Найти тему
Логопед Анна Полякова

Ребенок подвисает, что это такое?

О эта тема, наверное, одна из самых актуальных у сложных детей. Помните этот "умный взгляд аутиста", когда малыш сидит с своем мире с интересным, важным лицом, но при этом словно не здесь а внутри в себе и пробиться через завесу такого поведения крайне сложно.

Что же это за патология такая? Данный вид аморфного отключения описан в работах А. Лурии, и Т.Визель. Это достаточно распространенное явление у взрослых, перенесших инсульты и черепно мозговые травмы. Инертность поведения, сложности с включением и осознанием сигнальных механизмов.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Как все это работает на деле. С момента рождения в головном мозгу отведены отдельные зоны отвечающие за разные участки восприятия и воспроизведения. Под действием различных сил будь то инсульт, травма, кровоизлияние или ишемия первых дней жизни, сильная эпилепсия на фоне генетической поломки, отмирание клеток головного мозга на фоне опять того же генетического нарушения обмена веществ данные участки начинают страдать. Теперь не все клетки коры головного мозга полноценны и могут нормально функционировать. Бывает, что целые участки восприятия повреждены, как же быть?

Мозг механизм саморегулирующийся, он старается выстроить цепочку взаимосвязей в обход поврежденного участка. Цепочка строится к новому участку, который так же пытается адаптироваться и взять на себя эту новую функцию. Быстро пройдет эта цепочка связей как думаете? Конечно нет.

Вот мы сидим и соотносим картинку со слышимым словом. Ребенок, как скажут злые обыватели совсем "не але"... Именно на этом этапе родители обычно и сдаются. Ибо долго, сложно, и никакой отдачи, как смотрел сквозь меня так и смотрит. Психиатрия на лицо, нечего и бодаться. На вот эту первую связанную цепочку может уйти действительно много времени. Мне с моим сыном потребовалась 2-3 месяца, очень плотных занятий в никуда. Знаю специалистов, что убили на этот момент до года. Проще всего встает цепочка зрительного ориентира, соотнести два одинаковых предмета. Слышимый же эквивалент самый сложный и встает дольше всего, ведь именно на нем и будет базироваться активная речь.

Вот первые нейрончики зацепились. Знаете это ощущение, что ребенок проснулся. Оно не с чем не сравнимо, каждая мать, пережившая этот момент прибывает в небольшой эйфории. Вот он вдруг повернул свое красивое лицо аутичного принца и показал тот, что ты долбила каждый день в пустоту. Связь прошла, первая цепочка есть. Но нейроны не так просты, зацепившись друг за дружку они начинают усиливать цепь и связь. Следующий сигнал идет куда быстрее. Постепенно темп увеличивается. Скорее всего ребенок все равно будет еще немного подвисать, возможно это повисание останется с ним навсегда, но постепенно он выходит на уровень адекватной работы. Связи восстановлены, мозг ожил, функция взята. Теперь можно разрастить принявший ее участок и развить навык.

Сейчас мой сын, высказывая сложные мысли подвисает через э-э-э, словно диктор на радио. В обычной бытовой речи этого нет, но стоит углубиться в сложные учебные понятия, которые он использует не так часто или не осмыслил все их моменты до конца, как этот момент пробивается в его речи. Он думает и формулирует достаточно долго. Например, вчера мы с ним обсуждали что такое ДНК, я сказала ему вспомнить что такое клетка, про ядро и органоиды, какие у них функции, и от этого момента объясняла, что такое ДНК. Естественно, теперь мы с сыном общаемся исключительно на слух, никакой зрительной поддержки нет. Сыну было сложно говорить о клетке он снова стал подвисать через э-э-э формулируя сложные понятия, а затем он вновь подключил свою память вспомнив часть передачи по биологии, которую он легко воспроизводит наизусть но ориентируется в ней. Я привыкла к его эхолаличным проявлением памяти и способности запоминать огромный материал, в данных сложных для него вопросах. Я знаю и понимаю, что он разбирается в сказанном. Поэтому мы достаточно продуктивно обсудили этот момент. И сын понял, где находится эта цепочка ДНК и как она обрабатывает наследственную информацию, на простом уровне его 9 лет.

Вот он еще не уложенный сложный участок научных знаний, который вызывает сложности в построении суждения и умозаключений в связи с незнанием используемых в нем понятий и суждений. Но развив данный участок, связи установятся лучше и подбирать, и формулировать мысли становится куда проще. Чем больше сын узнает о клетке и ДНК, тем меньше будет висеть, говоря о них.

Иногда такие повисания и отсроченное включение связано с усталостью. Думаю, многим мамам знакомо вот это состояние вчера сделал сложное хорошо, а сегодня на элементарном тупит. Еще это явление часто возникает во время занятия, когда в начале ребенок еще готов брать материал, то к концу он устает и темп усвоения и ответов резко падает.

А вы сталкивались с повисанием у своего ребенка, как боролись и что оказалось эффективным?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.