Найти в Дзене
Изян

Византийская Архитектура

Оглавление

Архитектура Византийской империи (4-15 века н.э.) продолжала свои ранние римские традиции, но архитекторы также добавили новые структуры к своему и без того внушительному репертуару, в частности, улучшили крепостные стены и купольные церкви. Кроме того, гораздо больше внимания уделялось интерьерам зданий, а не их экстерьеру. Христианство повлияло на такие события, как преобразование светской базилики в великолепную церковь с впечатляющим куполообразным потолком. Византийские здания, в целом, продолжали использовать классические порядки, но стали более эклектичными и нерегулярными, возможно, первоначально потому, что старые языческие здания использовались в качестве карьеров для получения эклектичных каменных кусков для новых построек. Этот акцент на функции над формой является особым аспектом византийской архитектуры, в которой сочетаются влияния Ближнего Востока с богатым римским и греческим архитектурным наследием. Византийская архитектура продолжала влиять на православную христианскую архитектуру, и поэтому ее до сих пор можно увидеть в церквях по всему миру.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Византийская церковь Святых Апостолов в Афинах. Построен в c. 1000 г. н.э., это типичная модель византийской церкви, копируемая повсюду по всей Империи.
Византийская церковь Святых Апостолов в Афинах. Построен в c. 1000 г. н.э., это типичная модель византийской церкви, копируемая повсюду по всей Империи.

Римская Архитектура

Поскольку Византия была восточной половиной Римской империи в ранний период ее существования, неудивительно, что римские традиции продолжались как в архитектуре, так и в других аспектах культуры. Византийские городские районы характеризовались убедительными свидетельствами градостроительства, большими открытыми пространствами для коммерческого и общественного использования, широкими регулярными улицами (большинство из которых были мощеными, а важные имели портики) и использованием общественных памятников, таких как статуи важных деятелей. и монументальные арки и городские ворота. Основные общественные услуги, предоставляемые ипподромом, амфитеатром и общественными банями, все еще существовали, но некоторые здания римской эпохи вышли из употребления, в частности, спортивный зал и стадион для легкой атлетики, а со временем и театр, где исполнялись непристойные пантомимы. там встретил неодобрение церкви. Когда эти здания, и особенно языческие храмы, вышли из употребления, их материалы были использованы повторно, что привело к появлению новых построек с эклектичным сочетанием колонн и капителей внутри одной структуры, что в конечном итоге стало определяющей чертой византийских зданий, а также строгим от единообразия классических зданий отказались.

Римские виллы с частными внутренними дворами продолжали оставаться резервом богатых, в то время как более бедные члены общества жили в простых многоэтажных зданиях (insulae), где первые этажи часто использовались под магазины и таверны. Однако большая часть населения имела доступ к проточной воде, фонтанам и дренажным системам благодаря хорошо спланированной системе труб, акведуков и цистерн.

Архитекторы и материалы

Строительством византийских зданий руководили два специалиста: более редкий и возвышенный механикос (или механопойос), своего рода инженер-математик, и архитектон, мастер-строитель. Тот или другой из этих деятелей руководил большой группой мастеров, владеющих каменной кладкой, столярными работами, росписью стен и изготовлением мозаики. Как и в случае с византийскими художниками, архитекторы обычно были анонимными, и очень немногие из них были названы в честь VI века нашей эры. Если в проекте строительства участвовало императорское здание или церковь, то в нем участвовали император или епископ, а в случае частных спонсоров они тоже имели право голоса в том, как здание будет выглядеть после завершения. Дизайнерские чертежи, похоже, следовали установленным правилам и были схематичными, что указывает на значительную импровизацию на месте.

Пегас, мифический крылатый божественный жеребец, был выдающимся существом в греческой мифологии. Эта мраморная капитель изображает Пегаса. Первая половина VI века нашей эры. Возможно, из Кафизмы, Ипподрома, Султанахмета, на территории современной Турции. (Музей археологии, Стамбул, Турция).
Пегас, мифический крылатый божественный жеребец, был выдающимся существом в греческой мифологии. Эта мраморная капитель изображает Пегаса. Первая половина VI века нашей эры. Возможно, из Кафизмы, Ипподрома, Султанахмета, на территории современной Турции. (Музей археологии, Стамбул, Турция).

