Найти тему
Петр Власов

Уланы наполеоновских войн (01). Польские уланы

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДИСЛОВИЕ: работу над статьей о польских уланах Наполеона я начал давно, но никак не мог ее завершить: в очередной раз «сломав мозг» на загадках и противоречиях информации из разных источников, зачастую не совпадающих с иллюстративным материалом, я бросал работу, чтобы окончательно не свихнуться. И в том не вина авторов книг: поляки наполеоновской армии сами так запутали дело, что в нем даже «со стаканом» вряд ли разберешься. Нагромождение уланских полков Легионов Вистулы, частично «перетекавших» в польские уланские полки французского подчинения, да еще и уланы подчинения Герцогству Варшавскому… Все они зачастую отличались друг от друга только цветом выпушек. А «в довесок» - чуть ли не каждый год менявшиеся у поляков регламенты; и это при том, что даже рядовые (чего уж говорить об офицерах!) по собственной прихоти, из-за «наплевательского» отношения к дисциплине, постоянно нарушали установки очередного регламента… Вся эта «аморфная», неустойчивая и противоречивая информация запутает кого угодно. Наверное, я бы так и не опубликовал эту статью (а без нее глупо начинать цикл об уланах, так как именно поляки – родоначальники этого вида кавалерии); но читатели в комментах напоминают: «Когда про улан?». И, в конце концов, я решил начать публикацию в том виде, в каком получилось: кому тема вообще не известна, хоть такая принесет пользу, а кто лучше меня разобрался в вопросе – дополнит или поправит меня в комментариях…

Уланы — род европейской регулярной кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Главным оружием улан являлась пика, а отличительным атрибутом формы был высокий четырехугольный головной убор (так называемая «уланка»). Впервые уланы как род регулярной европейской кавалерии появились в XVIII веке в Речи Посполитой (объединенном польско-литовском государстве). Само слово «Улан» заимствовано поляками из тюркского языка. В улусах Золотой Орды «огланами» (буквально: «сын», «юноша») назывались члены семьи Чингисхана из линий, не восходивших на престол. Кроме того, в монгольском языке есть еще слово «Улаан» - «Красный», обозначающее понятия «героический», «воинственный», «шустрый».

Как же слово «улан» прижилось в Польше? С XIV века на военную службу в Великое княжество Литовское стали поступать многочисленные ордынские татары, которые и принесли с собой в Европу слово «улаан». Причем среди нанимавшихся на службу было довольно много «огланов» - представителей татарских аристократических родов, потомков Чингисхана. И с первой половины XVIII века формировавшиеся в Речи Посполитой из этих воинов татарские полки начали называться уланскими. Причем известна даже точная дата появления первого уланского полка – 1716 год. Ротмистр Александр Улан – потомок «огланов», титул которых со временем трансформировался в фамилию этого рода, настолько ожесточенно и беспощадно сражался с противниками короля, что Август III, оценив верность Александра Улана, весь его иррегулярный полк, состоявший из 8 хоругвей (400 человек), перевел в 1716 году в регулярную польскую армию под названием Уланского. Получив «официальную прописку», эта часть стала исполнять функции королевской гвардии.

Польские кавалеристы XVIII века
Польские кавалеристы XVIII века

На протяжении всего 18-го века популярность улан в Речи Посполитой постоянно росла, и к периоду наполеоновских войн уланские полки составляли уже основную часть польской кавалерии (из 16 кавалерийских полков герцогства Варшавского. воевавших в 1812 г против России, 10 полков были уланскими).

Армейские уланские полки Великого Княжества Варшавского

Польские уланские полки в Великой Армии Наполеона были двух видов: числившиеся в составе французской армии, и числившиеся в составе войска Великого княжества Варшавского. И те, и другие носили форму польского образца, и в качестве основного оружия использовали пики; однако их снабжение и денежное содержание исходили из разных источников. То же касалось и подчинения: «чисто польские» части подчинялись военному министру Великого княжества Варшавского князю Юзефу Понятовскому; «французские» же польские полки – командованию французской армии (об этих полках речь пойдет в следующей статье).

В 1812 г. в составе кавалерии Варшавского княжества числилось 10 уланских полков (2-й, 3-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 11-й, 12-й, 15-й и 16-й); все они приняли участие в походе в Россию. Каждый полк состоял из 4 строевых эскадронов (всего 983 человека) и 1 запасного эскадрона. 1-я рота 1-го эскадрона являлась элитной: в неё направлялись самые заслуженные ветераны - перевод в элитную роту считался награждением. Элитная рота была резервом командира полка и вводилась в бой в переломные моменты сражения.

