Помню читала я когда-то нелюбимую многими патриотами книгу Маркиза де Кюстина о путешествии по России. Книга, на самом деле, не русофобская, а очень познавательная, хотя и содержит малую толику колких замечаний о Российской Империи. Но нельзя не заметить и того, что именитый француз всем интересуется и многим любуется в нашей с вами стране. Особенно ему нравится простой русский народ, он восхищается красотой русских лиц, величавостью седобородых старцев и тем, что наш народ постоянно поет, как птица!
Вы подумайте, пишет маркиз, русские постоянно поют! Поет дворник, подметая дорогу, поет ямщик понукая лошадь, поет кухарка на кухне, поют крестьяне на сенокосе, поют женщины за работой в поле, и над всей Россией летит эта ПЕСНЯ, певучая душа народа!
Именно на этом фундаменте народной музыки и выросла вся великая классическая русская музыка. Все наши великие композиторы от Глинки до Свиридова несут в своей музыке неповторимый и мгновенно узнаваемый русский культурный код, сложившийся за тысячелетия на Русской равнине. Ведь именно в музыке, в музыкальном строе народной песни зашифрован культурный генотип народа. Убери его или подмени чужим, и произойдет разрушение культурного канона с подменой национального архетипа.
Куда же улетела наша ПТИЦА-ПЕСНЯ? Почему замолчала русская душа? Почему не поется ей в родной стране? Куда улетела? Не дает ответа!
Когда в 20 годы уничтожали русскую деревню, когда ломали через колено хребет русскому крестьянству, тогда и стала глуше и тише звучать русская песня. В те первые постреволюционные годы Россию встраивали в мировое коммунистическое земшарное человечество, и песни у нас были совсем другие, революционные. Но, главное, они были, и все от мала до велика собравшись за праздничным столом хором пели и старые народные песни, и новые – революционные!
Потом Сталин решил строить социализм в отдельно взятой стране и опереться на большинство населения - русский народ. Тогда он вернул нашему народу уже практический отнятую у него русскую культуру, сделав не только народную, но и элитарную классическую русскую культуру доступной для трудового народа через лучшую в мире систему образования. И самые выдающиеся образцы культуры государство транслировало в массы через РАДИО, подтягивая народ повыше, в надмирное, духовное!
Радио тогда было в каждой семье, в каждом деревенском доме, и над нашей страной постоянно звучала музыка, народная, классическая, советская. Скажу честно, я, городской ребенок, дитя родителей-шестидесятников, помешанных на западе, не очень любила русскую народную музыку, но когда я выросла, стала работать гидом и начала водить интуристов на фольклор, я вдруг обнаружила, к своему изумлению, что знаю почти все популярные народные песни. А почему? Да потому, что в доме было радио!
Надо вам сказать, что люди той поры любили и умели петь! Мои родители-геологи часто устраивали праздники в нашей коммунальной квартире и приглашали на них человек 20-30 друзей, и они не столько пили, сколько пели! Начинали с популярных советских песен, переходили на народные, потом шли романсы и даже отрывки из опер, а заканчивали смешными студенческими и геологическими песнями. Мои родители могли петь с друзьями всю ночь! Причем, слова, и мелодию знали все! Потому что они все еще наследовали ту великую песенную культуру, которой когда-то славилась Россия!
Потом, в 80-е годы в моде был рок. Самые известные группы были в Питере, и молодежь, как правило, собиралась летом с гитарой у костра и пела. Конечно, не народные песни, но хотя бы русские! Или британско-американский рок. Со словами, правда, был напряг! Ну да ничего, пели, как умели!
Все изменилось в 90-е, когда со смертью СССР умерла и советская культура, и случилось пришествие попсы! Гитары вдруг стали не актуальны! Их заменил магнитофон! Да и петь больше было не нужно! За тебя пел твой любимый исполнитель, умца-умца-умцаца! А на стене потихоньку умирало радио, а с ним и народная, и великая русская классическая музыка. В филармонию тогда ходили только старушки-пенсионерки, а советские песни пели только постаревшие пионерки!
