Как делать интересное кино? Интервью с режиссером, сценаристом, художником Тансулпан Буракаевой.
ВФ: Расскажи немножко о себе? Когда ты начала заниматься режиссурой?
ТБ: Я мечтала с детства о кино, потому что у меня сестра. Она работала в кино, она меня и вдохновила на это дело. Я мечтала, но получилось попасть не сразу. ВГИК был где-то далеко-далеко и в Москву меня мама не пускала. Поэтому я сначала отучилась на художницу, но всё равно продолжала мечтать о кино и сама же сестра меня потом подтянула к себе. Она работала в киностудии и мы с ней писали сценарии. Однажды, киностудия решила запустить фильм по одному из наших сценариев, и мы его начали снимать. Всем понравилось, что мы его сняли быстро и с очень маленьким бюджетом. То есть всё это было на энтузиазме и участвовали тоже люди в основном на энтузиазме и такой вот получился немножко приключенческий, новогодний фильм. Людям понравился этот формат и, таким образом, меня оставили работать в киностудии. Потом я сняла ещё один фильм уже сама. Мне его уже доверили снимать, как режиссёру. Это был молодёжный фильм о рок-группе и там было снимались очень многие молодые музыканты, рэперы и башкирская молодёжь. А потом уже у меня получилось поехать на учёбу, но не во ВГИК, а в Санкт-Петербург. Там я окончила институт кино и телевидения.
ВФ: А как получилось, что ты стала сценаристом в мультсериале «Гора самоцветов», серии «Птичья нога»?
ТБ: Я пока училась на художницу, я всё время писала сценарии, потому что мне говорили: «Если ты хочешь быть режиссёром тебе нужно всё время писать сценарий». Вот тогда появился Владислав Байрамгулов, мультипликатор и режиссер мультипликации. Он искал сказку. Сестра моя порекомендовала поработать со мной, потому что я хорошо знаю башкирские сказки, и у меня была любимая сказка. И вот мы Так с ним и начали работать. Но получается я работала напрямую только с ним. То есть он мне говорил, как писать, а потом окончательный вариант сценария, который я написала, уже они дальше работали с ним там в Москве. Я об этом думала. О том, что с опытом уже появляется такая способность исходить из стиля человека, с которым ты работаешь, и уже изначально писать под его стиль. Тогда не было опыта. Это был вообще мой первый опыт в мультипликации.
ВФ: Тансулпан, как на твой взгляд, есть ли проблема с русской мультипликацией, может быть, какое-то отставание от трендов.
ТБ: Нет, я так не считаю. Мне очень нравится вся эта серия «Гора самоцветов» и именно то, что они привлекли разных мультипликаторов со всей России. То есть, мне кажется, это очень важно, что они опирались именно на сказки народов, в том числе, и на сказки малочисленных народов. Я считаю ,что с мультипликацией у нас в России очень хорошо.
ВФ: А у тебя была когда-нибудь мысль снять свой мультфильм?
ТБ: Да, я очень хочу. Причём сделать не только мультфильм. Я бы хотела создать студию мультфильма, чтобы люди приходили, обучались и у них была бы возможность как-то поучаствовать. Я бы сделала упор не на технику. Самое главное, чтобы люди учились прямо там же, делая мультфильмы. У меня у самой есть несколько идей, в основном это мультфильмы для взрослых, но можно было бы делать и для детей, с участием самих детей.
ВФ: Тансулпан, расскажите над какими проектами ты сейчас работаешь?
ТБ: Сейчас я в основном занимаюсь, наверное, больше в сторону видео-арта. Начала заниматься современным искусством, то есть комбинировать то, что умею: и живопись, и видео, и тексты. Меня это очень вдохновляет, потому что я много лет проработала в киностудии, снимала игровые фильмы, документальные фильмы и, наверное, захотелось попробовать что-то ещё. Сейчас я плотно сотрудничаю с музеем современного искусства. Но его даже сложно назвать музеем. Это скорее институция, которая поддерживает различные проекты именно в области современного искусства. Сейчас мы начали работу над проектом, который изучает железную дорогу от Самары до Челябинска.
ВФ: Возвращаясь к мультфильмам, у тебя был получается опыт написания сценария и на мультфильмы, и на художественные фильмы есть. Какая-то разница есть или нет?
