В середине 20 века, в сердце столицы Армении, в городе Ереван, рос мальчик по имени Армен Джигарханян. В этом городе, в теплом кругу семьи и друзей, маленький мальчик делал свои первые шаги на пути к большому искусству. С детства он проявлял интерес к театральному искусству, и этот интерес с каждым днем становился все более сильным.
В юные годы Армена важнейшей ступенькой на пути к театральной карьере стало обучение в театральном училище. После окончания русской средней школы имени Антона Чехова, он некоторое время работал ассистентом оператора в государственной киностудии Hayfilm. Но истинный его вызов лежал в области театра.
В 1955 году начался новый этап в жизни Армена Джигарханяна – он поступил в Сундукянский государственный академический театр. Здесь, под руководством режиссера Армена Гулакяна, он изучал тонкости актерского мастерства до 1958 года. С первого же года обучения Армен начал играть в Русском театре имени Станиславского города Ереван, где и провел более 10 лет своей жизни, до 1967 года.
На его счету было около 30 ролей в различных постановках, включая такие произведения, как "Гроза" Александра Островского и "На дне" Максима Горького.
Театральное искусство для Армена Джигарханяна было не просто профессией, а настоящим призванием, способом выразить свою душу и поделиться своими переживаниями с зрителями. Путь актера в мир театра начался в его родном городе Ереване, где он влюбился в сценическое искусство.
Своеобразный ритуал перехода от армянской сцены к бесконечному миру российского театра произошел, когда Джигарханян переехал в Москву. Здесь, на берегах Москвы-реки, он нашел новый театральный дом, став частью богатой традиции российской сценической культуры. В эти годы Армен Джигарханян сформировался как актер, выработав свой уникальный стиль и подход к роли, что делало его желанным гостем на многих театральных площадках столицы.
Его талант и харизма помогли ему быстро завоевать сердца зрителей и коллег по цеху. Каждая его роль была пронизана особым пониманием человеческой души, а его умение вживаться в персонажа делало каждое его выступление на сцене незабываемым.
И вот, после многих лет успешной карьеры в театре, настал момент, когда Джигарханян решил воплотить свою мечту в реальность, основав свой собственный театр. Это было место, где он мог полностью раскрыть свой творческий потенциал, не ограничивая себя какими-либо рамками.
Собственный театр позволил Джигарханяну воплощать на сцене те произведения, которые, по его мнению, были важны и значимы. Он смог собрать вокруг себя единомышленников, которые разделяли его стремление к искусству и желание делать театр живым и актуальным для современного зрителя.
Театр Джигарханяна стал особенным местом на карте культурной жизни Москвы, привлекая как ценителей классического театра, так и молодежь, стремящуюся открыть для себя новые формы и идеи сценического искусства.
Тем не менее, кроме театра его интересовало еще и кино. С 1960 года он снялся в ряде армянских фильмов и стал популярным в 1970-х годах благодаря различным ролям, которые он исполнял в советских фильмах, таких как "Новые приключения Неуловимых мстителей".
Джигарханян начал свою кинокарьеру с дебюта в фильме 1960 года "Обвал", где он сыграл Акопа. Он произвел впечатление на зрителей своим вдохновенным исполнением физика в фильме Фрунзе Довлатяна "Привет, это я!" в роли Артема Манвеляна. Это дало ему всесоюзную известность и начало чрезвычайно продуктивной кинокарьеры. Роль старого кузнеца Уста Мукуча, созданная им в фильме "Треугольник" под руководством известного армянского режиссера Генриха Маляна, стала отправной точкой для десятков фильмов в последующие десятилетия.
Позже он снялся в нескольких культовых фильмах, включая роли капитана Овечкина в фильмах Эдмонда Кеосаяна "Новые приключения Неуловимых мстителей" и "Корона Российской Империи, или Опять Неуловимые мстители". Комедия 1973 года "Мужчины", снятая Эдмондом Кеосаяном, стала одним из самых знаковых армянских фильмов позднего советского периода, и сегодня в центре Еревана стоит статуя его главных героев.
Тем не менее, советский зритель лучше всего запомнил его благодаря ролям в “Место встречи изменить нельзя”, “Ширли-Мырли” и “Здравствуйте, я ваша тетя!”
К началу 1970-х годов Джигарханян стал одним из самых популярных советских киноактеров, сыграв более 200 ролей, охватывая все жанры от ситкома до исторического приключения, психологической драмы, триллера и качественной литературной адаптации, легко переходя от простого развлечения к высокохудожественному искусству.
Жизнь Армена Джигарханяна была полна ярких и трагических моментов. Первый брак с Аллой Вановской оставил в его сердце неизгладимый след: потеря дочери Елены в 1987 году, умершей от угарного газа в автомобиле, стала большой трагедией для актера. С Татьяной Власовой, актрисой того же театра, он построил отношения, переплетенные с профессиональными интересами, переезжая вместе в Москву.
Третий брак подчеркнул его непримиримость к стереотипам: разница в возрасте с женой в 43 года не стала преградой для чувств. Эти отношения оставили отпечаток на его жизни и творчестве, доказав, что любовь и искусство не знают границ.
Армен Джигарханян был удостоен множества наград и званий за свою театральную и кинематографическую карьеру. Он был удостоен звания Народного артиста СССР в 1985 году. Кроме того, актер дважды был награжден Государственной премией Армянской ССР, в 1975 году за "Треугольник" и в 1979 году за "Снег в скорби". На его родине в Армении и в России Армен Джигарханян уважаем как великолепный актер и театральный режиссер.
После его смерти, в честь первой годовщины, в Москве на Ваганьковском кладбище был открыт памятник Армену Джигарханяну. Этот момент подчеркивает глубокое уважение и признание, которыми пользовался артист среди коллег по цеху и зрителей.