Есть у меня ряд учебников и учебных пособий по математике для сингапурских школьников. Предлагаю посмотреть, как разбирают у них задачи в началке. Естественно, я перевожу эти задания.
Задача. У Тома 18 апельсинов, а у Мэри 17 апельсинов. Сколько всего апельсинов у ребят?
В учебном пособии предлагают два способа решения.
1 способ. Постройте диаграмму и посчитайте общее число.
Вам может показаться, что это очень примитивный способ решения — простой пересчет. Возражу, дело в том, что в описательной статистике есть такой интересный вид диаграмм, как «стебель – листья». Построенная в учебнике диаграмма по сути ею и является. Есть стебель, ствол, ветка (вертикаль) — имена детей и листья — изображенные яблоки. В такой диаграмме элементы изображаются ровно столько раз, сколько они встречаются.
Кроме того, интересен факт, что детям уже в начальной школе предлагаются задания с диаграммами и используют это понятие при решении текстовых задач, как способ визуализации решения. В российской практике раздел «Диаграммы» рассматривается обособленно.
2 способ. Используйте схему для подсчета общего количества апельсинов.
Во втором способе предлагаются знакомые нам схемы. Но и тут есть нюанс. Второе слагаемое разбивают на разрядные слагаемые, а первое — так, чтобы в оранжевых кружочках получилась в сумме десятка. В российской практике обучения математике все же от первого слагаемого исходим.
Посмотрите как я раскрасила цветом кружочки и равенства (в оригинале такого нет). Это поможет ребятам разобраться с тем, что складывать и как: нужно по цвету соотнести числа на схеме и числа в равенствах.
Если будете объяснять детям вторым способом, обратите их внимание на то, что
1) второе слагаемое нужно разложить на разрядные слагаемые;
2) сумма чисел в оранжевых кружочках должна быть равна 10;
3) складываем числа в зеленых кружочках и прибавляем к результату десятку.