Как и римские архитекторы, византийцы использовали кирпич для строительства многих зданий, и он стал основным элементом конструкции. Немного больше, чем римские кирпичи, те, которые использовались в Константинополе, например, были квадратными и имели длину до 38 см (15 дюймов) по каждой стороне и высоту до 6,5 см (2,5 дюйма). Кирпичи использовались для создания стен путем укладки двух граней и заливки между ними щебня и раствора. Раствор готовили из извести, песка и толченого кирпича или гальки. Иногда через всю стену проходит укрепляющий слой, выполненный целиком из кирпича. В отличие от римских стен, в византийской версии не использовалось бетонное (пуццолановое) ядро, и поэтому, если облицовка повредилась, то, в конечном итоге, повредилось и ядро. Еще одно отличие заключается в том, что византийские строители использовали гораздо более толстый слой раствора между кирпичами, вероятно, в целях экономии, поскольку тогда требовалось меньше кирпичей. К сожалению, последствием этого является то, что по мере высыхания раствора он деформируется, и многие византийские здания деформируются или даже частично разрушаются. Кирпичи также использовались для строительства куполов, арок и сводов, причем часто тогда использовались кирпичи вдвое большего стандартного размера.

Альтернативой кирпичу были тесаные каменные блоки, которые были более популярны в восточной половине Византийской империи. Некоторые здания, особенно в VI веке нашей эры, объединяли эти два здания и имели нижнюю часть из кирпича, а верхнюю часть из каменных блоков. Эти материалы и их использование в византийских зданиях оставались практически неизменными вплоть до 14 века нашей эры. Мрамор, дорогой материал, обычно использовался для изготовления колонн, капителей, карнизов, архитравов и декоративных элементов, таких как дверные рамы, оконные решетки и мощение.

Некоторые фасады зданий были оштукатурены, но это было нечасто. Гораздо больше внимания уделялось интерьерам зданий, где обычно все стены были покрыты штукатуркой, лепниной, тонкими мраморными бляшками, картинами и мозаикой. Императорские здания и важные базилики получили больше мрамора, чем где-либо еще, причем наиболее распространенным был проконнесский мрамор с острова Проконнес в Мраморном море. Престиж цветного мрамора продолжился в западно-римской традиции, поэтому его импортировали из таких мест, как Египет и Фригия. Кровля в церквях и домах чаще всего делалась из дерева.


Церкви

Начиная с Константина I (годы правления 306–337 гг. н. э.) в IV веке н. э., повсюду строились церкви, чтобы продвигать новую христианскую религию и навязывать имперскую власть повсюду, от столицы до Иерусалима. Другой мотивацией для строительства церквей и святынь (мартирий) было отметить места, имеющие значение для христианской истории и ее святых, могилы святых и мучеников или их мощи, а также места, где мог обитать знаменитый подвижник. Таким образом, церкви от Фессалоники до Антиохии сами по себе стали центрами паломничества. Многие небольшие церкви и скромные часовни были построены для обслуживания небольших общин. Другие постройки, тесно связанные с церковью, особенно базилики, представляли собой баптистерий, обычно восьмиугольной формы, а иногда и мавзолей основателя церкви и его потомков, резиденцию епископа, склады, административные помещения, возможно, храм с могилой святой и бани.

Схема одной из лучших сохранившихся византийских базилик, церкви Святой Ирины в Стамбуле (середина VI века н.э., реконструированная в VIII веке н.э.).
Схема одной из лучших сохранившихся византийских базилик, церкви Святой Ирины в Стамбуле (середина VI века н.э., реконструированная в VIII веке н.э.).

Хотя кирпич, камень или смесь того и другого для создания декоративных узоров были материалами, которые чаще всего использовались для византийских церквей, многие из них были просто переоборудованными языческими храмами или другими светскими зданиями. Прекрасным примером является церковь Ротонда в Салониках, вероятно, первоначально предназначавшаяся как мавзолей для императора Галерия и построенная во время его правления в 305–311 годах нашей эры, но преобразованная в церковь в 4–6 веках нашей эры. Во многих других зданиях повторно использовались высококачественные каменные блоки и барабаны колонн построек римской эпохи. Древние капители также использовались повторно, хотя византийцы добавляли более сложные и глубокие резные украшения к своим коринфским капителям и часто добавляли импост (начиная с IV века нашей эры) над самой капителью. Это был простой камень, который давал большую основу, необходимую для поддержки тяжелых арок. Импосты обычно имеют форму трапеции и имеют вырезанную монограмму или крест.

