этих потрясений от мании герой вскоре узнает, что Марч задумал этот ход затем, чтобы получить страховку в случае своей мнимой смерти.
Супергерой. Грин описывает своего героя как некий тип. К которому в определенной степени принадлежит и капитан Грэй в "Алых парусах" (чудотворцем называет его писатель). Если мы возьмем Человека-паука, Нео, героя кинофильма «Матрица», преодолевающих невероятные для возможностей человеческого тела препятствия (образ перемещения по воздуху от одной точки до другой на большой высоте), и очень многих других супергероев — это все о том же.
Кадр из фильма "Матрица"
«Это — король, Наполеон, Будда, Христос, Тамерлан... все вместе».
И выделяет пять ощущений этого сознания:
1. Мир прекрасен (противоположность, как нам известно, депрессивному «мир ужасен»).
2. Я всех умнее, хитрее, любопытнее, красивее и сильнее (противоположность «я ничтожен»).
3. Я очаровываю и покоряю людей.
4. Я — владыка, император неизвестной страны, пророк или страшный тиран
5. Мне поставлен памятник (в определенном смысле «прекрасное будущее»).
И добавляет цель:
«Мое предназначение — спасти мир».
Грин рассматривает в рассказе игры нашего сознания.
В чем заключается спасение мира? В том, что герой хочет продемонстрировать движение, свободное от обычного сознания.
«Опыт окончательного презрения ко всяким точкам опоры...»
Этому посвящен параллельно создаваемый роман «Блистающий мир», о котором мы вскоре будем говорить. Он выйдет в печать в следующем году.
За плечами рассказы об авиаторах. «Тяжелый воздух» (Летчик Киршин), 1912 (см. Анализ 54). «Состязание в Лиссе» (обдуманный примерно в то же время, но напечатанный недавно, в 1921 году). В «Состязании» Грин опять записывает свою мысль, желание сделать нечто, что можно сделать не с помощью техники, а с помощью искусства:
«Это купание без воды, плавание без усилий, шуточное падение с высоты тысяч метров, а затем остановка над шпицем собора, недосягаемо тянувшемся к вам из недр земли, - в то время как ветер струнит в ушах, а даль огромна, как океан, вставший стеной, - эти ощущения подобны гениальному оркестру...»
Канатоходец владеет профессией и владеет техникой. Амивелех профессией не владеет, у него что-то не так с сознанием себя и окружающего мира. А для Грина это что-то не так - символично. Нормальность ненормального.
- Так вы летаете!
Это прозвучало, как апельсин в суп.
Еще одна цитата из рассказа «Состязание в Лиссе». Саркастическое обращение неизвестного к авиатору - человеку, который собрался покорять пространство с помощью материализованной техники. Внимательный читатель вспомнит и ранний рассказ Грина «Апельсины» (см. Анализ 5) (апельсины — символ мечты и чего-то сокровенно неизвестного, чего-то очень гриновского) и суп.
«Взрослые» носили брюки навыпуск, ничего не знали (или очень мало) о существовании разрыв-травы и важнейшим делом жизни считали уменье есть суп «с хлебом».
- из рассказа «В Италию», 1906.
Точно так же иронизирует и Амивелех над Марчем и его техникой.
Секрет Амивелеха — искусство сознания. Он хочет дать урок повелевания над ним. Марч рассказывает о своем несчастье — воображении (=тревоге). Он представляет свое падение и боится, что оно произойдет на самом деле. Для Амивелеха же воображение плюс, ресурс.
Но по иронии судьбы сам же оказывается в плену этой силы воображения (=тревоге). Триггером становится сюжет с пойманным мошенником, вором. Амивелех замечает эту историю, развернувшуюся внизу и она воздействует на его сознание. Он ассоциирует с мошенником и вором себя.
«Тучи ассоциаций, сопровождающих понятие воровства, во всей их плотно земной зависимости, включительно до размышлений о пользе исправительных тюрем...»
о пользе исправительных тюрем — мысль, крамольная для Грина (о том, когда начальник тюрьмы сам освобождает заключенного, рассуждает капитан Грэй как об одном из тех так называемых чудес, которые можно делать своими руками)
«...мгновенно оседлав мозг, разодралась с великими тайнами Амивелеха»...
Это осознание ведет в итоге к излечение героя от маниакального наваждения.
А писатель словно еще раз проверяет себя, как герой рассказа «Белый огонь», сошел он с ума или нормальный. Уж больно его «видения» похожи на видения психически больного.
Статью предваряет рисунок Виктора Дувидова к сказке Ю.Олеши "Три толстяка". Историю о смелом канатоходце и бунтаре Тибуле, поднявшегося на борьбу с властью трех толстяков, Юрий Олеша написал в 1924 году, через два года после выхода в свет рассказа Грина "Канат".
Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru