Найти тему
МИР (Море История Россия)

Каких и сколько офицеров было на Черноморском флоте в 1917-м.

Меня всегда удивляли люди, "застрявшие в прошлом", отождествляющие себя с "красными" или "белыми". Причем отождествление это очень странное: такое ощущение, что у нас в 1917-м было полстраны дворян да фрейлин, а вторая половина страны, поддавшись злым наущениям большевиков украла ну них "настоящую Россию" (где все было прекрасно). Самое интересное, что реализуйся их влажные мечты, почти все они стали бы удобрениями на полях Первой Мировой или бесправными рабами, по 12 часов работающими на какого-нибудь фон Виттельсбаума (например).

Все. Вернулись с небес на землю. Никакое примирение между "красными" и "белыми", было невозможно (что те, что те в гробу бы перевернулись, узнай, что потомки такой памятник поставили). Но, все, нет уже ни "белых" ни "красных". (есть только алкомаркеты "Красное и белое"). Живем дальше.

Я ВЫНУЖДЕН вернуться к этой теме прошлого, из-за того, что используя недобросовестную информацию, единство моей страны пытаются расколоть. Приемы старые - фашиковские. Тезисы тоже. Потому, давайте смотреть дальше. Дабы лучше понимать ситуацию, дам чуть-чуть дополнительной информации. ЕСть хороший исследователь этой темы А.Павленко, он очень тщательно подошел к этой теме (тот редкий случай, когда историческую работу приятно читать). Не со всем я конечно согласен, но в целом очень очень приятное впечатление.

Личный состав Черноморского флота на 1 января 1917 г. составлял, по одним данным 41 914 матросов (включая кондукторов и сверхсрочников) (так указывает Хесин С.С. Русский флот накануне Октября (положение, численность, состав) // Исторические записки. Т. 81. М.), по другим данным 47 735 матросов. (Гаркавенко Д.А. Социальный состав матросов русского флота в эпоху империализма // История СССР. 1968. № 5.)

Кроме того, принято писать, что: " В подчинении у командующего флотом находились 27 787 солдат сухопутных частей. А, вот в этом я очень не уверен. Вольнонаемные были, они в это число не вошли. А, вот насчет солдат... Все дело в том, что крепостные войска (в том числе и береговые батареи), это не Морское ведомство, а, военное (как это ни странно). Береговая артиллерия стала морской только в советское время. Но, не суть.

На 1 января 1917 г. на Черном море служили 1 463 морских офицера (всего лишь). Самое интересное, что офицер -офицеру тоже рознь, ибо делились они на несколько каст. У них тоже была своя градация (у кого значок золотой, у кого серебряный, а у кого...) Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Выделялись следующие категории

  • корабельный состав;
  • береговая служба;
  • чины по адмиралтейству;
  • корпус корабельных инженеров;
  • корпус инженеров-механиков;
  • корпус инженеров и техников по морской строительной части;
  • врачи и медики ВМФ;
  • гражданские служащие ВМФ.

У каждой из перечисленных категорий была собственная иерархическая система званий. Звание имело свою "полочку" в табели о рангах (Госслужба в то время имела свою "градацию"):

-мичман (X класс по Табели о рангах),

-лейтенант (IX класс),

-старший лейтенант, и капитан-лейтенант, (VIII класс) появились после русско-японской войны.

-капитан 2 ранга (VII класс),

-капитан 1 ранга (VI класс),

-контр-адмирал и генерал-майор флота (IV класс),

-вице-адмирал и генерал-лейтенант флота (III класс),

-адмирал и генерал флота (II класс)

Что за "генералы флота"?

корабельный состав; Основу морского офицерства составляли чины флота или офицеры флота. Это была "белая кость" флота. Это были выпускники Морского кадетского корпуса – привилегированного учебного заведения. Также офицерами флота могли стать юнкера – "молодые люди с высшим гражданским образованием, поступившие на службу во флот с намерением сдать экзамен для производства в мичманы после прохождения установленной практики". Теоретически, даже офицер армии (из другого ведомства) мог быть переведен в эту категорию, если он был в звании не выше поручика, прошел практическое плавание и сдал экзамены. Он получал чин мичмана. В остальных случаях офицеры армии при переходе получали чины по Адмиралтейству, но это была уже другая "каста".

Чины флота занимали должности ротных командиров, вахтенных начальников, старших офицеров, командиров кораблей, флагманов (начальников отрядов и соединений кораблей), командующих флотами.

Но и в этой категории было свое внутреннее деление. Офицеры делились на две части: строевые (командные) и специалисты (штурманские, минные, артиллерийские офицеры). Строевые дорастали до самых вершин. Сии офицеры, в силу занимаемых должностей, обладали самым большим объемом дисциплинарных прав и властью налагать взыскания на подчиненных нижних чинов, как на берегу, так и на корабле.

Специалисты чаще всего росли до флагспецов. Ну, например: " Флагманскій артиллеристъ назначается изъ артиллерійскихъ или флотскихъ офицеровъ. Онъ завьдуетъ всею артиллеріею, находящеюся на эскадрь.  При изготовленіи флота къ плаванію онъ сл?дитъ за исправнымъ и правильнымъ пріемомъ и качествомъ сл?дующихъ на эскадру артиллерійскихъ предметовъ и если зам?титъ какую-либо неисправность, то доноситъ о томъ начальнику штаба эскадры и портовому артиллерійскому начальству." и.т,д.

В апреле 1916 г. на Черноморском флоте служили следующие чины флота:

1. Адмиралы – 1

2. Вице-адмиралы – 6.

3. Контр-адмиралы – 12.

4. Генералы флота – 0.

5. Генерал-лейтенанты флота – 0.

6. Генерал-майоры флота – 9.

7. Капитаны 1 ранга – 49.

8. Капитаны 2 ранга – 84.

9. Старшие лейтенанты – 83.

10. Лейтенанты – 231.

Всего 682 человека (52,5% от общего числа офицеров на Черном море).

82% из указанной категории были выходцами из дворянской среды.Только среди мичманов возрастает процент офицеров недворянского происхождения. Процесс демократизации чинов флота только обозначился, в целом они были выходцами из элитных слоев общества.

Офицерам по Адмиралтейству, специальных корпусов и Военно-морского судебного ведомства с 1884 г. присваивались следующие чины: подпоручик (XII класс), поручик (X класс), штабс-капитан (IX класс), капитан (VIII класс), подполковник (VII класс), полковник (VI класс), генерал-майор (IV класс), генерал-лейтенант (III класс), генерал (II класс). Чины, соответствующие XI, V и I классам, для этих офицеров не предусматривались. Очень своеобразная категория. Во-первых, в эту категорию зачислялись чины флота, которые служили в береговых должностях (в портовых управлениях, Морском ведомстве, морских военных учебных заведениях и др. береговых учреждениях). Во-вторых, это были армейские офицеры, переведенные во флот. В-третьих, лица, произведенные в офицеры из нижних чинов – прапорщики запаса флота (за боевые отличия унтер-офицеров и кондукторов могли произвести сразу в подпоручики по Адмиралтейству). В-четвертых, прапорщики военного времени. В-пятых, выпускники Морского кадетского корпуса, закончившие обучение с плохими оценками.

в 1917 г. Временным правительством был введен чин мичмана военного времени, равный прапорщику. Состоялся перевод части прапорщиков по Адмиралтейству во вновь утвержденный чин. Формально офицеры по Адмиралтейству, относительно общих служебных прав, денежного содержания, представления к наградам, уравнивались с чинами флота. Но эта норма не распространялась на лиц, произведенных в первый офицерский чин из нижних чинов. Кроме того, действовало правило: «возвращение в строевой состав флота офицеров, зачисленных по Адмиралтейству, и не утративших права числиться в строевом составе, может быть допущено… не иначе, как прежним чином, хотя бы во время состояния по Адмиралтейству последовало производство офицера в чин соответственно высший». «Вновь поступающие на этом основании в строевой состав флота вносятся в списки ниже младшего из офицеров, имеющих одинаковые с ними сроки в чине…». Таким образом, реальное положение офицеров по Адмиралтейству находилось на более низком уровне, чем у равных им по Табели о рангах чинах флота.

В составе Черноморского флота в апреле 1916 г. служило следующее количество офицеров по Адмиралтейству:

1. Генерал-майоры – 1.

2. Полковники – 11.

3. Подполковники – 9.

4. Капитаны – 22.

5. Штабс-капитаны – 25.

6. Поручики – 21.

7. Подпоручики – 38.

8. Прапорщики по морской части – 195.

9. Прапорщики по механической части – 42.

10. Прапорщики по авиационной части – 6.

Всего 370 чинов по Адмиралтейству (удельный вес – 28,5%).

Технические специалисты, обслуживающие корабельные машины и трюмные механизмы, формировали группу инженер-механиков. Они были выпускниками механического отдела Морского инженерного училища.1 В 1854-1913 гг. существовал особый корпус инженер-механиков флота. До 1904 г. техники не имели офицерских чинов, а получали специальные звания (младший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, инспектор механической части. Это показывало их неравенство с офицерами флота в то время. Однако техническое развитие требовало поднять статус инженер-механиков. Поэтому в 1913 г. корпус был ликвидирован, офицеры получили такие же чины, как у строевого состава (за исключением адмиральских чинов – вместо них были генеральские звания), с добавлением слов «инженер-механик» перед званием, и были почти уравнены в правах с чинами флота. (ключевое слово "почти").

В составе Черноморского флота в апреле 1916 г. служили:

1. Инженер-механики генерал-лейтенанты – 1.

2. Инженер-механики генерал-майоры – 3.

3. Инженер-механики капитаны 1 ранга – 30.

4. Инженер-механики капитаны 2 ранга – 23.

5. Инженер-механики старшие лейтенанты – 32.

6. Инженер-механики лейтенанты – 34.

7. Инженер-механики мичманы – 50.

Всего 173 офицера (удельный вес – 13,2%).

В силу того, что инженер-механики не командовали строевыми ротами, кораблями, соединениями кораблей, не занимали должностей вахтенных начальников, старших офицеров и т.д., их дисциплинарные права по отношению к матросам были ниже. Они имели власть налагать взыскания только на непосредственно подчиненных им нижних чинов. На берегу эти специалисты пользовались властью ротных командиров. На корабле помощники старшего инженер-механика и младшие инженер-механики равнялись в правах с младшими вахтенными офицерами (право делать выговоры и замечания нижним чинам, включая сверхсрочников), а старший инженер-механик пользовался дисциплинарными полномочиями ротного командира. Однако отношения между инженер-механиками и их подчиненными матросами складывались по-особому. Полковник С.Н. Сомов, служивший в штабе командующего флотом, тонко подметил: «Лучшие отношения существовали между трюмными командами и инженер-механиками. Здесь одинаковая рабочая куртка создавала близость и взаимное понимание».

14 декабря 1826 г. был учрежден корпус корабельных инженеров, объединивший офицеров-судостроителей.6 Эти командиры имели сухопутные чины. В начале ХХ в. данный корпус пополнялся выпускниками кораблестроительного отделения Морского инженерного училища. В составе Черноморского флота в апреле 1916 г. служило следующее количество офицеров корпуса корабельных инженеров:

1. Генерал-майоры – 1.

2. Полковники – 5.

3. Подполковники – 4.

4. Капитаны – 6.

5. Штабс-капитаны – 6.

6. Поручики – 2.

7. Подпоручики – 4.

Всего 28 человек.

Корабельные инженеры в отношении непосредственно подчиненных нижних чинов пользовались дисциплинарными правами ротного командира. 3 августа 1837 г. создается корпус морской строительной части. В него включали офицеров, занимавшихся производством строительных и ремонтных работ на береговых объектах Морского ведомства. Первоначально эти офицеры получали сухопутные чины, однако затем для них были введены специальные звания. Для инженеров: инспектор морской строительной части (равно Контр-адмиралу), главный инженер-строитель (капитан 1 ранга), старший инженер-строитель (капитан 2 ранга), младший инженер-строитель (лейтенант). Для техников были предусмотрены чины: старший техник (равно штабс-капитану по Адмиралтейству) и младший техник (подпоручик по Адмиралтейству). Часть офицеров сохранили свои прежние звания. Данный корпус комплектовался из выпускников «посторонних» флоту учебных заведений. Инженеры были выпускниками Николаевской инженерной академии, Института путей сообщения или Института гражданских инженеров. Для получения звания техника было необходимо иметь звание техника министерства путей сообщения или внутренних дел, либо кондуктора военно-инженерного ведомства (будущие техники проходили специальное проверочное испытание).

В составе Черноморского флота в апреле 1916 г. служили следующие инженеры и техники морской строительной части:

1. Полковники – 4.

2. Подполковники – 2.

3. Главные инженеры-строители – 1.

4. Младшие инженеры-строители – 5.

5. Старшие техники – 2.

6. Младшие техники – 5.

Всего 19 человек.

Инженеры и техники имели дисциплинарные права в отношении непосредственно подчиненных им нижних чинов, равные правам ротного командира.

10 декабря 1912 г. был сформирован корпус гидрографов. В его состав зачислялись офицеры, находящие при гидрографических и лоцмейстерских работах, а также занимающие должности в Главном гидрографическом управлении и портовых учреждениях. Офицеры имели сухопутные чины с добавлением названия корпуса.

В составе Черноморского флота в апреле 1916 г. служило следующее количество офицеров-гидрографов:

1. Генерал-майоры – 2.

2. Полковники – 4.

