Найти тему

Для меня сенсорная интеграция является частью общего вИдения, которое я пытаюсь реализовать.

Марина Белозерова, более 23 лет проводит занятия с детьми от 3/6 месяцев и старше. Благодаря сенсорной интеграции создала два успешных проекта для детей, родителей и специалистов: «Каштан», «Особая глубина», которые реализуют сенсорный подход и по сей день.
Развивается в области СИ с 2012 года, прошла обучение у Кристины Кюль (Мюнхен), Агнешки Леманьски (Польша), Анастасии Иваненко (США). Уже два года регулярно посещает супервизии у Анастасии Иваненко. На данный момент ментор программы наставничества для специалистов, супервизор, эксперт акселератора для специалистов СИ.

Интервью с экспертом проекта МИРО, Мариной Белозёровой.

Марина, словосочетанием «сенсорная интеграция» сегодня никого уже не удивишь. Можно, даже сказать, что куда не посмотришь, попадешь в специалиста в СИ. Поэтому, Марина, поделитесь, что по Вашему мнению, что есть сенсорная интеграция и кто такие специалисты по сенсорной интеграции?

- Было бы очень легко и просто сказать, что специалист по сенсорной интеграции - это тот, кто прошёл обучение. В моем понимании это не совсем так. Хотя, конечно без обучения говорить про специализацию нельзя.

Для меня специалист по сенсорной интеграции - это в первую очередь человек, обладающий клиническим мышлением, креативностью, способностью следовать за ребёнком и создавать игровое пространство. Я считаю сенсорную интеграцию - телесно-ориентированной практикой, и мне кажется очень важным, чтобы у специалиста был свой телесный опыт. Как-то на одном семинаре по игре для специалистов сенсорной интеграции, ведущий предложил концепцию двух видов мышления: ментальное и телесное. Мне это очень отзывается: если специалист открыт и к телесному мышлению тоже, он может ощущать ребёнка, встраиваться в его игру через собственное движение. Тогда получается телесный диалог. Я вижу в этом огромную ценность.

Вы относите себя к специалисту и эксперту в области СИ?

- Я считаю себя опытным новичком ))) прошло около 15 лет, как в России появилась доступная информация о сенсорной интеграции. Это самое начало.

-2

Марина, расскажите подробнее, как Вы пришли к СИ и приняли решение уйти из Монтессори среды, став экспертом и ментром? Похвалите себя

- Я не ушла из метода Монтессори, хотя занятия в среде не провожу, потому что на всё не хватает сил. Философию Монтессори уже из сердца никуда не денешь.

Для меня сенсорная интеграция является частью общего вИдения, которое я пытаюсь реализовать: сопровождение ребенка на пути в обучение через концепцию свободной деятельности в специально организованном пространстве.

И метод Монтессори, и сенсорная интеграция говорят об одном. Когда я впервые читала Джин Айрес, мне казалось, что я читаю Марию Монтессори языком невролога. Сейчас я провожу обучение для Монтессори-педагогов, и многие из них начали совмещать эти подходы.

Марина, помимо того, что Вы специалист, Вы еще являетесь руководитель “Особой глубины”, чем сейчас живете? Например, чем Вы можете помочь начинающему специалисту?

Особая Глубина - часть моей большой-большой идеи. В Каштане - первом центре, который мы открыли 10 лет назад - детский сад и группы кратковременного нахождения. А хотелось расширять направление индивидуальной сенсорной терапии, да ещё и в бассейне. Поэтому открыли отдельный центр, в котором проходят занятия СИ в зале и в бассейне. В идеале я хотела бы, чтобы Каштан и Особая Глубина были под одной крышей, но физически это пока невозможно.

Особая Глубина - особая лаборатория сенсорного подхода. Лаборатория - это не значит, что мы ставим опыты, тут происходит осознание сенсорного подхода. Здесь работают молодые потрясающие специалисты - логопеды, инструкторы по плаванию, психологи, все они являются специалистами по сенсорной интеграции. Мы все обучаемся у Анастасии Иваненко, и вдохновлены общей атмосферой - ходим друг к другу на наблюдения, вместе обсуждаем, анализируем, выстраиваем общую структуру работы.

Сейчас очень много бесплатной информации по СИ, как специалисту понять, что уже пора пойти учится?

Отдельные короткие вебинары - для родителей, для общего представления о сенсорной интеграции, или как более подробное изучение одной из тем метода. Если у специалиста есть намерение применять сенсорную интеграцию и позиционировать себя, как специалиста СИ, однозначно нужно качественное обучение.

