К 1691 году Трансильвания наслаждалась веком мира благодаря легендарному герою Кристоферу Белмонту, охотнику на вампиров, который сто лет назад победил графа Дракулу с помощью священного кнута под названием "Убийца вампиров". Жители трансильванской деревни праздновали свою удачу пасхальным торжеством в честь воскресения Иисуса Христа, но каждые сто лет сила Иисуса ослабевала, и сердца людей чернели, когда они жаждали хаоса и разрушения. В это время они стремились воскресить графа Дракулу, чтобы он мог распространить хаос и разорение по всему миру. Пока пасхальное торжество продолжалось с великим карнавалом, злые люди собрались в монастыре на краю деревни и провели чёрную мессу для воскрешения графа Дракулы.
Люди добились успеха в возвращении своего хозяина. Молнии окутали монастырь, где они проводили обряд, сигнализируя о воскрешении графа Дракулы. И граф вернулся, его замок, который рухнул ровно сто лет назад, вновь появился в Трансильвании, и его легионы преданных слуг вновь восстали.
Саймон Белмонт, потомок Кристофера Белмонта, знал, что как член клана Белмонтов и нынешний владелец кнута "Убийца вампиров", он должен восстановить мир и стабильность в Трансильвании, уничтожив Дракулу. Говорили, что с каждым воскрешением граф становился все сильнее, но Саймон не дрогнул и продолжил борьбу. Он взял тот самый кнут, которым Кристофер убил Дракулу сто лет назад, и вошел в замок в одиночку. Саймон доказал себя могучим охотником на вампиров, преодолевая монстров и ловушки замка Дракулы и, в конце концов, уничтожит древнее зло…
Castlevania (или как мы ее тогда называли - Кастельвания) — это серия видеоигр в жанре экшн-приключений с элементами ужаса, созданная и разработанная компанией Konami. Она сосредоточена на семье Белмонтов, клане охотников за вампирами, и их, казалось бы, вечной борьбе против самого Тёмного Лорда, графа Дракулы.
Серия дебютировала в Японии с выходом игры "Демонический замок Дракула" (яп. 悪魔城ドラキュラ "Акумадзё Доракюра") для систем Famicom Disk System (FDS) и MSX2 в 1986 году. Хотя порт для MSX2 (который был локализован в Европе и Бразилии под названием "Vampire Killer") был первым выпущен за пределами Японии, серия не получила мирового внимания до тех пор, пока версия для FDS не была перенесена на картриджи для Nintendo Entertainment System и локализована для выпуска в Северной Америке и Европе под названием "Castlevania" в 1987 году. С тех пор серия стала вехой в игровой индустрии, так как была одной из первых видеоигр с готической ужасающей сюжетной линией, в то же время отказавшись от несерьезных элементов похожих игр того времени, таких как "Ghosts 'n Goblins".
Серия "Castlevania" является одной из самых известных франшиз Konami и увидела выпуск игр для таких консолей, как Nintendo Entertainment System, Super Nintendo Entertainment System, Sega Mega Drive, PC Engine, Sony PlayStation, Sega Saturn, Nintendo 64, PlayStation 2 и 3, Xbox и Xbox 360 игровой консоли Nintendo Wii, а так же ряд переизданий для актуальных консолей. Несколько игр франшизы также были выпущены для портативных игровых консолей, включая Game Boy, Game Boy Advance и Nintendo DS, а также для различных персональных компьютерных платформ.
Главные герои
Саймон Белмонт — 22-летний охотник на вампиров и потомок Кристофера Белмонта, легендарного героя, который убил графа Дракулу в 1591 году. Когда семейный враг вновь воскрес в результате черной мессы, проведенной группой оккультистов, Саймон берет таинственный кнут, переданный ему от отца, и отправляется запечатать зловещего вампира обратно на следующие 100 лет.
Кстати, в соответствии с заявлением руководителя режиссёра трех игр Castlevania для Famicom, Хитоси Акамацу, выбор кнута в качестве основного оружия Саймона является отсылкой к Индиане Джонсу. А изначально планировалось, что Саймона будут звать Питер Данте.
Дракула, Князь Тьмы. В последний раз, когда он был возвращён в мир, все покрылось тьмой, но его амбиции были разрушены, когда Кристофер Белмонт отправился победить его. Мир вернулся в деревню Трансильвании на сто лет, но когда ровно сто лет спустя сила Христа ослабла, сердца людей стали чёрными, моля о воскрешении графа Дракулы. Он проживает на самом верхнем этаже замка, в ожидании прибытия представителя клана Белмонтов.