3. Капитаны – 2.

4. Штабс-капитаны – 2.

Всего 10 человек.

Итого на Черном море служило 62 офицера специальных корпусов (их удельный вес составлял 4,8%).

Офицеры-юристы на флоте составляли военно-морское судебное ведомство, созданное в 1867 г. В его состав входили председатели и судьи военно-морских судов, прокуроры, следователи, чины канцелярий судов, прокуратур и Управлений. Комплектовалось ведомство чинами флота, окончившими Александровскую военно-юридическую академию, а также офицерами и чиновниками с высшим юридическим образованием.1 Офицеры флота, переведенные в данное ведомство, исключались из списков строевого состава и переименовывались в соответствующие военные чины.

В списках Черноморского флота в апреле 1916 г. состояли следующие офицеры и чиновники военно-морского судебного ведомства:

1. Генерал-лейтенанты – 1.

2. Генерал-майоры – 3.

3. Подполковники – 4.

4. Капитаны – 2.

5. Поручики – 1.

Всего 11 офицеров (удельный вес – 0,8%).

1. Надворные советники – 1.

2. Коллежские регистраторы – 2.

Всего 3 чиновников.

К 1 сентября 1917 г. количество офицеров Черноморского флота составляло 2270 человек. Офицеры служили: на боевых кораблях – 641, в штабах – 260, на вспомогательных судах – 515, в транспортной флотилии – 173, в Дунайской транспортной флотилии – 38, в авиации – 185, в службе связи – 69, на берегу – 327, в резерве – 62.4.

На службе в военно-морском флоте находились две категории гражданских классных чинов: медики и военно-морские чиновники. Чинопроизводство врачей и чиновников происходило на общих основаниях с другими гражданскими чинами. Им присваивались следующие классные чины: коллежский регистратор (XIV класс), губернский секретарь (XII класс), коллежский секретарь (X класс), титулярный советник (IX класс), коллежский асессор (VIII класс), надворный советник (VII класс), коллежский советник (VI класс), статский советник (V класс),действительный статский советник (IV класс), тайный советник (III класс), действительный тайный советник (II класс).

В составе Черноморского флота в апреле 1916 г. находились следующие военно-морские врачи:

Медицинские чины:

1. Тайные советники – 1.

2. Действительные статские советники – 5.

3. Статские советники – 5.

4. Коллежские советники – 26.

5. Надворные советники – 23.

6. Коллежские асессоры – 9.

7. Титулярные советники – 27.

8. Коллежские секретари – 3.

Лекарские помощники:

1. Титулярные советники – 1.

Классные фельдшеры:

1. Губернские секретари – 1.

2. Коллежские регистраторы – 12.

Всего 113 классных медицинских чинов.

Врачи служили в береговых медицинских учреждениях и в составе корабельных экипажей. В отношении подчиненных им фельдшеров и санитаров, классные чины имели дисциплинарную власть, равную полномочиям ротного командира. В береговых учреждениях флота и морского министерства, учебных заведениях, морских заводах, а также на кораблях и в береговых экипажах служили гражданские чины морского ведомства.

В составе Транспортной флотилии Черноморского флота служили вольнонаемные представители администрации торгового флота. По своему реальному положению они приближались к младшим офицерам военного времени, тем более, что в случае мобилизации в вооруженные силы они могли стать прапорщиками (в случае сдачи экзамена) или зауряд-прапорщиками. На 1 ноября 1917 г. в Транспортной флотилии служили 125 капитанов, 368 помощников капитанов и 370 механиков.

В годы Мировой войны Черноморский флот сохранил кадровый офицерский состав. По состоянию на апрель 1916 г. на Черноморском флоте служило 1298 офицеров (без зауряд-прапорщиков), из них 273 (21%) офицера военного времени (243 человек – прапорщики; 30 – подпоручики по Адмиралтейству, призванные из запаса, произведенные из нижних чинов или прапорщиков в годы войны).

Безвозвратные потери командного состава Черноморского флота в течение революционного периода 1917 г. были невелики (17 погибших и 2 пленных). В течение первых месяцев Революции ряд представителей высшего командного состава Черноморского флота по разным причинам лишились своих должностей и были уволены в резерв.

В отличие от армии, где в силу больших потерь шла "ротация", ядро морского офицерства – чины флота – были по преимуществу дворянского происхождения. Отсюда и более резкая граница между офицерами и нижними чинами. Табличка на входе на Приморский бульвар ("Вход с собаками и нижним чинам воспрещен!") исчезла только в апреле 1917-го. Плюс память о 1905 годе (на Черном море события, действительно имели значительный резонанс).