К сожалению, люди по большей части руководствуются в своих действиях импульсивными решениями. Поэтому задачей суверенного государства является так сплотить общество идеологией, чтобы деятельность огромной массы условно самостоятельных личностей складывалась в единый целесообразный культурно-экономический процесс. Его задача – работать с противоречиями между естественно и стихийно возникающими группами, субкультурами и прочими квазисамостоятельными образованиями внутри страны, чтобы конфликты между этими образованиями разрешались конструктивными методами. Когда государство ослабевает или рушится, особо агрессивные из этих образований начинают экспансию каждое за пределы своей нишы и обострять вражду между собой. В случае крушения государства вражда зачастую превращается в открытую войну, и тогда возможны ситуации, когда образование возникает вокруг отдельной личности и некоторое время живёт, вдохновляемое его лозунгами и деятельностью. Как известно, патриотические штампы – лучший способ манипулировать людьми с целью аккумулировать их эмоции и устроить из них, образно говоря, направленный взрыв. В гражданскую войну это проявляется особенно ярко: авантюристы собирают отряды из буйных голов, жаждущих военных успехов, но не отдающих себе отчёт в том, как их деятельность вписывается в общий контекст происходящих в стране – не говоря уже о мире – событий. Естественно, такие эфемерные образования, несмотря на ситуативные, хотя порой и значительные военные успехи, сразу распадаются с гибелью их лидера, поскольку кроме личной его харизмы их ничего не связывает.
Одним из таких авантюристов был М.Г. Дроздовский (1881-1919 гг.). По счастью, далеко за его биографией ходить не надо: современные поклонники белых сами любезно предоставляют фактический материал для разрушения мифа об идейности и патриотизме своих кумиров. А поскольку невольно выболтанная правда – лучшее свидетельство, то остановимся на составленном нашими хрустобулочниками curriculum vitae Дроздовского и на приведённых ими же красноречивых выдержках из его писанины.
Итак, бесстрашный вояка, человек железной воли, не только крутыми мерами, но и собственным примером поддерживавший дисциплину в своём войске, а своим аскетизмом завоевавший сердца простых солдат – тут претензий к нему нет, – Дроздовский выстраивал подобие идеологии сплошными штампами, подобно краткосрочным стимуляторам действующими на сознание определённого типа людей. Тут и «стремление к единой и Великой Руси», тут и Добровольцы, «осенённые трёхцветным знаменем "Всея Руси"», тут и «народная гордость», и стремление «возродить Отечество»; «Возрождение России – вот наш единственный путь» (хотя, это скорее цель, а путь ней надо ещё сформулировать, но это не к Дроздовскому). А в чём, господин Дроздовский, заключается народная гордость России? Современные белые всегда отвечают на этот вопрос своим занудным мычанием про храмы, словно русский народ – это гномики, которые реализуют свою гордость, единственно лишь строя стопиццот храмов. А какой вы видите «Великую Русь»? Как она вписывается в мировую геополитику? – ведь не в пустоте же, в самом деле, она висит, осеняя себя колокольным звоном? Бесполезно мучать белых такими вопросами, это даже негуманно: православие головного мозга обостряется, пытаясь их осмыслить.
Лучше посмотрим на патриотизм Дроздовского в деле. Обращаясь в третьем лице к рядовым бойцам, воюющим на стороне красных, Дроздовский пишет: «Пусть забудут они свой мелкий эгоизм, подчинят свои классовые интересы патриотизму, и мы сумеем тогда забыть, как бы то ни было трудно, все перенесенные оскорбления и все испытанные мучения». То бишь, забудем оскорбления ради общего дела!.. Звучит красиво, и особо неразборчивых даже способно привлечь. Что же в реальности? Тут как раз пригодится невольно выболтанная правда о приоритетах Дроздовского. Так, разногласия его с Деникиным привели к военным неудачам и выговору со стороны Деникина в адрес Дроздовского. И Дроздовский... обиделся и ушёл: «после публичного выговора Дроздовский со своим верным отрядом покинул ряды Добровольческой армии».
Хорош патриот, любитель железной дисциплины: в угоду личным амбициям дезертирует с целым отрядом из армии, которая якобы бьётся за Возрождение Единой и Великой России. Ведь патриотизм заключается в том, чтобы писать определённые слова с заглавных букв, а не бороться за общее дело вопреки всем разногласиям.
«Смешно искать объединения Руси поддержкой большевизма» – говорит Дроздовский, по-видимому, с гримасой стендапера. Какой он большой шутник, мы ещё увидим дальше. Здесь же скажем, что именно большевизм по итогам гражданской войны воспрепятствовал расчленению России и помог ей не только выстоять при следующем ударе мирового капитала – во Второй мировой войне, – но и своей геополитической деятельностью сформировать себе союзников по всему миру – и в Африке, и в Латинской Америке, и на Ближнем и Дальнем Востоке. Именно благодаря наличию этих союзников Россия до сих пор не расчленена в новой активной фазе геополитической игры, которая стала возможна лишь после крушения СССР. И именно большевики дали идеологию, которая так сильно сплотила общество, поскольку смогли объяснить массам экономическое, культурное и мировоззренческое в целом содержание понятия Родина. Родиной для советского человека стал не затхлый подвал церковки с золотым куполом, а Россия, которая шла в авангарде мирового идейного развития. И советские люди гордились тем, что их страна активно участвует в рождении справедливого миропорядка.
Господа белые, критикуйте какие-то аспекты внутри- и внешнеполитической советской деятельности – здравомыслящие люди не являются адептами секты СССР, не носятся с его образом как с образом рая на земле, а признают его сильные и слабые стороны и выслушают вас. Но критикуйте предметно – а не цитируйте без всякого смысла слова различных авантюристов, способных лишь во славу своих амбиций махать шашкой и блюсти свою офицерскую честь.
«У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили» – искромётно шутил Дроздовский, этот достойный предшественник Петросяна, говоря о своей политической программе. Когда не понимаешь экономической подоплёки общественных процессов, но очень хочется привлечь людей и погеройствовать, остаётся только шутить. А геройство сие, заканчивающееся гибелью, успевает внести свою лепту в поддержание смуты в стране.
В общественном микромире белые вполне могут исполнять роль вируса-спутника, держащего иммунную систему организма в тонусе, или же микрофлоры кишечника, позволяющей ему расщеплять определённого рода смыслы. Но чрезмерное содержание что того, что другого – болезнь, могущая стать тяжёлой или даже смертельной.
Для подавляющего большинства лидеров белого движения среднего пошиба Родина начиналась с громких слов, а заканчивалась со строгими выговорами, коих их хвалёная офицерская честь стерпеть не могла
ТГ-канал Мясорубка на Реверсе