Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы привыкли, что высшие растения растут на суше, а «низшие» - разномастные водоросли - в воде. Водоросли легко отличить по строению организма: он не делится на настоящие ткани и вегетативные органы, хотя порой и может показаться, что у них есть корни, стебли или листья (бурые водоросли не в счёт - в их талломах есть слабо дифференцированные ткани, но это вообще параллельная линия эволюции, о которой мы как-нибудь в другой раз расскажем). Но сегодня #КнигаРастений расскажет подробнее о самых настоящих высших растениях, которые по ряду причин перебрались обратно в водную среду и неплохо себя в ней чувствуют.
Эти растения называют «морскими травами», и, собственно говоря, вполне справедливо, поскольку они крайне похожи на обычную луговую траву (у них длинные узкие листья и невзрачные органы размножения, чтобы научиться различать их - нужно порядком приноровиться), но со своими особенностями. Среди примерно 60 видов, которые относятся к четырём семействам, наиболее интересна посидония австралийская. Этот вид распространён в водах, омывающих южную оконечность Австралии, и ареал простирается даже до побережья Тасмании на востоке. Наиболее известны морские луга залива Шарк, что на западе континента. В принципе, легко вычислить наличие посидонии в воде, даже не заходя в море, достаточно присмотреться к пляжу - если он сплошь усеян волокнистыми шариками, в которые под действием волн скатываются обрывки листьев, то в воде точно растёт наша героиня.
Итак. Посидония растёт на глубине от 1 до 15 метров и удерживается в грунте при помощи длинных ползучих корневищ, которые располагаются не слишком глубоко. От этих корневищ отходят придаточные корни, которые служат своеобразными якорями. Вертикально вверх тянутся короткие прямостоячие побеги, которые располагаются в центре колонии, а по периметру растут стелющиеся побеги, которые по мере необходимости становятся корневищами, что даёт дополнительное преимущество при размножении. Размножается наша красавица, как и любое цветковое растение, семенами. Цветки, собранные в довольно сложные колосья на концах или в пазухах листьев особых побегов, опыляются водой, ну а чтобы не происходило самоопыления, включается механизм протандрии. Проще говоря, вначале в цветке созревают мужские половые органы, которые вырабатывают пыльцу, ну а затем уже женские, на рыльца которых эта пыльца оседает. Затем из плодолистика формируется костянковидный плод с мясистым околоплодником, который похож на недозрелую маслину.
Плоды довольно плавучие и плавают до тех пор, пока их не съедят птицы или рыбы, крайнем случае, пока околоплодник не сгниёт самостоятельно. Тогда семя падает на дно и укореняется. Это помогает при создании новых колоний, тогда как старые разрастаются вегетативным путём... Кстати, в 2022 году было проведено исследование одной колонии, которую обнаружили в вышеупомянутом заливе Шарк, и выяснилось, что площадь примерно в 200 квадратных километров морского дна занимает один единственный клон! По занятой площади посидония умудрилась побить и осиновую рощу Пандо, и даже опёнок тёмный, который был известен как самый большой организм в мире. По расчётам, основанным на скорости роста корневищ, ей не меньше 4500 лет. Правда, с возрастом всё сложнее, поскольку свидетельства о рождении растениям не выдают: точность оценок зависит от многих факторов. Её сестрица из Средиземного моря - посидония океанская - при подобных расчётах выдаёт до 100 000 лет возраста, при том что за это время участок мог поменять свой статус дна или суши. Но всё равно впечатляет. И заодно показывает, насколько мало мы знаем об окружающем нас мире и о том, и какие ещё гиганты-долгожители его населяют. Ландыш? Папоротник-орляк? Ладно, вернёмся к морским травам.
Это растение в принципе людям не особо интересно - можно сгрести с пляжей остатки листьев, которые достигают 50 см длины (зависит от глубины произрастания), чтобы сделать из них компост - если повезёт найти их свежими после шторма, а не обглоданными волнами до состояния жил и скатанными в мячики. Можно собрать целые листья и побеги, которые порой тоже выбрасывает на сушу, чтобы высушить и использовать в качестве упаковочного материала или сырья для волокна, но чаще всего люди проходят мимо. Впрочем, колония в Новом Южном Уэльсе взята под охрану как экосистема, находящаяся под угрозой исчезновения.
Очередная статья подходит к концу, как и рассказ об уникуме континента, на котором всё не так, как везде. Не отписывайтесь, впереди много интересного!