Хотя основная масса польских частей при походе в Россию входила в состав V-го пехотного корпуса, которым командовал дивизионный генерал князь Юзеф Антон Понятовский, улан в этом корпусе было мало: только 12-й уланский полк, числившийся в 19-й конной бригаде генерала Тышкевича. Кроме него еще только один польский уланский полк (9-й) находился в составе пехотного корпуса – он действовал в интересах I-го пехотного корпуса маршала Даву. Большинство же польских улан были распределены между французскими кавалерийскими корпусами (при сохранении главного подчинения Понятовскому). Так, 2-й, 7-й, 11-й уланские полки 28-й легкой бригады генерала Дзевановского и 3-й, 15-й, 16-й уланские полки 29-й легкой бригады генерала Казимира Typнo входили в состав IV-го резервного кавалерийского корпуса французского генерала Латур-Мобура. А в I-м резервном кавалерийском корпусе генерала Нансути находилась 15-я легкая польская бригада генерала Немоевского, состоявшая из 6-го и 8-го польских уланских полков. Таково было распределение частей на момент вторжения в Россию; в ходе же боевых действий польские уланские полки в случае необходимости перебрасывались в другие корпуса. Все польские кавалерийские части активно участвовали в сражениях, отличаясь как беззаветной храбростью в бою, так и жесточайшими мародерством и насилием в захваченных селениях и городах.

В ходе боевых действий Наполеон попытался при помощи поляков сформировать еще 5 уланских полков из жителей «освобожденной из-под власти России» Литвы. Однако оснащение и обучение этих частей заняло много времени, а при отступлении французов из Москвы вновь сформированные литовские части просто исчезли. Информации об активном участии литовских улан французской армии в боевых действиях против русских мне найти не удалось...

Отступление французской армии и огромные потери в боях, от голода и холода, привели к тому, что численность всех воинских подразделений значительно сократилась. Не миновали этого и кавалерийские части: так, число польских уланских полков сократилась до 5 (сохранились только 2-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й уланские полки). В каждом теперь было не более 4 неполных эскадронов – запасные эскадроны исчезли, передав своих людей на пополнение строевых рот. Теперь численность уланского полка в лучшем случае едва достигала 700 человек, да и этот состав от боя к бою сокращался. Еще хуже обстояло дело с лошадьми, которых катастрофически не хватало. Тем не менее, поляки упрямо сопротивлялись, оставшись, по сути, единственными верными союзниками французского императора. Упорство, с которым поляки сражались против русских, привело к тому, что к окончанию наполеоновской эпопеи польских улан в живых почти совсем не осталось…

Форма польских армейских уланских полков

Согласно регламенту 1810 года польские уланы носили характерные для поляков четырехугольные черные шапки-уланки, увенчаные черными султанами. Их двубортные куртки с лацканами и панталоны были синими, пуговицы – латунные, эполеты - белые. Прикладные цвета на воротниках, лацканах и отворотах фалд соответствовали утвержденным регламентом для каждого полка.

Уланы элитных рот выделялись красными эполетами и красными султанами; вместо уланской шапки элитные уланы могли носить меховую гусарскую шапку или кивер со шлыком. Офицеры имели позолоченные пуговицы и эполеты золоченого шитья по французскому образцу; их султаны были белыми. Трубачи носили белые шапки-уланки или белые меховые шапки и белые куртки; они ездили на серых лошадях. Трубы были латунные.

Пики улан у наконечника венчались флюгерками – небольшими цветными флажками с двумя косицами. Известные расцветки польских флюгерков пик приводятся в источниках как красный над белым для 2-го, 3-го, 15-го и 16-го полков, с синим треугольником между цветами у полков с 7-го по 12-й, и синим над белым у формировавшихся литовских полков (с 17-го по 21-й). Цвета 6-го польского уланского полка точно не известны но, вероятно, он имел флюгерки с красным верхом и белым низом.

Краткая история польских уланских полков

2-й уланский полк

-3

Командир – мне не известен. 2-й уланский имел боевой опыт кампании 1809 года, где он сражался под Ражанью (19.04.1809) и Краковом (14.07.1809). В русской кампании полк состоял в IV-м кавалерийском корпусе французского генерала Латур-Мобура, участвовал в бою под Миром (10.07.1812) и Борисовым (21.11.1812). В 1813 году 2-й польский уланский полк сражался при Денневице (6.09.1813) и Лейпциге (16-19.10.1813). Форма: стандартный синий уланский мундир; воротник и обшлага - пунцовые с белой выпушкой, лацканы и отвороты фалд - синие с желтой выпушкой, лампасы - желтые.