ТБ: Да примерно одинаково. После этого у меня ещё был опыт работы с мультфильмами. Вот недавно у нас появился проект, называется «Балалар». Это в переводе на русский «дети». Там делают тоже довольно простые мультфильмы, то есть они даже сами называют не мультфильмы, а видеоклипы, анимированные наполовину. Для удешевления процесса и чтобы можно было побольше делать. Вот поэтому я думаю, что да разница только в том, что приходится учитывать какие-то технические моменты, но это мы в кино тоже учитываем, если у нас там нет возможности снимать погоню на вертолётах, мы естественно не будем этого делать. Чем хороши мультфильмы? Тем, что там же можно придумывать какие-то метафоры, которые невозможны в кино. Допустим, у меня очень много переживания связанных с моим женским опытом. Например, рождение ребёнка. Это получается тебя как будто бы, как перчатку вывернули наружу. Вот в кино это сложно передать, а в мультфильме можно.
ВФ: Тансулпан, у нас здесь очень много начинающих режиссеров. Как думаешь, какие самые распространённые ошибки делают начинающие режиссёры и как можно было бы их исключить?
ТБ: Мне кажется, это настолько индивидуальная вещь и, если акцентировать их на ошибках, то они будут еще больше бояться делать. Некоторые вещи приходят только с опытом. Если этого опыта не будет, не на чем будет учиться. Поэтому нужно просто снимать и снимать. Зритель потом сам скажет, где там недостаток.
ВФ: Вот как-то повлияли на тебя профессиональные знания?
ТБ: Я была в таком положении, когда ко мне относились свысока. Говорили «самозванка пришла с улицы». Когда я отучилась, у меня появилось образование и уже ко мне начали относится по-другому. Но я считаю, что это вообще нездоровая тема, потому что профессиональное образование нужно для чего для того, чтобы помогать тебе. Но это не маркер того, что ты достойный режиссёр. Я думаю, что человек становится режиссёром в тот момент, когда он начинает фильм снимать.
ВФ: Какие сложности тебе давались труднее в процессе производства фильма?
ТБ: В общем везде вот мне нравятся все технические аспекты, я их прямо очень люблю. Сложнее всего давалась работа с актёрами, потому что я работала с профессиональными актерами. Я пыталась как-то с ними взаимодействовать, но в начале у меня не хватало профессиональной терминологии. Театральная оценка, ещё что-то. Вот этого всего я не знала и мне помогло то, что я просто давала им работать над ролью. Мы просто делали очень много дублей. Ну когда я вижу, как они играют я, как Станиславский верю или нет. Я безошибочно чувствую. Вот, кстати, тут я могу всё-таки поделиться фишкой. Когда работаешь с профессиональными актёрами они заполняют все паузы. Например, идёт диалог. Один актёр произносит свою речь, а второй сидит и его слушает он даёт оценку каждой фразе. В итоге ты можешь взять кадры обоих, потому что они они наполнены. Свойства не профессиональных актёров: они говорят свою реплику, а потом сидят и ждут, когда там следующий скажет свою. Получается, что мы во время монтажа можем взять только крупный план другого актёра который это свою реплику произносит.
ВФ: Как думаешь, с чем связано развитие региона регионального кинематографа?
ТБ: Думаю, что просто скопилось очень много потенциала. Все деньги всегда были сконцентрированы в Москве, а в регионах просто очень много интересных тем. Бум связан с удешевлением процесса. Когда всё снималось на плёнку, всё спонсировало государство. Нужны были огромные какие-то деньги, чтобы что-то делать. А сейчас можно снимать и на телефон. Что люди делают.
ВФ: В чем секрет успешности проекта?
ТБ: Должна быть интересная идея, не вторичная, как допустим тренды. Да сейчас кто-то первый снимает, а потом ещё там 100 500 человек снимает то же самое. А надо придумать своё. Многие люди даже не обращают внимание на то насколько интересные штуки с ними происходят, диалоги какие-то, простые бытовые вещи. Если это фиксировать, то получится очень интересное документальное кино, игровое кино и мультфильмы. Поэтому я думаю что надо обращать внимание именно на это.
Участникам кинофестиваля я бы посоветовала не обращать внимание на какие-то внутренние сомнения, потому что самое главное - это желание. Вот и всё. Больше общаться с себе подобными, начинающими режиссёрами, профессиональными режиссёрами, как-то набираться, вдохновляться, заряжаться новыми идеями. И посылать свои работы на фестивали. Это тоже очень важно.