Найти тему

Задержка речевого развития у детей. Что это такое ?

Оглавление
Задержка речевого развития (ЗРР) - это отставание от нормы развития речи возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет.

Данное понятие характеризуется несформированностью экспрессивной речи, отсутствием фразовой, связной речи, количественным и качественным недоразвитием словарного запаса.

ЗРР может быть первичной или вторичной. Первичная наблюдается при полной сохранности слуха, зрения и интеллектуальных способностей. Вторичная появляется, как следствие серьезного заболевания ребенка.

фото из сети Интернет
фото из сети Интернет

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития может проявиться у малыша на самых разных этапах психофизиологического созревания. Для каждого периода характерен определенный набор неблагоприятных факторов. Любой из них, в последствии, может привести к проблемам речи.

🔎 Рассмотрим эти периоды:

Пренатальный период

  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксия плода;
  • нарушение формирования головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • врожденная патология органов слуха и речи.

Натальный период

  • родовая травма;
  • обвитие пуповиной;
  • асфиксия или гипоксия во время родов.

Постнатальный период

  • сложные заболевания (муковисцидоз, порок сердца, болезни печени и почек и т.д.);
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
  • черепно-мозговые травмы;
  • сложные заболевания (муковисцидоз, порок сердца, болезни печени и почек и т.д.);
  • недоразвитие зон коры головного мозга;
  • поражение некоторых отделов речевого аппарата;
  • хронические ушные заболевания;
  • нарушения слуха (например, врожденная глухота);
  • нарушения в процессах голосообразования;
  • нервно-психические расстройства.

🔵 Также имеется классификация, где выделяют 2 фактора, которые провоцируют задержку речевого развития:

🔹Органические факторы синдрома ЗРР (были перечислены выше).

🔹 Социально-психологические факторы синдрома ЗРР (педагогическая запущенность, неблагоприятная речевая среда, билингвистическая семья, увлечение гаджетами, психологическая травма, частые госпитализации ребенка).

фото из сети Интернет
фото из сети Интернет

Как заподозрить задержку речевого развития?

1. Изначальные предпосылки к проблемам с речью (недоношенность, родовая травма);

2 . Младенец не гулит и не лепечет, либо делает это редко, произносит однотипные звуки;

3. Сильно ограниченный словарный запас слов;

4. Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;

5. Проблемы с питанием (ребенок часто давится едой, не в состоянии прожевать продукты питания, предпочитает кашеобразную, перетертую еду);

6. Ребенок не понимает обращенную к нему речь; нет реакции на обращение по имени;

7. Замкнутость, отсутствие эмоционального контакта; истерики без особой причины (например, ребенок может биться головой об стену);

Кроме речевых критериев, есть еще и некоторые проявления в поведении, которые могут указывать на задержку в развитии ребенка.

Вот некоторые из них:

🔸 не использует указательный жест после года или же он появляется уже после 3-х лет;

🔸чрезмерно пугается громких звуков и закрывает уши;

🔸разборчив в еде, отдает предпочтение продуктам определенного цвета, консистенции или формы.

🔸ходит на цыпочках;

🔸любит играть в одиночку.

🔴 Важно ! Если Вы подозреваете у малыша задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за помощью к специалистам (педиатр, невролог, логопед).

Всем правильной и красивой речи 🤍

#логопед #задержкаречевогоразвития #ребенокнеговорит #нарушенияречи