Изначально он был человеком по имени Матиас Кронквист, который после смерти своей первой жены погрузился в безумие и стал бессмертным вампиром благодаря силам Кровавого камня. С помощью своих тёмных сил он создал армию существ и свою крепость — Кастлванию. Начиная с XI века, клан Бельмонтов выступал в противовес Дракуле, и легендарные воины противостояли ему каждый раз, когда он возвращался из мёртвых. В конечном итоге он был окончательно уничтожен в 1999 году последним потомком клана Бельмонтов.
Игровой процесс
Castlevania состоит из шести линейных этапов с боссом в конце каждого этапа. Этапы представляют собой различные зоны ветхого замка Дракулы, а враги обычно взяты из литературы ужасов, мифов и фильмов. Castlevania — это экшен-платформер с акцентом на точность и тайминг. Игроки начинают игру с четырьмя жизнями и пятью Сердцами. На этих этапах есть ямы и другие ловушки, которые приводят к мгновенному поражению. Многие враги попытаются использовать это, так как Саймон отбрасывается назад, когда получает удар. По мере продвижения игроков дальше по игре, враги будут наносить больший урон, в конечном итоге до точки, когда Саймон будет побежден после четырех ударов.
Основное оружие Саймона — его кнут "Убийца вампиров". "Убийца вампиров" может быть улучшен для повышения силы атаки и длины. Улучшения и предметы находятся путем ударов по канделябрам или убийства врагов. Помимо кнута, Саймон использует вспомогательное оружие, которое имеет различные эффекты, такие как бумеранг (Крест), который Саймон бросает прямо вперед и который пересекает весь экран, прежде чем вернуться и пройти мимо точки, откуда он был брошен, и Песочные часы, которые на короткое время останавливают движение врагов. Использование вспомогательного оружия стоит Сердец. Саймон может нести только одно вспомогательное оружие за раз.
Игроки награждаются очками за убийство врагов и прохождение этапа. Количество очков, получаемых в конце этапа, зависит от того, насколько быстро он был завершен. Дополнительные жизни можно заработать, набрав достаточное количество очков.
После прохождения игры игроки возвращаются на первый этап, сохраняя своё оружие и счет. Однако теперь они сталкиваются с более сильными врагами. Игроки часто называли это "вторым квестом" или "сложным режимом".
Краткий обзор уровней
1 блок - Вторжение в замок
Этап начинается снаружи замка; факелы можно ударить кнутом, чтобы усилить кнут Саймона Белмонта, "Убийцу вампиров". Следующий экран — это длинный главный зал с истрепанными занавесями, где на Саймона нападают Зомби, Летучие мыши и Чёрные Леопарды. После достижения непреодолимой стены необходимо спуститься в зону, наполненную водой, где обитают Рыболюди. Эта подземная пещера ведёт на другую сторону стены. Наконец, входят в другой длинный зал, похожий на первую часть этапа, с теми же врагами.
Босс - Фантомная Летучая Мышь
Перемещается по экрану и время от времени пикирует, чтобы атаковать Саймона. Простая стратегия — использовать Топор и Двойной Выстрел, которые можно найти, разбив основание лестницы. Чтобы не быть загнанным в угол, старайтесь оставаться в середине комнаты. Уклоняйтесь от пикирующей атаки, просто перемещаясь влево или вправо. Альтернативный метод — использовать Часы, когда босс находится поблизости. Не забудьте отойти, когда он разморозится, потому что он продолжит атаку, как только сможет снова двигаться.
2 блок - Башня
Первая часть этапа заполнена Чёрными Рыцарями и Летучими Мышами, размещёнными повсюду. Сначала Саймон Белмонт должен взобраться на башню и пробраться влево. Это приводит к длинному залу, где впервые встречаются Головы Медузы. За этим следует область, где Саймон должен совершить несколько прыжков, пока Головы Медузы летят на него. Следующая комната содержит три дробящих поршня. Коридор над этой комнатой снова заполнен бесконечно возрождающимися Головами Медузы.
Босс - Королева Медуза
Хорошая стратегия борьбы с ней — это непрерывная атака с помощью кнута или Бумеранга. Использование Святой Воды в сочетании с Двойным или Тройным выстрелом оглушит её. Часы также эффективны против Медузы.