3-й польский уланский полк

-4

Командир - полковник Радзиминский. Полк еще до вторжения в Россию участвовал в кампании 1809 года. Во время войны 1812 года 3-й уланский состоял в IV-м кавалерийском корпусе генерала Латур-Мобура; участвовал в бою под Миром (10.07.1812), а затем в Бородинской битве (7.09.1812). После изгнания из России 3-й польский уланский полк сражался в Лейпцигской битве (16-19.10.1813). Форма: стандартный синий уланский мундир; воротник - красный с белой выпушкой, обшлага - красные, лацканы и отвороты фалд - синие с белой выпушкой, лампасы - желтые.

6-й польский уланский полк

-5

Командир - майор Сухоржевский. 6-й уланский - старейший из польских армейских уланских полков наполеоновской эпохи: впервые отметился еще в сражении под Фридландом (14.06.1807), затем – в сражении у Ражани (19.04.1809). Во время русской кампании 6-й польский уланский воевал в составе I-го французского кавалерийского корпуса генерала Нансути, и особо отличился в битве при Бородино (7.09.1812). В 1813 году переведенный в IVкавалерийский корпус 6-й уланский полк сражался под Лейпцигом (16-19.10.1813). Форма: стандартная; воротник - белый с красной выпушкой, лацканы и отвороты фалд - синие с красной выпушкой, лампасы - красные. В описаниях этого полка неясность с обшлагами: по одним источникам они красные с белой выпушкой, по другим – синие с красной выпушкой.

7-й польский уланский полк

-6

Командир – мне не известен. 7-й уланский являлся молодым полком, сформированным накануне вторжения в Россию. В русской кампании полк участвовал в составе IV-го кавалерийского корпуса генерала Латур-Мобура; уланы этого полка сражались под Миром (10.07.1812) и Борисовым (21.11.1812). Однако отступление французов из России стало гибельным для 7-го уланского, который растаял в русских снегах. Немногие выжившие влились в сохранившиеся польские полки. Форма: стандартная; воротник и обшлага - желтые с пунцовой выпушкой, лацканы и отвороты фалд синие с пунцовой выпушкой, лампасы желтые.

8-й польский уланский полк

-7

Командир - полковник князь Михаил Радзивилл. 8-й уланский еще не имел боевого опыта. В Россию он вторгся в составе I-го кавалерийского корпуса генерала Нансути, участвовал в битве при Бородино (7.09.1812). В 1813 году сильно поредевший 8-й уланский полк уже в составе IV кавалерийского корпуса сражался в Лейпцигской битве (16-19.10.1813). Форма: стандартная; воротник и обшлага пунцовые, лацканы и отвороты фалд - синие с пунцовой выпушкой, лампасы - пунцовые.

9-й польский уланский полк

-8

Командир - полковник Пржишиховский. Полк тоже до войны с Россией не имел боевого опыта. В русской кампании 9-й уланский участвовал в составе I-го пехотного корпуса маршала Даву, занимаясь разведкой и охранением; особо отличился в битве при Бородино (7.09.1812). В 1813 году уланы 9-го польского полка почти год защищали осажденный Данциг (16.01 – 29.11.1813), после падения крепости оставшихся в живых поляков распустили по домам. Форма: стандартная; воротник - пунцовый с синей выпушкой, обшлага, лацканы и отвороты фалд - синие с белой выпушкой, лампасы - пунцовые.

11-й польский уланский полк

-9

Командир - полковник Потоцкий; еще один новый полк, сформированный накануне русской кампании. В Россию вторгся в составе IV-го кавалерийского корпуса генерала Латур-Мобура; впервые полк принял бой под Миром (10.07.1812), затем сражался при Бородино (7.09.1812). 11-й уланский прекратил свое существование в ходе отступления французов из России. Форма: стандартная; воротник - красный с белой выпушкой, лацканы, отвороты фалд и лампасы - красные.

12-й польский уланский полк

-10

Командир - полковник Ржичевский. Полк входил в корпусную кавалерию V-го (польского) пехотного корпуса генерала Иосифа Понятовского, в интересах которого вел разведку и нес боевое охранение. Особо отличился в сражениях при Бородино (7.09.1812) и Винково (18.10.1812). К концу русской кампании полк был совершенно уничтожен; немногие оставшиеся в живых вступили в сохранившиеся полки. Форма: стандартная; воротник - красный с белой выпушкой; обшлага, лацканы и отвороты фалд - синие с белой выпушкой, лампас - красный.

