Почему нарциссы и пограничные проваливают тест на реальность? Почему бы им не ощущать себя в реальности? Почему нарциссы перестают развиваться и застревают навсегда в детстве? Вот в чём проблема.
Перед прочтением этой статьи рекомендую прочитать предыдущую статью на этом канале - «Расщепление, как ключ к нарциссизму. Что является спусковым крючком».
Будучи взрослыми, вы всегда можете сказать, что для вас нехорошо, плохо, неприемлемо, и что тот, кто так делает для вас плохой человек – он или она делает вам плохо и больно. Вы можете увидеть разницу между плохим и хорошим. При этом человек может быть во всём замечательным, но если он делает вам плохо, то он автоматически становится… скажем корректно – воплощением зла.
Итак, что же делать, когда у человека, с которым вы столкнулись, нет никаких смягчающих обстоятельств? В нём нет ничего хорошего, только плохое. Например, мёртвая мать. Согласно концепции Андре Грина о мёртвой матери – это мать в депрессии, эмоционально отсутствующая, нарциссичная, контролирует ребёнка, превращает его в инструмент, используя его в своих корыстных целях, а самое главное – не позволяет ребёнку отделиться, сепарироваться, чтобы стать личностью, обрести своё «Я» или Эго.
Такие матери тормозят, а часто полностью останавливают развитие ребёнка. Это плохая мать, и в ней нет ничего хорошего – она даже не кормит ребёнка, не даёт ему тепло и радость общения. Но что мешает отделиться от такой матери? Дети, которые позже становятся нарциссами или пограничными, не смогли отделиться от своих матерей, потому что их матери были «мёртвыми».
В таких матерях есть множество негативных аспектов и не наблюдается хороших, чтобы их можно было бы расщепить – отделить хорошее от плохого. Тем не менее у ребёнка механизм расщепления уже был активирован, он был включен и искал цель. А целей только две – мама и сам ребёнок.
✅ Так вот, маму невозможно расщепить – она полностью плохая, поэтому ребёнок расщепляет самого себя. Расщепление пошло в обратном направлении – вместо того, чтобы быть внешним, оно стало внутренним. Это расщепление на истинное «Я» и ложное «Я». Где истинное «Я» – это всё плохое, неприятное, слабое, ущербное, эмоциональное и ненужное.
Кстати, это объясняет, почему нарциссы ненавидят слабых людей – это проекция. Они ненавидят слабость в себе, поэтому проецируют её на себя, говоря, что вы слабые. Он сильный, а вы слабый. Истинное «Я» – это всё, что нарцисс отторгает от себя, чем он не хочет быть. А ложное «Я» — это всё, чем хочет быть нарциссический ребёнок. Ложное «Я» – это бог, индивидуальный культ, религия.
Когда родители или опекуны ребёнка не позволяют ему удовлетворять свои естественные нарциссические потребности возникает вертикальное расщепление, о котором в 1971 году писал Хайнц Кохут – ребёнок в отчаянии. Он подавляет это отчаяние и, чтобы компенсировать его, создаёт грандиозность.
Ребёнок замещает фигуры родителей собственным воображением, с помощью своего ложного «Я» – он сильнее всех, и даже сильнее родителей. Он знает больше, он всеведущ, он гениален, он совершенен, он прекрасен – он бог. Таким образом, ложное «Я» служит компенсацией.
И когда дети испытывают разочарование, травму и жестокое обращение со стороны родителей, воспитателей, опекунов, они реагируют таким образом, создавая вертикальное расщепление – это когда ребёнок одновременно чувствует свою ничтожность, и чтобы компенсировать это состояние, он начинает представлять своё величие и всемогущество. И этот конфликт из внешнего становится внутренним.
Так ребёнок начинает взаимодействовать с внутренними объектами – интроектами, потому что вовне всё печально, больно и тревожно, а внутри ты сам себе бог. Интроекты – это часть защиты фантазии ребёнка.
Когда ребёнок сталкивается с родителями, с образцами для подражания, даже с группой сверстников, которыми он восхищается и которым хочет принадлежать, он усваивает эти голоса. Но он знает, что они ненастоящие, он понимает, что этих людей нет внутри него. Значит, это только фантазия.
- И у этой фантазии есть свои собственные мотивы, свои собственные намерения и своя собственная жизнь – это важно понять. В сознании человека постоянно происходят внутренние изменения, которые не зависят от личности – это и есть процесс моментального снимка.
