Найти тему
Нить разговора

«Разве можно управлять мыслящим человеком? Нам не нужны мыслящие люди» Айн Рэнд «Источник» - книга о современном обществе

«И стоило жить, и работать стоило!» - эти строки сразу всплыли в голове, как только я закрыла последнюю страницу. После чернушной безнадеги «Елтышевых» Сенчина этот роман, как глоток свежего воздуха.

До этого все носились с книгой «Атлант расправил плечи» этой же писательницы. Её спрашивали и мои родственники, и читатель-пенсионер, который читает «серьезное».

Сама я собиралась её прочесть и даже скачала файл, но хорошо, что брат принес бумажный вариант «Источника» и я начала с него. Оказывается, судя по отзывам сначала нужно читать «Источник», а потом «Атлант расправил плечи».

«Источник» - почему такое название? Так как книга проповедует философские идеи об устройстве нашего общества, то могу предположить, что автор имела ввиду:

  • Источник всех наших бед;
  • Источник животворящий – а именно индивидуальность, творческое начало в человеке.

Когда после прочитанного меня переполняют эмоции, мне хочется воскликнуть, как Николай Васильевич Гоголь: «Дайте мне другое перо! Перо мое вяло, мертво, с тонким расщепом для этой картины!» Так сложно описать всю гамму чувств, которые «ни пером описать».

Когда мы с мамой в который раз смотрели фильм «Влюбленные» киностудии Узбекфильм, она про одного из главных героев, которого играл Рустам Сагдуллаев, сказала, что он всегда играет таких, «идейных».

Вот и книга, о которой пойдет речь дальше, именно о таких, «идейных» людях.

«О чем она?»- спросила меня коллега по работе. Я объяснила в двух словах, что это философия и в какой-то степени утопия о людях – индивидуалистах, которые знают, чего хотят от жизни, которые идут к намеченной цели, несмотря на осуждение и неприятие общества. «Все наши беды от таких индивидуалистов!» - последовал ответ. «Значит, хорошие сапоги, надо брать!»- подумала я и продолжила чтение.😃

В книге довольно простой сюжет. Два архитектора по-разному оканчивают школу архитекторов: один с отличием и всякими рекомендациями, а второй с позором изгнан с последнего курса.

Затем в двух книгах идет описание их творческого пути. Бездарь Питер Китинг, который не питает никакой тяги к делу, которому решил посвятить всю свою жизнь, тем не менее добивается огромных успехов. Ему помогают в этом практически все герои: и его мать, с благоговением смотрящая на собственное дитятко и его невеста Китти, и красавица Доминик Франкон – журналистка, чей отец возглавляет архитектурное бюро.

Второму – рыжеволосому гению Говарду Рорку, который просто родился архитектором и в любом камне видит уже законченное здание, вставляют палки в колеса все, кто только может: даже его возлюбленная. Но Говард Рорк невозмутимо идет к своей цели и просто работает, соглашаясь на самые простые заказы. А когда заказов нет совсем, спускается в каменоломни и работает там, как проклятый.

иллюстрация Софьи Мироедовой
иллюстрация Софьи Мироедовой
кадр из фильма "Источник" 1949 год
кадр из фильма "Источник" 1949 год

Мы не будем становиться на путь спойлера, поэтому на этом закончим пересказывать сюжет.

А поговорим немного о главных героях. Самые главные герои, чье противостояние мы наблюдаем на протяжении всей книги, мне не так интересны как, например, роль некоего Эллсворта Тухи.

Этот человек работает в газете Винанда – самой знаменитой, желтой и скандальной газете Нью-Йорка. Он там ведет колонку «Вполголоса». И так вот вроде бы незаметно, вполголоса он проникает в каждый дом, в каждую голову и правит сознанием людей.

Этот человек очень тщедушный на вид, похож на ощипанного цыпленка. Но с самого детства влиял на умы сверстников и людей постарше своими проповедями. Обладая голосом, способным заставить замолчать и слушать себя любого, он распоряжается судьбами многих: поднимая на пьедестал одних, и низвергая других людей – просто по своей прихоти.

Его главная цель, как мы узнаем из его монолога перед Питером Китингом в конце книги – править миром. И ему это в некоторой степени удается.

Я думаю, что Айн Рэнд с помощью фигуры Эллсворта Тухи описала механизм одурманивания, зомбирования людей средствами СМИ.

Интересна фигура самого Винанда – владельца заводов, судов, пароходов и самой знаменитой своими скандалами газеты «Знамя». «Мы не читаем Винанда!»- кричат плакаты и члены профсоюзов.

«Мы тоже!» - парирует Винанд в ответ, прикрепив эту надпись на ветровом стекле своей машины. Почему то вспомнился отрывок из интервью Якубовича, который говорит, что он не знает, что это такое «Поле чудес» и что в его доме нельзя упоминать эту передачу.

Но так, как мы знаем, что книга «идейная» и добро в ней обязательно победит зло, то никакие поправки, никакие оправдания в стиле «а я тут не причем», здесь не проходят бесследно.

Винанд ненадолго предстает перед нами идейным и цельным, вливается в компанию полюбившихся нам героев, сражающихся за справедливость. Но Айн Рэнд дает понять, что в жизни так не получится: играть по грязному, и оставаться чистеньким. Делать то, что противно самому и почувствовать торжество духа.

Мне подумалось, что именно такие, как Эллсворт Тухи в действительности и правят миром в целом и каждым человеком в отдельности, когда у человека нет собственного разума.

В своем последнем и очень ярком монологе Эллсворт Тухи говорит о своих успехах на этом поприще:

«Разрушить ощущение ценности. Разрушить способность различать величие или достигать его. Великим человеком нельзя управлять. Нам не нужны великие люди. Не отрицай понятие величия. Разрушай его изнутри. Великое редко, трудно, оно — исключение. Установи планку на уровне, доступном для всех и каждого, вплоть до самого ничтожного, самого глупого, — и убьешь желание стараться у всех людей, маленьких и больших. Ты уничтожишь мотив к совершенствованию. Смейся над Рорком и считай Питера Китинга великим архитектором. И уничтожишь архитектуру. Превозноси Лойс Кук и уничтожишь литературу. Подними на щит Айка и уничтожишь театр. Восславь Ланселота Клоуки и уничтожишь прессу.»

Вы теперь знаете, как кто-то пытается убить литературу, присуждая литературные премии ужасным, безумным романам а те, кто смотрят концерты только по телевизору и не подозревают, что музыка для них тоже давно погибла.

Книга «Источник» Айн Рэнд про каждого из нас. Редко, практически никогда не встречаются такие люди, как Говард Рорк, которого не волнует общественное мнение.

Вот и я, прежде чем писать эту статью, почитала отзывы других читателей и мне они показались более глубокими, мне показалось, что они что-то поняли лучше, чем я.

И сразу вспоминается цитата из книги:

«Если хочешь моего совета, то ты уже сделал ошибку. Спрашивая меня. Спрашивая любого. Никогда никого не спрашивай. Тем более о своей работе. Разве ты сам не знаешь, чего хочешь? Как можно жить, не зная этого?»

-3

Спасибо за внимание!

Не забудьте поставить лайк, если статья понравилась.

Подпишитесь на мой телеграм.

Фэнтези
6588 интересуются