3 блок - Снаружи
Этап проходит в верхней части замка. Здесь впервые появляются Горбуны, которые прыгают на Саймона Белмонта в начальной части этапа. За этим следуют участки с платформами, где Вороны и Скелеты часто выступают в роли препятствий в стратегически важных местах и мешают прогрессу игрока. В других местах Вороны и Каноны из Драконьих Черепов создают подобные препятствия, а также Скелеты. В последней части этапа необходимо уклоняться от Голов Медуз, пытаясь одновременно победить больше Костяных Столбов.
Босс - Мумия
Это двойные боссы. Они атакуют вас, бросая бинты со своих тел. Используйте Кинжал, Бумеранг или Огненную Бомбу, чтобы остановить их.
4 блок - Подземелье
Саймон Белмонт оказывается на этом этапе после долгого падения в бездну. Ему необходимо пересечь воды, используя плавучие платформы, в то время как Летучие Мыши и Рыболюди пытаются сбить его. Потолок пещеры будет мешать продвижению, так как он опускается низко в некоторых местах, что требует приседать, чтобы не быть сбитым с платформы. После подъёма из пещер на наружную часть замка, Орлы, сбрасывающие Горбунов, будут атаковать. Скелет-Дракон — последнее препятствие перед боссами этапа, Франкенштейном и его горбатым товарищем Игорем.
Босс - Франкенштейн и Игорь
Франкенштейн атакует постепенно, в то время как Игорь прыгает и атакует. Не позволяйте Игорю отвлечь вас своими прыжками. Интенсивная атака Кинжалом или Огненной Бомбой будет эффективной.
5 блок - Главное здание замка Дракулы
Горбуны и кидающие кости Скелеты толпятся вокруг Саймона Белмонта в начале этапа, но после подъема на верхний этаж появляются также Красные Скелеты и Горбуны. В следующей комнате появляются Мужчины с Топорами. Далее следует зона с несколькими инструментами пыток на заднем плане. Здесь также присутствуют Красные Скелеты и Мужчины с Топорами. В следующей зоне встречаются больше Красных Скелетов в сочетании с Драконьими Черепными Пушками. В последнем зале приходится бороться с несколькими Мужчинами с Топорами, в то время как Головы Медузы налетают.
Босс - Мрачный жнец
Очень сильный враг, который бросает серп, летая вокруг. Расположитесь как можно дальше и атакуйте его Бумерангом или Кинжалом.
6 блок - Часовая башня
Финальный этап игры начинается с длинного моста, охраняемого пятью Фантомными Летучими Мышами. Следующие несколько экранов составляют часовую башню, первоначально населённую Скелетами. Глубже внутри необходимо взобраться по нескольким шестерням, атакуемым Орлами, несущими Горбунов. После выхода из башни появится лестница. За ней ожидает финальный босс игры, Дракула.
Босс - Граф Дракула
Последний и самый большой босс. Он находится в высоком месте последнего этапа. Это чрезвычайно опасный враг, который дышит огнём, перемещаясь по комнате с помощью "телепортации". После мы сражаемся с Духом Дракулы - вторая форма. Дракула принимает новую форму после того, как его первая форма побеждена. Эта вторая форма представляет собой огромного демона, обладающего усиленными способностями и новыми атаками.
История создания
Серия лишь отдаленно основана на мифологии романа Брэма Стокера "Дракула". В серии также используются различные монстры из классической литературы ужасов, фильмов, фэнтези и мифологии. Эти монстры служат препятствиями на пути к Дракуле, но редко связаны с сюжетом игры.
Слово "Castlevania" было придумано Эмилем Хайдкампом, в то время старшим вице-президентом американского подразделения Konami, который считал, что японское название игры, переводящееся дословно как "Сатанинский (демонический) замок Дракулы", для западного рынка надо изменить, могли возникнуть вопросы из-за религиозных соображений. Слово "Castlevania" является своего рода каламбуром, предположительно основанным на слове "Трансильвания" (родина Дракулы в популярной культуре); однако "Трансильвания" происходит от латинской фразы "ultra silvam", означающей "за лесом". Таким образом, включение английского слова "castle" (замок) в сочетании с опущением "sil" или "syl" делает "Castlevania" словом без явного смысла.