-3

На что, по вашему мнению, стоит обратить внимание, когда начинаешь изучать метод СИ?

Две задачи, которые стоит организовать для себя начинающему специалисту:

  • Источник для изучения теории;
  • Возможность наблюдать занятия на практике с последующим анализом.

Разбираться в теории и набирать опыт насмотренности - это база.

Марина, откройте завесу тайн - расскажите, с чем чаще всего сталкиваются начинается специалисты? Вы как руководитель центра и спикер образовательных программ, с этим встречаетесь в своей практике

Каждый начинающий специалист проходит стадию “раздачи” себе и всем окружающим диагнозов ))))

Ещё у многих вижу стадию “тут понимаю, тут понимаю, а смотрю на ребенка и ничего не понимаю”. Это ощущение становится привычным, знакомо и опытным. Но сначала воспринимается тяжело.

Получается, Вы как никто понимаете начинающих специалистов?

Ещё как понимаю!

-4

А можете рассказать случай из практики обучения, когда Ваш ученик достиг высоких результатов?

Я счастлива наблюдать, как набирают обороты наши специалисты “Особой Глубины”. Многие из них пришли без знания и опыта СИ. С одной девушкой я познакомилась три года назад, и с самого начала знала: она будет замечательным специалистом. Но родители считали её неуверенность, иногда мне нужно было защищать её от нападок родителей. Я, как мамочка-курочка, сопровождала, помогала в разговоре с родителями, в некоторых случаях брала огонь на себя. Но никогда не сомневалась в уникальности этого специалиста, глубоко верила в неё! И сейчас с восхищением вижу её устойчивость, вдумчивость и внимание.

Эти результатом можно и нужно гордится. А расскажите случай из своей практики который изменил, кардинально, жизни ребенка и семьи в целом.

Однажды к нам на первичную консультацию пришла очень требовательная мама, недовольная своим ребёнком, хотя ему было 1,5 года. Силу её требовательности я ощутила и на себе. Мы начали занятия, и каждый раз я думала, что это будет наша последняя встреча - так было много недовольства у мамы, а у меня не находилось слов, чтобы помочь ей. Постепенно я стала замечать больше доверия и мягкости у мамы, заметила, что говорим в одном ключе, что я слышу её, и она слышит меня. Тогда и у ребёнка стали происходить большие события в развитии. Позже мама рассказывала про изменения - они стали больше проводить время вместе, всей семьёй. Ребёнок перестал быть страшным для них, и мысль об особенностях его развития не так пугала.

Здорово, но всегда интересно узнать совершали ли Вы ошибки работая специалистом СИ?

Ну конечно! И сейчас их совершаю ) Например, из последнего - в какой-то момент я перестала вести дневник наблюдений. Проводила занятие и быстро переключалась на другие срочные дела. А позже заметила, что отсутствие времени на рефлексию после занятия, как будто обрубает весь процесс, и он не завершен, а значит и качество нашего сотрудничества меняется. Заметить ошибку, признать её факт, не ругать себя и просто начать делать по-другому.

Как же избежать ошибок?

Никак. Не надо пытаться их избегать.

Поделитесь своими 3 лайфхаками со специалистами СИ

  • Я прихожу в зал часа за полтора до начала занятий, готовлю пространство зала и пространство себя. Считаю это очень важным, и не понимаю, как можно вести занятие, влетев с улицы за пару минут, не перестроив темп, дыхание, внимание.
  • Когда я веду дневник, качество моей работы кардинально меняется.
  • Я уделяю много внимания собственной телесной работе: практикую аутентичное движение, нахожусь в телесно-ориентированном психотерапевтическом процессе, ну и много другого. Это даёт мне возможность ощущать ребёнка через себя, и быть с ним в спонтанном процессе движения.

И в завершении интервью, небольшой блиц-опрос. Отвечать нужно быстро, первое, что приходит в голову. Готовы?

  • Опишите тремя фразами специалиста СИ?

Человек с шилом в попе. У него нет идеи изменить ребёнка. Владеет искусством маленьких шагов и видит ресурс в мелочах.

  • Если на занятии потерял интерес ребенка, что нужно сделать?

Предоставить ребенку больше выбора. Не жалеть время на поиск мотивации ребёнка: если нужно на этого всё занятие, посвятить поиску мотивации всё занятие. Без мотива дальше процесс не сдвинется.

  • Какое правило нужно помнить специалисту СИ?

Не навреди. Дыши и наблюдай

Марина, благодарим за интервью! А все желающих повысить свои профессиональные навыки в области сенсорной интеграции приглашаем на программу наставничества, где Марина является ментор.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА 2.0

-5