Радио практически умерло в двухтысячные, а на телевидении за последние 10-15 лет расплодились программы-клоны западных шоу, где русская песня, похоже, под запретом. Что в детских, что во взрослых конкурсах, участники, пытающиеся петь на родном, русском языке, немедленно отсеиваются! Ибо, нефиг! Пой на языке хозяина, или молчи!
Сейчас ситуация еще хуже! Молодые люди лет 30-40 уже не могут спеть до конца ни одной русской песни, а их дети музыку вообще не слушают. У наших детей уже нет ни любимой группы, ни любимого исполнителя, они смотрят видосики, где кривляется очередной безголосый клоун, изрыгая нечто нечленораздельное на непонятном языке, смеси английского и нижегородского. В результате, МЫ, как народ уже не можем петь, мало того, мы разучились слушать музыку! Мы стали немы, а значит, это уже не мы! Мы, как русалочка продали свой дивный голос, за длинные ноги, толстые губы и бабло, и теперь нам НЕЧЕГО сказать миру. Мы только можем фальшиво петь с чужого голоса чужие песни о чужом.
Сейчас, в это тяжелое, военное время, ситуация стала резко улучшаться. Похоже, мы вновь, с трудом, начинаем мучительно обретать свой ГОЛОС. Пока это хрипловатый голос нашей воюющей армии, песни солдат, стихи фронтовых поэтов, голоса женщин, ждущих своих любимых домой, ликующий хор ВСЕЙ РОССИИ в песне – Я РУССКИЙ! Это уже прорыв, но его недостаточно, его еще можно заглушить, затоптать, задавить удушающей пошлостью нашей попсы. Ведь враги боятся, что наша песня разбудит дремлющий последние 30 лет РУССКИЙ ДУХ, и РУССКИЕ ПРОСНУТСЯ! Ведь ничто так не поднимает дух народа как МУЗЫКА! Именно поэтому русская народная музыка, русская патриотичная песня находятся под негласным запретом на ТВ и на радио! Неформат, видите ли вы! А формат – это кто? Бузова, Милохин и Моргенштерн? А КТО определяет, что формат, а что неформат? Кто эти люди, вернее, нелюди, душащие душу народа?
Как нам вернуть себе ГОЛОС? Как пробудить душу народа, чтобы она запела? Что делать? Учиться заново петь, сочинять и слушать музыку! Учиться быть русскими!
Писала эту программу 10 лет назад! Ее даже почитали наверху. И – тишина!
Начинать нужно с детских садов! Нам, первым делом, необходима госпрограмма по музыкальному образованию детей в детском саду. Дети проводят в саду, в среднем, три года. Для каждого года должна быть составлена программа тех песен, которые они должны петь наизусть. Первый год – 10 народных песен. Второй год – 10 детских советских песен. Третий год – 10 песен, включающих военные песни, песни о Родине, песни из любимых советских фильмов. Кроме того, необходима подборка фоновой народной музыки для игр и классической музыки для тихого часа. Параллельно с этой программой, дети должны выучить по 10 коротких стихотворений в год, так чтобы придя в школу они уже могли петь 30 песен, знали 30 стихотворений и обладали навыком заучивания информации наизусть, что им очень пригодится в учебе. Кроме того, за год они должны выучить 3-4 народных танца и поставить 2 сказки, в которых они бы показали полученные за полгода навыки танцев, пения и декламации. На уроках рисования дети должны рисовать матрешку, лепить дымковскую игрушку, надевать на праздники национальную одежду, как это принято в Европе и, кстати, на Украине.
Аналогичная программа нужна и в школе. Тогда наш школьник будет заканчивать школу, впитав в себя ВСЮ русскую культурную матрицу, зная до 100 русских песен и стихов, узнавая основные классические музыкальные произведения, любя русскую поэзию, понимая русскую литературу, умея танцевать и выступать на сцене. Тогда мы, наконец, снова обретем свой уникальный русский голос и скажем – «РАБЫ НЕ МЫ! МЫ НЕ РАБЫ!
И тогда МЫ СНОВА БУДЕМ ПЕТЬ И СМЕЯТЬСЯ КАК ДЕТИ! А над страной вновь зазвенит чистый детский голос и споет: Родина слышит, Родина знает …