Тем не менее, если учесть, что второй слог английского слова "castle" ("stle") фонетически похож на "syl" из слова "Трансильвания", слово "Castlevania" можно было бы перевести как "лесной замок" или "замок леса". Хотя это и не является точной характеристикой многих воплощений замка Дракулы в играх, это имеет смысл, учитывая, что все эти замки предположительно находятся в Трансильвании.
"Castlevania" также может означать "замковая деревня", так как суффикс "-vania" означает деревню. Это подтверждается тем фактом, что замок часто окружен деревней, что особенно заметно в игре "Super Castlevania IV".
Музыка
Первый саундтрек серии был создан Кинуё Ямаситой (совместно с Сатое Тэрашимой) и это единственный саундтрек, который она предоставила для серии. Castlevania была как её первый проект, так и первый опыт композиторской работы в Конами. Также это одна из её любимых работ. В титрах она указана как "Джеймс Банана" (James Banana), пародия на имя Джеймса Бернарда, композитора фильма "Дракула" 1958 года.
Среди популярных композиций из этой игры "Vampire Killer", которая стала часто повторяющейся мелодией во всей франшизе, и "Wicked Child".
Региональные вариации и локализация
В Японии серия чаще всего известна как "Демонический замок Дракула". Однако не каждая игра франшизы носила это название. Например, сиквел оригинальной игры "Castlevania II: Simon's Quest" был выпущен в Японии как "Dracula II: Seal of the Curse", первые две игры для Nintendo Game Boy вышли под названием "The Legend of Dracula", а игра, известная в Северной Америке как "Castlevania III: Dracula's Curse", была изначально выпущена в Японии как "The Legend of the Demon Castle". Начиная с выпуска "Castlevania: Harmony of Dissonance" для Game Boy Advance, японские игры на короткое время приняли название "Castlevania". По словам продюсера серии Кодзи Игараши, разработчики выбрали название "Castlevania" как способ включения сценариев, которые не крутятся исключительно вокруг самого Дракулы. Впоследствии, поддавшись огромному спросу фанатов, Konami вернула бренд "Демонический замок Дракула" для японского выпуска "Castlevania: Dawn of Sorrow" (яп. 悪魔城ドラキュラ 蒼月の十字架 "Акумадзё Доракюра Со:гэцу но Дзю:дзика"), что буквально переводится как "Демонический замок Дракула: Латинский крест Голубой Луны".
Серия также известна различиями между японскими и английскими версиями. Все мы естественно играли в английскую версию. Процесс локализации обычно удалял большую часть жестоких и религиозных образов и ссылок, особенно в более ранних выпусках.
Кроме того, английские локализации часто страдали от множества упущений, ошибок и преднамеренных изменений по сравнению с их оригинальными японскими аналогами. Заметные примеры включают неправильно переведенные имена персонажей (Soleiyu Belmont из "Castlevania II: Belmont's Revenge" является неправильным переводом слова "Soleil", по-французски "солнце", и имя протагониста "Castlevania III: Dracula's Curse" было изменено с "Ralph C. Belmondo" на "Trevor Belmont" для английской версии).
Редкие издания
Некоторые игры серии были выпущены очень ограниченными тиражами, по крайней мере в Северной Америке и Европе, и, таким образом, их количество значительно не удовлетворяло спрос. Например, "Castlevania: Harmony of Dissonance" и "Castlevania: Aria of Sorrow" продавались на eBay в два-три раза дороже их первоначальной цены, что привело к выпуску официального "Double Pack", включающего обе игры в начале 2006 года. "Castlevania: Rondo of Blood", которую многие фанаты "Castlevania" считают "Священным Граалем" серии из-за того, что она была выпущена исключительно на японской консоли PC Engine CD, до сих пор легко продается за сумму более ста долларов, как и оригинальная японская версия игры для MSX, "Vampire Killer". Другие редкие издания включают оригинальный ремейк первой игры серии для японского домашнего компьютера Sharp X68000. "Rondo of Blood" недавно была перевыпущена и для PSP (на одном диске с 2.5D ремейком), так и в виде неизменного порта для загрузки на Wii как один из титулов Virtual Console, хотя это и не уменьшает редкость оригинала.
Кинематографические отсылки
Castlevania известна тем, что черпает вдохновение из старых фильмов ужасов, снятых примерно в первой половине 20-го века. Враги и боссы иногда берутся непосредственно из этих фильмов, как Монстр Франкенштейна и Дракула, в то время как другие основаны на иконах фильмов ужасов, таких как мумии и призраки.