Когда нарцисс встречается с кем-то, кто может служить источником нарциссического ресурса, или когда он сталкивается с кем-то, кто может стать интимным партнёром – нарцисс делает моментальный снимок. Это создаёт интроект. И с этого момента, этот интроект живёт своей жизнью. Нарцисс продолжает взаимодействовать с этим внутренним объектом, игнорируя реальный объект снаружи.
Интроект больше никогда не меняется, он статичен. Чем больше интроект расходится с реальным объектом, тем больше нарцисс злится – это главная причина отказа от живого человека, который стал образцом для интроекта.
Постепенно эти расхождения становятся слишком большими, снимок перестаёт даже отдалённо напоминать реального человека, потому что реальные люди постепенно меняются – они развиваются, они растут, у них появляются новые интересы и новые дружеские отношения, а моментальный снимок остаётся прежним.
У относительно здоровых людей, не нарциссов и не пограничных, интроект постепенно меняется, он подстраивается под реальность. Но нарцисс рассматривает интроект не как фантазию, а как реальность. Для нарцисса интроектом является всё и все, в отличие от «нормальных» людей, которые понимают, где граница реальности, а где начинаются фантазии.
Таким образом, у нормальных людей интроекты взаимодействуют с Эго, потому что Эго – это принцип реальности. Некоторые интроекты взаимодействуют с Эго настолько сильно, что становятся частью Эго и известны как ядра Эго. Но у нарциссов нет Эго, и это большая проблема.
✅ По крайней мере, у них нет функционального Эго, поэтому у них нет эгоизма. Нарцисс отдаёт функции Эго на аутсорсинг – ему нужно, чтобы вы объяснили ему, что такое реальность. У него нет доступа к реальности, потому что у него нет Эго. У него нет внутреннего голоса, который говорит, где реальность, а где фантазия, что можно делать, а что нельзя, где правда, а где ложь. Поэтому ему нужно, чтобы вы сказали об этом. Из-за отсутствия Эго, у нарцисса внутри образуется пустота.
И если у вас есть интроекты, которые не могут говорить с Эго, потому что у вас нет Эго, у вас нет ядра, нет никакой сердцевины, они также не могут разговаривать сами с собой. Все интроекты взаимодействуют через Эго – оно подобно коммутатору. Если у вас нет Эго – они не могут общаться друг с другом.
Нарцисс воспринимает некоторые внутренние объекты как нечто хорошее и реальное – это эгоцентрические объекты. И когда он идеализирует вас, но превращает вас в эгоцентрический интроект, и воспринимает его как реальность. Ваш интроект становится единственной реальностью.
Когда нарцисс обесценивает вас или когда он вмешивается в то, что ему неприятно, это чуждо его состоянию – это эго-дистония. В любой момент времени у нарцисса есть обе эти группы: эго-синтонические – хорошие реальные объекты; эго-чуждые, эго-дистонические – беспокоящие, вызывающие дискомфорт и, в конечном счёте, проецируемые на внутренние объекты.
- Конечно, нарциссы используют два важных механизма: проективную идентификацию и интроективную идентификацию. При проективной идентификации нарцисс помещает себя внутрь объекта – это даёт ему иллюзию контроля над объектом. В самом начале нарцисс боится вас потерять, возникает тревога покинутости, возникает угроза постоянству объекта.
Представьте, на руке у вас кольцо с очень дорогим брильянтом, оно тяжёлое и вы постоянно боитесь, что оно соскользнёт с вашего пальца или его украдут, и вы его потеряете – это невыносимо. Примерно это чувствует нарцисс.
Это усиливает тревогу до уровня, когда больше нельзя это терпеть. Для того чтобы справиться с этим, нарцисс отождествляет себя с объектом – с вами. Этот механизм также используется при созависимости.
Проективная идентификация – это когда человек обнаруживает себя внутри другого человека и создаёт у нарцисса иллюзию контроля, отрицание беспомощности и бессилия. Конечно, проективная идентификация содержит очень сильные пассивно-агрессивные элементы.
Интроективная идентификация – это идентификация с интроектом. Нарцисс путает внутренние и внешние объекты. Это значит, что ваш интроект внутри нарцисса более реален чем вы, что хорошо на этапе идеализации. На этом этапе нарцисс отождествляет себя с вами. Это значит, что он замещает собой вас, создавая фантастическое представление вас внутри себя.
Итак, вот эти два механизма – либо нарцисс телепортирует себя, экспортирует себя в вас и становится единым целым с вами – это созависимый аспект нарциссизма. Многие нарциссы так и поступают. Или он погружает вас в себя, ассимилирует, переваривает вас и отождествляет себя с вашим образом в своём сознании, и воображает, что вы являетесь его частью.
