А все взрослые?...
Мы теоретически уверены, что все люди разные.
Мы по-разному смотрим на жизнь, выбираем разные профессии, увлекаемся разными хобби... и продолжаем меняться в течение жизни...
Нет одинаковых людей, нет одинаковых детей.
Одни усидчивые и спокойные, другие шустрые и эмоциональные, третьи медленные и упрямые, четвёртые...
Они вступают в жизнь с разным багажом предрасположенностей, здоровьем, восприятием.
Никого не удивляет, что одни ребята лучше воспринимают информацию через зрение, другие — на слух, третьим нужно потрогать, понюхать...
Но в обучении детей мы этот момент почему-то напрочь игнорируем и учим их всех одинаково, по одному на всех заведённому порядку, в основном "с губ на ухо", как говорил Н.А.Зайцев, и в одном для всех темпе как в школе, так и в группах подготовки к школе.
Давайте посмотрим, что это за порядок, каким образом происходит традиционное обучение чтению дошкольников и первоклассников:
1. Родители старшего поколения занимаются с внучатами с помощью проверенного временем способа через обучение буквам. Это совсем несложно, особенно по картинкам. И многие малыши бойко называют все увиденные вокруг буквы, чем умиляют окружающих взрослых.
Но знание букв не даёт автоматического умения читать.
И наступает момент, когда взрослые начинают переучивать с букв на звуки и "слоги", сильно озадачивая детишек, т.к. буковки давно и прочно ассоциируются с картинками, по которым их учили, и с теми названиями, что при этом слышали от взрослых.
Вывеска "ПОЧТА" при перечислении всех букв превращается в "ПЭОЧЕТЭА", а "ДИКСИ" — В "ДЭИКЭСЭИ"...
Значит, пора переучиваться. Срочно забывать картинки и название букв и переходить к слиянию. Это отдельные танцы с бубном.
Особые сложности вызывают слияния с йотированными гласными (+ И) и с Ь, которые "смягчают" согласные: СЫН и СИНЬ, ТЭН и ТЕНЬ..., т.е. изменяют до неузнаваемости.
Дальше, наконец, распрощавшись с образом картинок в буквах и их называнием и поняв принцип слияния (на самом деле, просто запомнив склады), мы начинаем формировать из них слова, в которых стал проглядывать их смысл. Сначала короткие, затем подлиннее и вот уже любые слова и даже предложения...
Знакомо? Древний, нелёгкий, но такой привычный способ...
Нравится ли это детям? Безусловно! Ведь с ними занимается любимый взрослый. Они стараются изо всех сил, чтобы порадовать близкого человека. Поэтому принимают как должное "несусветицу" с их точки зрения, что за буквой Е нарисован енот, хотя при озвучивании соответствующий букве Е звук отсутствует, а перед картинкой с буквой О почему-то нарисованы очки...
Эти "мелочи" (с точки зрения взрослых) тянут за собой гарантированную, почти неисправимую, безграмотность в будущем, поскольку диагностировать источник проблем невозможно.
2. Второй способ сейчас входит в обязательную программу подготовки к школе и начальных классов. Задача её — "развитие фонематического слуха" детей через акцентирование внимания детей на звучании слов. Ребята составляют схемы слов, закрашивая клеточки определёнными цветами. Т.о. дети, не умея читать, на слух определяют характеристику звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий).
После того, как дети выяснили, что [ЙОЖЫК] — это 5 звуков и 4 буквы, слово ЁЖИК написать грамотно будет невозможно! И никакие ЖИ-ШИ и разделение Ё на Й+О не помогут.
А слово ДОЧЬ [ДОЧ'] — с Ь или нет? Из подсознания выплывает образ со схемы [ДОЧ'], который был усвоен ещё до приобретение навыка чтения, и ни квадратные скобки, ни информация о III склонении существительного (и прочие бла-бла...) положения уже не спасают..., поскольку образ не даст задуматься, а мышечная и зрительная память сработает быстрее.
Как вам нравится анализ слова ПЕНЁК — [П'ИН'ОК]?
Скажи́те, вы действительно произно́сите это слово именно так, как показано в квадратных скобках?!
О вреде этого подхода подробно рассказывает известный психолог Людмила Аполлоновна Ясюкова. Вы можете набрать в поисковике её имя, если ещё не слышали о ней, и посмотреть видео её лекций и публикации.
3. И, наконец, обучение чтению "по-зайцевски".
Тезисно его суть:
* Главное, что стои́т за методикой, — это, как ни странно, отказ от обучения чтению. Мы не обучаем, мы формируем систематизированное информационное пространство и... весело с ним взаимодействуем! Приобретаемые навыки беглого и осмысленного чтения и грамотное письмо из цели переходят в разряд гарантированных "побочных эффектов" радостного времяпрепровождения.
* Знания не даются, а показываются в системе. Классификация букв, первоначальные правила и грамотное написание уже заложены в наглядный материал. Фиксации в подсознании НЕграмотного образа написания слов не происходит.
* Методика Зайцева предполагает возможность подойти к знаниям и навыкам с той стороны, с какой это будет удобно самому ребёнку (см. следующую статью), и тогда, когда появится интерес к играм с пособиями. А он появляется моментально...
Здесь нет раннего обучения, здесь есть СВОЕВРЕМЕННОЕ развитие, т.е. у каждого в своё время, что в среднем происходит гораздо раньше, чем это предписано традиционной программой.
* Чтение ("превращение символов в звуки") и письмо ("превращение звуков в символы") неразрывны. Чтение следует ЗА письмом, а не наоборот.
* Мы создаём игровое пространство, в котором дети с разным восприятием имеют возможность научиться читать с наиболее удобной для каждого стороны и делать это в своём природном темпе, не ускоряясь и, что не менее важно, не замедляясь в познании окружающего.
* Наименьшей элементарной, линейной, неделимой фонетической единицей является склад (единое мускульное усилие), что на письме обозначается одной-двумя буквами. Он является первоначальной основой речи, не делится ни на отдельные буквы, ни на звуки, во всяком случае, в начале обучения чтению...
Как дети учатся читать?
Окончание...