Найти тему
Алексей Мельников

Ленин весной 1918 года

Приближается 7 ноября – годовщина всем известного события, поэтому хочу познакомить читателей с интересными, малоизвестными воспоминаниями Аркадия Бормана «Москва – 1918 (из записок секретного агента в Кремле)».

Фото взято из открытого доступа в Интернете
Фото взято из открытого доступа в Интернете

Опубликованы они были в историко-документальном альманахе «Русское прошлое (книга 1 за 1991 год). К счастью, есть в интернете. То, что было опубликовано, можно прочитать по ссылке.

Начало 90-х было замечательным временем открытия архивов, новых публикаций. Вышло несколько любопытных исторических сборников, к числу которых относится и «Русское прошлое».

Интересно прочитать, что Аркадий Борман (сын известной пушкинистки и члена ЦК кадетской партии Ариадны Тырковой-Вильямс) пишет о Ленине. Его записки были созданы, как сообщают публикаторы, в 20-е годы. К большевикам Аркадий Борман относился отрицательно.

Вот описание комнаты Совнаркома, на заседании которого пришлось побывать автору и некоторых из присутствующих: «Посередине комнаты стоит стол, покрытый зеленым сукном. За ним сидело человек 15-20. Вдоль стен на стульях и скамейках тоже какие-то люди. Нас посадили около окна. Во главе стола сидел Ленин, рядом никого. Сзади у стены Троцкий. На подоконнике полулежал, смотря на залитые вечерним солнцем маковки кремлевских церквей, Чичерин».

Про Чичерина, между прочим, в эмигрантской периодике были опубликованы в 30-е годы интересные воспоминания. Они, вероятно, не очень понравились бы нынешним сторонникам КПРФ. Но это – тема другого разговора.

Но что же, осмотревши комнату, обратим внимание на Ленина.

Вот его описание: «Ленин очень похож на свои многочисленные портреты, выставленные по всему городу. Взгляд человека, который твердо знает, что делает и чего хочет. Хитрые смеющиеся глаза. Он чем-то похож на нашего северного торговца. Скупщика телят или лесного приказчика. От этого сравнения я не мог отделаться всякий раз, что встречался с ним».

Яркий образ и, пожалуй, не совсем отрицательный. Пусть и принижающий «вождя революции».

Любопытен рассказ Бормана о манере Ленина вести заседание: «Ленин ведет заседание очень уверенно. Докладывает повестку, спрашивает мнения присутствующих, а затем, «вняв мнению», диктует секретарю свою формулировку постановления. Рассматривается вопрос о национализации волжского флота. Ленин в курсе всех мелочей управления и взаимоотношения ведомств. По какому-то частному вопросу он спрашивает мнение каждого из членов заседания. Взгляды разделяются. Одни предлагают одно, другие - другое. Внимательно выслушав всех присутствующих, Ленин спокойно диктует секретарю свою резолюцию, совершенно отличную от обоих выслушанных мнений. Никто этому не удивляется. По-видимому, это обычный порядок. С комиссарами Ленин обращается бесцеремонно, недослушивает, обрывает, а иногда еще и прибавляет: «Ну, вы говорите глупости». Никто не думает обижаться. Властвование Ленина признано всеми».

Замечательно эта деловитая бесцеремонность.

Всё это, конечно, личные характеристики, впечатления. Но, тем не менее, они придают колорит сухим историческим фактам. К тому же, необычный взгляд. Противник большевиков рассказывает о своих впечатлениях на заседании Совнаркома (оно происходило задолго до покушения на Ленина Фанни Каплан).

У нас в стране так получается, что немалое число людей, занятых политикой, к истории равнодушно. Не все, конечно. Сужу по личным впечатлениям. Многие не испытывают к ней живого интереса. И совершенно напрасно. Это – школа мысли, учебный класс.

Что касается истории революции, то к ней стоило бы проявить внимание. Несколько лет назад нашими замечательными академическими историками (Константином Морозовым и другими) было проведено несколько круглых столов, посвящённых революции, а также известным историческим деятелям. Это – ценный материал для понимания. В том числе того, что происходит в нашей стране сегодня.

Вот, например, если говорить применительно к теме сегодняшней заметки, круглый стол «Ленин и споры о нем в историческом и в современном общественно-политическом контекстах». Название тяжеловесное, но слушать очень интересно.