Большинство ранних церквей повторяли дизайн римской базилики — здания, используемого для общественных собраний, особенно для судов и рынков. Длинный зал и деревянная крыша базилики со всех сторон поддерживались колоннами и опорами. Колонны образовывали центральный неф, окруженный со всех сторон проходами. Вокруг первого этажа проходила галерея, а позже на одном или обоих концах появилась апсида. С V века нашей эры церковь-базилика была распространена по всей Византийской империи. К VI веку нашей эры стандартная деревянная крыша уступила место куполообразной крыше в более крупных базиликах. Было разработано множество вариаций дизайна базилик - они могли иметь три, четыре или пять нефов, некоторые из них имеют гораздо более темный интерьер, как в Армении, тогда как другие в Сирии гораздо более монументальны и используют массивные каменные блоки. По всей империи было построено несколько сотен базилик, одна из крупнейших из которых находилась в Лехаионе недалеко от Коринфа. Там базилика Святого Леонида имела длину 110 метров (360 футов) и ширину 30 метров (99 футов). Одной из лучших сохранившихся базилик является церковь Святой Ирины в Стамбуле (середина VI века н.э., реконструированная в VIII веке н.э.).

К 9 веку нашей эры церкви все еще строились в больших количествах, но в меньших масштабах, поскольку городское население уменьшилось и большая базилика больше не была нужна. Теперь церкви нужно было вместить всего около 100 верующих. Официального проекта церкви, навязанного церковной иерархией, не существовало, но крест-квадратный план стал наиболее распространенным: купол был построен на четырех опорных арках с использованием подвесок - изогнутых треугольных форм, чтобы преодолеть зазор между соседними арками и преобразовать квадратное основание. в круговой. Квадратное основание здания затем разветвлялось на ниши, которые сами могли иметь полукупольный или полный купол. Еще одна общая черта — центральная апсида с двумя боковыми апсидами в восточном конце церкви.

Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле. Он был построен в 532-537 годах н.э. во время правления Юстиниана I на месте двух более скромных версий, датируемых IV веком нашей эры.
Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле. Он был построен в 532-537 годах н.э. во время правления Юстиниана I на месте двух более скромных версий, датируемых IV веком нашей эры.

Со временем центральный купол стал подниматься все выше на многоугольном барабане, который в некоторых храмах настолько высок, что имеет вид башни. Прекрасным примером этого стиля, а также узорчатой кирпичной кладки, является церковь Апостолов начала XIV века нашей эры в Салониках. Таким образом, купол стал впечатляющим изображением небес и был украшен соответствующим образом, причем там очень часто рисовали изображение Иисуса Христа. Кроме того, структурная необходимость четырех арок, поддерживающих купол, создала план этажа в форме креста, еще одного мощного символа назначения здания. Церкви такого типа строились по всей Византийской империи, и, в частности, в Греции до сих пор сохранилось множество прекрасных примеров в Афинах, Салониках, Мистре и на многих островах.

Собор Святой Софии

Самая большая, самая важная и до сих пор самая известная византийская церковь, да и любое другое здание, — это Константинопольский собор Святой Софии, посвященный святой мудрости (hagia sophia) Бога. Он был построен в 532–537 гг. н.э. во время правления Юстиниана I (годы правления 527–565 гг. н.э.) на месте двух более скромных версий, датируемых 4 веком н.э. Здание уникально и никогда не могло сравниться ни по размеру, ни по дизайну ни с одним последующим византийским зданием (хотя оно и стало образцом для османских мечетей 16 века нашей эры). Его базовая прямоугольная форма имеет размеры 74,6 х 69,7 метра (245 х 229 футов). Его огромный куполообразный потолок находится на высоте 55 метров над полом и опирается на четыре массивные арки с четырьмя поддерживающими подвесками. Это было впечатляющее достижение, и Юстиниан хвастался, что ему удалось превзойти Соломона, но все это было слишком хорошо, чтобы быть правдой, и купол рухнул в 558 году нашей эры, а его трещины катастрофически усугубились двумя землетрясениями. Была сделана замена - структурно более сильный ребристый и крутой купол диаметром 31,8 метра - который сохранился до сих пор (несмотря на частичное обрушение в 989 и 1346 годах нашей эры). Собор Святой Софии был самой большой церковью в мире до 16 века нашей эры и одной из самых украшенных множеством блестящих мозаик и настенных росписей, которые до сих пор восхищают посетителей.


Монастыри

Места, специально предназначенные для монашеских общин, появились с IV века нашей эры. Обычно они образовывали небольшие деревни, окруженные высокой стеной по периметру и включавшие отдельно стоящую церковь, трапезную для совместной еды, бани, библиотеку, мастерские, жилые помещения и иногда гостиницу для паломников. Монастыри могли строиться и в городах; К середине VI века нашей эры Константинополь мог похвастаться 30 городами. Многие византийские монастыри используются до сих пор, а гора Афон (начиная с 9-го века нашей эры) в Греции является одним из впечатляющих мест. Еще одним прекрасным примером является хорошо сохранившийся монастырь Святой Екатерины середины VI века нашей эры на горе Синай в Египте.