15-й польский уланский полк

-11

Командир – мне неизвестен; тоже полк, сформированный накануне русской кампании. В Россию он вошел вместе с IV-м кавалерийским корпусом генерала Латур-Мобура и принял свой первый бой под Миром (10.07.1812). О дальнейшей боевой биографии 15-го уланского у меня сведений нет, но точно известно, что зимой 1812-1813 гг. полк из России так и не вышел. Форма: стандарт; воротник, обшлага, лацканы и отвороты фалд - красные с белой выпушкой, лампасы – красные с белой выпушкой посередине.

16-й польский уланский полк

-12

Командир - полковник Тарновский. Молодой полк, вступивший в Россию вместе с IV-м кавалерийском корпусом Латур-Мобура. Боевое крещение уланы 16-го полка получили под Миром (10.07.1812), впоследствии полк участвовал в бою при Бородино (7.09.1812). В ходе отступления французов из России полк фактически перестал существовать. Форма: стандартная; воротник и обшлага – красные; лацканы и отвороты фалд - синие с красной выпушкой, лампасы - красные.

Литовские уланские полки

О боевых делах литовских уланских формированиях, создававшихся французами в 1812 году, информации практически нет – похоже, при переходе русской армии в наступление завербовавшиеся на службу Наполеону литовские уланы предпочли просто разбежаться… По форме, утвержденной для так и не вступивших в бой литовских улан, информация скудная и противоречивая; ее образцы приведены на рисунке ниже.

-13

Приведенные выше описания полковых мундиров польских улан относятся к регламенту 1810 года. Однако у поляков этот регламент нарушался еще чаще, чем в традиционно игнорировавшей предписанную форму французской армии. Одной из причин был недостаток средств: все польские части формировались в условиях непрерывных боевых действий и крайнего истощения ресурсов молодого государства. Поэтому польским солдатам зачастую приходилось вооружаться тем оружием, что попало им в руки, и носить ту форму, какая имелась в наличии. Из-за этого даже цвет мундиров зачастую не соответствовал стандартному польскому синему - многим уланам приходилось шить себе форму из трофейного зеленого или белого сукна, а вооружаться добытым в бою прусским, австрийским или русским оружием (нехватка в польских полках даже основного – холодного - оружия доходила до 50 процентов!). При переформировании понесших потери полков, влившиеся в них выжившие солдаты погибших частей продолжали носить мундиры с полковыми расцветками уже не существующих полков. Немалую роль в нарушении единообразия экипировки играла так же и низкая дисциплинированность, царившая в польских частях. Даже рядовой состав постоянно нарушал установки регламента; причем зачастую по собственной прихоти, из-за «наплевательского» отношения к распоряжениям начальства. Из тщеславия и страсти к украшательству нижние чины покупали за вой счет и пристегивали к шапкам офицерские чешуйчатые подбородочные ремни, а порой прикрепляли к шапкам даже офицерские кокарды. Некоторые нижние чины вместо положенных им белых эполет обзаводились желтыми. И т.д., и т.п. И это – рядовые! Что уж говорить про офицеров… Многие из них в нарушение регламента носили не уставные синие, а красные панталоны с неуставными же белыми лампасами, а то и вовсе надевали гусарские чикчиры, и заводили себе шапки не армейского, а гвардейского образца. Про сплошь расшитые за свой счет золочеными галунами мундиры, про сабли всех возможных и невозможных типов, заказывавшиеся командным составом индивидуально, уже и говорить не приходится. Офицеры имели самые различные варианты как предписанной, так и неуставной формы, и это разнообразие еще больше усугублялось диктуемыми изменчивой модой способами ношения мундиров и оружия. Например, пожилые офицеры носили сабельные портупеи «по старинке» - на бедрах, а молодые, следуя стилю ампир, диктовавшему высокую талию, застегивали портупеи чуть ли не под мышками, спуская саму саблю на длинных ремнях до колена.

Нельзя не отметить и несоответствующее регламентам разнообразие головных уборов в отборных ротах уланских полков - едва ли не в каждой части существовала своя, неповторимая шапка. А форма трубачей улан вообще не вписывалась ни в какую систему. В общем, и командиры, и рядовые польские кавалеристы массово занимались «художественным творчеством», экспериментируя над своим внешним видом почти независимо от регламентов. Установленные приказом образцы трактовались ими более чем вольно, и в результате полки польских улан имели довольно пестрый вид.

Список других статей канала, посвященных наполеоновской эпохе, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.