Найти в Дзене

"Если сумеешь построить за семь дней высокую башню..."

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Нынче ведома, как пленница...
В землю Русскую, иноязычную.
Вместе с сыном твоим,
царь возлюбленный...

"Плач Сююмбике"

Ой, боюсь, вступлю сейчас на совершенно чужую для меня территорию: я всегда опасаюсь говорить об истории не русских земель: мало ли что я могу не знать или не найти. Но, как говорят - Бог не выдаст! Ну а если и будет что и кому не по нраву - то, как говорят, заранее прошу прощения...

"Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного" Xудожник Ильяс Файзуллин.
"Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного" Xудожник Ильяс Файзуллин.

Как-то не вдохновляет меня найденная картинка... Царица - непонятного возраста и злая какая-то. Но это хотя бы понять можно. А вот вместо царя-то нашего Ивана Васильевича кого это художник нарисовал? Сдаётся мне - мужа нашей царицы... Но это я, конечно, не серьёзно.

Почему вдруг такая тема, когда должна писать о жёнах? Ну хотя бы потому, что история казанской царицы Сююмбике шла параллельно истории царицы Анастасии и немного затрагивает историю царицы Кученей-Марии. Но - как я обычно говорю - давайте всё по порядку.

Об этой женщине практически не вспоминали до середины 19 века. А когда вспомнили, то внимание не заострили: ну была и была. Однако с началом 20 века её тема снова всплыла и стала активно изучаться. А ну и правда - кто это такая: пятая жена хана Сафа-Гирея (Гирая)? Почему её помнят и любят в Татарстане? И почему не забывают в России?

Русские источники о ней говорят чрезвычайно скупо: ну да - была такая, ну да - свои же сдали её русскому царю вместе с наследником престола, а царь, от греха подальше, взял и выдал её снова замуж... И всё?

Художик Булат Гильванов Алтынчеч "Царица Сююмбике"
Художик Булат Гильванов Алтынчеч "Царица Сююмбике"

Мы не знаем точной даты её рождения (как часто я пишу эту фразу!), но впервые про дочь Ногайского бия Юсуфа (Жусупа) написали в брачном договоре в 1533 году, который был заключён между юным ханом Казанского ханства Джан Али и отцом двенадцатилетней Сююм. Брак был чисто политическим, ибо не было в Ногайской орде девушки более родовитой и знатной: она была правнучкой самого Едигея! Девочка росла среди красот вольной степи, привыкшая к свободе и простору, и была не по-детски самостоятельна и своенравна. Основную часть времени Сююм проводила в степи. Этот загорелый и подвижный бесенок радовался солнцу, подставляя ему свое милое личико и ладошки, щуря при этом свои черные, как смоль, глаза. Весь ее облик источал счастье бытия от наслаждения свободой, солнцем, простором, а лицо ее напоминало спелый персик с румянцем на щеках.   Наблюдая за своей дочерью, бий Юсуф светился от гордости за нее и пророчил ей светлое будущее. А как же иначе!? Ведь такой алмаз, такой Дар Божий был достоин дорогой оправы. Жизнь Сююм текла спокойно, счастливо и беззаботно и она никогда бы не покинула эти места, но судьба распорядилась иначе.

На Казанский престол в это время претендовал, ранее свергнутый с него, хан из крымской династии Сафа-Гирей. Это обстоятельство сильно беспокоило действующую регентшу наследника Казанского престола Ковгоршат, правившую вместо несовершеннолетнего сына Джана-Али. Свадьбу наследника нужно было играть немедленно и так, чтобы родня невесты поддержала юного Казанского хана. Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась через этот брак приблизить ногайского бия Юсуфа и создать определённый противовес свергнутому хану из крымской династии Гераев, который находился у своего тестя, ногайского мирзы Мамая.

Всё рассчитала ханша Ковгоршат. Просчиталась только в одном - её сын совершенно не заинтересовался своей юной женой. Ни после свадьбы ( по её малолетству), ни через пару лет ( когда она уже выросла). Хан Джахан Али открыто пренебрегал женой, а несчастная Сююм в письмах жаловалась отцу на своё бесправное положение и просила забрать её домой.

Художник Камиль Муллашев "Сююмбика"
Художник Камиль Муллашев "Сююмбика"

Бий Юсуф требовал вернуть дочь, дипломатическая переписка того времени об этом оказалась на редкость большой по объёму... Москва выжидала - было не до Казани и Ногаев с их семейными проблемами. Да и давайте честно, тогда уже правили за малолетнего Великого князя Ивана Васильевича бояре, погрязшие в собственных разборках и дележе власти у престола.

Отгадаете, кто был крайним? Молоденькая ханша Сююм, которая оказалась никому не нужна, кроме своего обманутого отца.