Явная атмосфера классического ужаса дополнительно подчеркивается показом начального экрана в виде кинопленки и добавлением поддельных титров в конце игры.
Одним из фильмов, вдохновивших на включение персонажа Дракулы, был "Ужас Дракулы" (1958). Имена режиссёра Теренса Фишера и актёра Кристофера Ли пародируются в игре.
Оригинальный фильм "Дракула" (1931) с Бела Лугоши также, вероятно, послужил источником вдохновения, поскольку как фильм, так и Castlevania разворачиваются в Трансильвании, в то время как версия 1958 года происходит в Клаузенберге. Бела Лугоши также упоминается в титрах, но только как актёр, исполнивший роль Пожинателя, а не Дракулы.
Ещё одной важной отсылкой является присутствие Существа из американского фильма ужасов "Франкенштейн" 1931 года с Борисом Карлоффом. Гленн Стрэндж (который также играл Существо) упоминается в поддельных титрах, но, как и Бела Лугоши, не за свою самую известную роль, а вместо этого играет роль Человека-Рыбы. Монстр сопровождается горбуном Игорем, предположительно исполненным Лоном Чейни, в то время как его сын упоминается как Мумия.
Хотя персонаж Медузы взят из греческой мифологии, у неё также есть соответствующий фильм. А именно, "Горгона" (1964). Однако Горгона, которая появляется, не Медуза, а её сестра Мегера.
Японская книга-игра Castlevania "Дьявольский замок Дракулы: Битва Старого Замка" продвигает кинематографическое вдохновение ещё дальше. В книге-игре снимается фильм в замке Дракулы потомком Саймона Бельмонта в 1950-х годах. Один из поддельных актёров, упомянутых в титрах игры, Кристофер Би, также играет свою роль.
Экранизация
В ноябре 2005 года появились новости о фильме "Castlevania". Компания Crystal Sky Pictures приобрела права на киноадаптацию "Castlevania" у Konami, и в качестве режиссера был объявлен британский кинематографист Пол У. С. Андерсон. Состав актеров не был объявлен, и начало производства ожидалось в середине 2006 года. Однако проект в итоге был отменен. После первоначального объявления проект пережил несколько задержек и изменений в составе производственной команды, а полномасштабное производство так и не началось. В конце концов права вернулись обратно компании Konami, и фильм был отложен на неопределенный срок. Концепция адаптации "Castlevania" была реализована только в 2017 году, когда на Netflix вышел анимационный сериал. Первый сезон сериала, основанного на игре "Castlevania III: Dracula's Curse". Второй сезон был подтвержден вскоре после выпуска первого. Всего вышло 4 сезона сериала, а 28 сентября 2023 года вышло продолжение "Castlevania: Nocturne".
Кстати, постер к первому сезону сериала на Netflix четко отсылает нас к оригинальному постеру игры 1987 года.
Как и обещал в начале статьи, вот она та самая картина 1972 года "Norseman" Фрэнка Фразетты, которая и послужила прообразом обложки к игре Castlevania.
Заключение
"Castlevania" 1987 года заслуженно занимает своё почётное место в пантеоне ретро-игр, став не просто классикой жанра, но и культовым феноменом, пережившим не одно десятилетие. Для российских геймеров, воспитанных на суровых реалиях девяностых, когда каждая копия игры становилась ценным сокровищем, "Кастлевания" была и остаётся билетом в детство — во времена, когда простые контуры на экране могли рассказать целую историю, а главный герой, вооруженный только кнутом и смелостью, бросал вызов самим жутким теням ночи. Эта игра — напоминание о том, что настоящая ценность творения не в пикселях или полигонах, а в той неуловимой магии, которая заставляет сердца забиться быстрее при звуках знакомой мелодии, при взгляде на знакомые силуэты врагов, при каждом успешно пройденном испытании. "Castlevania" останется навсегда в сердцах тех, кто умеет ценить настоящие испытания и истинное мастерство, поднимаясь над временными тенденциями и предлагая каждому новому поколению игроков возможность окунуться в мир, где каждое приключение — это искусство, и каждая победа — это легенда.
© Андрей Плотников
Подписывайтесь на канал RGB и ставьте «Лайк», чтобы не пропустить новые статьи.
ретро ретроигры ретро игры rgb ргб видеоигры игры ностальгия денди сега нинтендо dendy sega nintendo nes snes RetroOrigins РетроИстоки Castlevania Dracula Кастельвания