А суть в том, что нарцисс не смог расщепить свою мать, потому что она очень монолитна – в ней только плохие черты и нет хороших. Таким образом, материнское расщепление является решающим этапом в предотвращении необходимости развивать ложное «Я». Почему возникло ложное «Я» у нарцисса? Потому что ребёнку необходимо для процесса сепарации, предварительно расщепить, разрезать, разобрать, разделить весь свой мир.
Но нарцисс не может расщепить маму, поэтому он расщепляет себя. Так возникает два «Я» - ложное и настоящее. Настоящее «Я» олицетворяет, как и его мама, только всё плохое и неподходящее, слабое и унизительное. Ложное «Я» — это всё чем ребёнок мечтает быть, всё сильное, совершенное, значимое, богоподобное. И эта временная мера, которая помогает ему выжить – это позитивная адаптация.
А потом он встречает вас, он знакомится с вами, и вы становитесь идеалом. Вы его интимный партнёр и он хочет завершить процесс отделения от матери с вами. Именно поэтому он начинает отождествлять вас с матерью – ему необходимо вас расщепить. Это называется принуждением к повторению, когда всё идёт по кругу, до бесконечности.
Итак, сначала он идеализирует вас, чтобы у вас были только хорошие качества. Это позволяет нарциссу вернуться в очень раннее детство – около шести месяцев, до года. Тогда ребёнок видит в матери только хорошее, а весь негатив проецирует на себя. Нарцисс возвращается к этому периоду. Вы становитесь тем богоподобным существом, которое даёт тепло, любовь, защиту, удовлетворение. Это речь не про половые особенности – вы не человек, а функция.
На этом этапе вы становитесь хорошим, а он – плохим. Это невыносимое состояние даже для нарцисса. Он начинает испытывать вас. Соидеализация – это процесс, в ходе которого он идеализирует вас и через это он идеализирует себя. Интроекция – это процесс, в ходе которого он усваивает вас и включает в себя. Так он усваивает вашу доброту и совершенство.
Это очень похоже на обычай дикарей, когда те съедали часть своего сильного врага – сердце, печень, мозг… для того, чтобы стать таким же сильным, храбрым и умным. Нарцисс также усваивает вас, потому что так он может обрести ваше совершенство и стать таким же хорошим, как и вы.
Первая стадия – вы очень хорошие, а он весь плохой.
Вторая стадия – совместная идеализация, соидеализация. Если у вас всё хорошо, значит, и у него всё хорошо.
Третья стадия – он поглощает, усваивает и переваривает вас. Так вы исчезаете, делая нарцисса полностью хорошим объектом.
Но нарциссу необходимо убедиться, что вы по-настоящему хороший объект, который может соответствовать его идеальной матери. Поэтому он будет вас испытывать, оскорбляя вас, провоцируя на нехорошие поступки – это нарциссическое насилие первого типа. Он доводит вас до предела, чтобы увидеть вас настоящих, раскрыть вас, разобрать. Для того чтобы можно было расщепить на хорошее и плохое.
Часто это маскируется под благожелательность и любовь. Но его требования всё время будут повышаться. Таким образом, вы обречены, потому что никто не сможет достичь этого уровня. Никогда. Ведь нарцисс живёт в фантастическом рисованном мире похожем на японские комиксы, где всё возможно, а вы живёте в физическом, реальном мире.
Он хочет убедиться, действительно ли вы хороший объект. Потому что его мама обманула его. Он думал, что его мама любит его, что она его приняла, что любовь её была безусловной. Но он ошибся. И, следовательно, всю оставшуюся жизнь, десятилетия, он не мог завершить процесс расщепления и не мог повзрослеть.
Теперь вы его последний шанс. Именно благодаря вам он получит опыт воспитания и материнской заботы. Но вы проваливаете его тест, его испытание; он меняет свою точку зрения, всё меняется на противоположное. Он снова расщепляет вас, но теперь вы становитесь только плохими. В вас больше нет ничего хорошего, а это бросает вызов его грандиозности. Поэтому ему необходимо избавиться от вас.
Это делается множеством разных способов, но сейчас это уже не существенно. Потому что вам придётся переосмыслить всё, что с вами было. Всё это время, которое вы провели с нарциссом, и принять для себя важное решение – либо вы продолжаете быть с нарциссом, либо вы становитесь самостоятельной личностью, в своей жизни, где никогда не будет ни одного нарцисса.
✅ И здесь нет плохих или хороших решений. Здесь есть только ваши решения и ваши приоритеты. Решать только вам. Но теперь вы знаете больше и сможете принять более осознанное решение.
Счастья вам, любите себя
Всеволод Парфёнов