Её первый брак был закончен через 2 года ( девушке - едва исполнилось 15 лет) вместе с окончанием правления её мужа. Казалось бы - верните девушку домой, к семье! Но нет. Слишком интересной фигурой на шахматной доске в разыгрываемой партии между Московском государством, Казанью и Османской империей ( читай Крымским ханством) оказалась Ногайская орда и её правитель.

Каменные, ханские палаты, узкие высокие окна - и через два с лишним года оставались чужими, не было простора для глаз и души, о которых только воспоминания оставались у Сююм. Где та родная степь, которая вспыхивала по весне алыми цветками маков? Где её любимый конь, на котором она, ещё совсем девчушка, неслась по Ногайской степи, окунувшись в её запахи и свободу?

Сафа-Гирей хан
Сафа-Гирей хан

Призванный на правление в Казанское ханство Сафа-Гирей, имеющий к тому времени уже четырёх жён, не мог пройти мимо юной вдовы, очарованный её хрупкостью. И потребовал её в качестве "наследственной жены". Он имел такое право и воспользовался им без колебаний. Ногайский бей Юсуф вынужденно согласился со вторым замужеством любимой дочери. И, надо сказать, этот брак, который продлился четырнадцать лет, был для Сююм счастливым.

Анастасия Бузунеева  Изображение из "Казанского цикла"
Анастасия Бузунеева Изображение из "Казанского цикла"

Только теперь молодая женщина поняла, что значит быть любимой женой, о которой заботятся, и она ответила хану взаимностью. В этом браке у супругов родился единственный сын: Утямыш-Гирей, в котором она не чаяла души, ведь это был сын от любимого мужа Сафы-Гирея. Но судьба - злодейка снова ей изменила - сорокалетний хан погибает, оставив любимую жену вдовой.

Что остаётся 28-летней женщине, как не начать борьбу за сохранение престола для своего сына? Странно то, что обе группировки - и промосковская, и прокрымская - были готовы принять её власть. Благодаря умершему мужу она освоила тонкости правления и стала разбираться в государственных делах. В ту пору подданные с восхищением отзывались о ханше. В знаменитом «Казанском летописце» говорится:

«Была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских – дочерей и жен боярских и княжеских».

Казанцы гордились своей правительницей, которая после смерти супруга превратилась в настоящую властительницу ханства, став регентом при малолетнем сыне. Казалось, что этой сильной и отважной женщине всё по плечу.

Снова много претендентов было на ее руку и сердце, но Сююм всех отклоняла, она оставалась верна своему любимому мужу. Ханша-регентша оказалась достойной правительницей, которая заботилась о простом народе. Ее так и называли "любимая госпожа", а это звучало, как Сююмбике. Она отменила налоги для торговцев, крестьян и ремесленников, передала в медресе при мечети свою личную библиотеку, которой пользовались преподаватели и ученики, взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен ее любимый муж. Теперь народ и государство, которыми она правила, стали для нее родными. Все два года ее царствования были отмечены благородными делами.

Художник Нияз Хазиахметов. Царица Сююмбике
Художник Нияз Хазиахметов. Царица Сююмбике

Ещё при муже - Сафа-Гирее - начались знаменитые Казанские походы царя Ивана IV. В первый раз русское войско появилось в Казанском ханстве зимой 1547-48 гг. Тогда поход закончился полным провалом для русских, но не благодаря сильному войску казанцев. Погода была на их стороне... Теперь, в 1549 году, став правительницей Сююм понимала, что Москва , а не Крым или Османская империя или Астраханский хан, представляет собой опасность. Поэтому, когда напротив города русские фактически в одну ночь собрали крепость Свияжск готовясь к новой осаде Казани, по словам «Казанского летописца», «словно свирепая львица» она начала призывать своих подданных на войну, пообещав заручиться помощью у своих родственников в Ногайской Орде, а также у Крымского и Астраханского ханств. Не получилось... Её предали свои же.

В 1551 году, когда напротив Казани была уже возведена крепость Свияжск, за спиной Сююмбике начались переговоры о её выдаче. Сююмбике попыталась сбежать из Казанского ханства, но... Отец был не против союза с Московским государством и её третьего брака со старшим братом её первого мужа, Касимовским царевичем Шах-Али (Шигалеем). Царь Иван Васильевич эту партию также одобрил. Единственная уступка для Сююм была в том, что ей разрешили проститься с могилой мужа.

Художник Нияз Хазиахметов "Сююмбике прощается с могилой Сафа-Гирея"
Художник Нияз Хазиахметов "Сююмбике прощается с могилой Сафа-Гирея"

11 августа 1551 года на Казанском устье князь Петр Оболенский-Серебряный встречал плененную царицу. Вечером того же дня они уже находились в Свияжске. Утямыш-Гирея сопровождали два сына улана Кучака. 5 сентября 1551 года все они прибыли в Москву. Ну а чтобы задобрить Московского государя, вместе с ханшей везли все её имущество - золотые и серебряные украшения, одежду, драгоценности и даже старинные летописи, составлявшие библиотеку. Казанский период жизни Сююмбике закончился московским пленом.

Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань. Художник В. Г. Худяков.
Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань. Художник В. Г. Худяков.

Правительство Сююмбике обязалось признать Касимовского правителя Шах-Али «царем на Казани», но с условием, чтобы он взял её «честно женой себе, не гордяся собою, с любовию, не яко горкую пленницу, но яко царицу любимую и прекрасну».

Однако третий брак, так же как и первый, мягко говоря был не удачным. "Патриаршья летипись" осенью 1551 года пишет:

...а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял...

Так начались горести Сююмбике в чужом для неё государстве. Сына она больше не увидит.

Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет

Утямыш-Гирей был оставлен на воспитание при царе Иване Васильевиче, а потом крещён именем Александр Сафагиреевич. В дальнейшем он станет одним из воевод русского царя. Но погибнет в 1566 году.

Прежде супруги немало враждовали. Теперь взаимопонимание так найти и не смогли – их разделяли совершенно разные взгляды и интересы. Шах-Али был совсем не рад навязанному браку, всегда впоминая о давлении на него московских властей. Лишённая практически всего и поселённая в Касимове, бывшая казанская царица снова писала к отцу, просила его забрать её к себе, об этом просили Ивана Васильевича и её братья, но царь был непреклонен. В письме одному из братьев он так обосновывал свое решение: «И тебе самому ведомо, дочь его Сююнбек сколько нам в Казани грубости учинила, и как нам ее Бог в руки дал, и мы лихое позабыли отца для вашего дружбы, и вас для». Но из Ногайской орды приехала целая делегация, чтобы удостовериться в том, Что Сююмбике жива и здорова...

Её последние годы оказались вполне прозаичными. На склоне лет она проводила большую часть времени в Касимове, где находилась под опекой личного телохранителя. Там же последняя казанская ханша и была похоронена, но сегодня местонахождение её могилы так и остаётся неизвестным.

Мечеть в г Касимов. Фото из открытых источников интернет
Мечеть в г Касимов. Фото из открытых источников интернет

Казалось бы всё. Но память людская удивительна. Мало того, что был сочинён красивый миф о Сююмбике и русском царе Иване, которому она не покорилась, и бросилась вниз с высокой башни, что стоит в Казани, так ещё в начале 20 века решили "привязать" историю Сююмбике к феминистскому движению! И помним мы сейчас не грустную и трагическую историю правительницы Казани, а рассказы о ней. Ну а правды там уже совсем немного.

Однако художники продолжают изображать Сююмбике и её сына. Композиторы сочиняют произведения, посвящённые её правлению, умные учёные пишут статьи. Даже издаётся журнал, названный её именем.

Казанский вокзал в Москве был построен с памятью о той, казанской многоступенчатой башне. Башне Сююмбике, как её называют, хотя построена она была уже в 18 веке. И именно про строительство этой башни слова из мифа: " Если сумеешь построить за семь дней самую высокую башню...", - будто бы обращённые Сююмбике к русскому царю Ивану в ответ на его требование выйти за него замуж. Хорошая сказка, однако, ведь царь был женат и у него только родился первенец. И вообще он был младше царицы Сююм лет так на шестнадцать...

А ещё казанской царице Сююмбике ставят памятники. Один из них сравнительно недавно - в июне 2022 года - был поставлен в городе Касимове Рязанской области.

Памятник Сююмбике. Касимов. Фото из открытых источников интернет
Памятник Сююмбике. Касимов. Фото из открытых источников интернет

Ещё один планируют поставить в Казани.

Макет памятника Фото из открытых источников интерет
Макет памятника Фото из открытых источников интерет

Есть и памятник в Москве. Ну скорее не памятник, а скульптурная композиция...

Статуя на Казанском вокзале в Москве. Фото из открытых источников интернет
Статуя на Казанском вокзале в Москве. Фото из открытых источников интернет

Это скульптурный образ царицы Сююмбике, выполненный скульптором И.Логвиненко. На одной из табличек этой скульптуры написано:
"Казанскому вокзалу г. Москвы от Республики Татарстан г. Казань 3 августа 1997 года". Это дар Казани на 850-летие Москвы. А я об этом даже и не знала...

Ногайская принцесса, мать наследника казанского престола, супруга хана, женщина-политический деятель - в этих ипостасях Сююм вошла в нашу историю и историческую память, став символом огромной эпохи. Она в себе соединила три постордынских государства (Казанское ханство, Ногайская Орда и Крымское ханство) и Русь, что важно для нашей исторической памяти. Казанская правительница Сююмбике была и остаётся культурным мостом, соединяющим наши народы и культуры

Изображение на стене одного из зданий в Казани. Фото из открытых источников интернет
Изображение на стене одного из зданий в Казани. Фото из открытых источников интернет

А в сети недавно появилась интересная информация: в Касимове, в мавзолее правителя Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена царица Сююмбике, не дожившая до 40 лет...