Монастырь Святой Екатерины, гора Синай, Египет. Он был основан Юстинианом I в середине VI века нашей эры.
Монастырь Святой Екатерины, гора Синай, Египет. Он был основан Юстинианом I в середине VI века нашей эры.

Мосты

Мосты, как и в ранние римские времена, были важными связующими звеньями византийской системы дорог и акведуков. Прекрасный образец VI века нашей эры сохранился над рекой Сангариус (Сакарья) в Турции. Построенный из больших тесаных блоков, он простирается на 428 метров (469 ярдов) и включает в себя семь арок, каждая длиной около 23 метров (75 футов). Когда-то на мосту были монументальные ворота высотой 10 метров (33 фута). Пример одноарочного моста можно увидеть возле Элязыга, восточная Турция. Опять же датируемый VI веком, он возвышается на 10 метров над рекой и простирается на 17 метров (56 футов).

Укрепления

В IV веке нашей эры возросла угроза со стороны тех культур, которые соседствовали с обеими половинами Римской империи. Император Константин I начал процесс улучшения защиты Константинополя с расширения морских дамб и строительства новой сухопутной стены через полуостров, на котором стояла столица. Чтобы увеличить пространство внутри городских укреплений, Феодосий II (годы правления 408–450 гг. н.э.) построил вторую, более крупную стену, которая стала известна как Стены Феодосия. Линия из трех стен с защитным рвом, третья стена была самой массивной: толщиной 5 метров, высотой 12 метров и имела 96 выступающих башен. Каждая башня располагалась на расстоянии около 70 метров друг от друга и достигала высоты 20 метров. Эти стены, построенные из кирпича и известняка, будут защищать величайший город Средневековья более 800 лет.

В VI веке нашей эры был реализован масштабный проект строительства фортов, стен и башен, чтобы лучше защитить наиболее уязвимые участки границ империи (которые были практически повсюду от Месопотамии до Балкан). Многие римские укрепления регулярно поддерживались, например, в Никее на северо-западе Анатолии, где стены города ремонтировались в 8, 9 и 13 веках нашей эры. Некоторые из этих укреплений сохранились в хорошем состоянии и сегодня, например, в Зенобии (Халабие) на Евфрате.

Башня и часть Феодосийских стен Константинополя, построенная ок. 413 г. н.э.
Башня и часть Феодосийских стен Константинополя, построенная ок. 413 г. н.э.

Корпус

От византийской внутренней архитектуры сохранилось очень мало остатков. Большинство домашних домов было построено из дерева и сырцового кирпича, но более состоятельные домовладельцы использовали камень. Виллы продолжали строиться по римскому образцу до VI века нашей эры, а после этого наблюдается тенденция к созданию домов меньшего размера, даже если некоторые большие дома неправильной формы все же продолжали строиться, иногда с балконами на втором этаже. В большинстве домов не было проточной воды, но в лучших городских домах обычно были собственные туалеты с выгребной ямой. У византийцев была особая привычка украшать унылые здания тонкими шелками и драпировками. Картины, особенно иконы, были еще одним источником украшения.

Города продолжали снабжаться водой через акведуки (римские еще использовались и регулярно ремонтировались) и цистерны. Одним из самых впечатляющих достижений византийской архитектуры, которое можно увидеть и сегодня, являются подземные цистерны Стамбула с сотнями колонн, поддерживающих арочные и куполообразные потолки. Лучшими примерами являются цистерны Джере-батан Серай и Бин-бир-Дерек, построенные в V и VI веках нашей эры.


Наследие

Влияние византийской архитектуры распространялось посредством завоеваний и подражаний. Константинополь на протяжении веков был столицей христианства, и христианские правители повсюду стремились завоевать престиж его славных зданий в своих городах. Так, например, базилика Святого Марка в Венеции XI века н.э. копировала византийскую модель, которой к тому времени было уже 500 лет. Русские князья были так же впечатлены и построили православные церкви в византийском стиле. Даже те места, которые имели сильную архитектурную традицию, такие как Армения и Грузия, впитали в себя элементы византийской архитектуры. Кроме того, было само духовенство, которое копировало сложившуюся византийскую планировку церквей и монастырей и обеспечивало их выживание даже после того, как Византийская империя уже давно рухнула. Сотни церквей были разрушены во время завоевания Империи, многие из них были превращены в мечети, но сохранилось достаточно, чтобы раскрыть амбиции византийских архитекторов и их спонсоров. Кроме того, в местах, куда вернулось христианство, были проведены реставрации, и многие византийские здания все еще используются сегодня от Корфу до Синая.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник