Задержка речевого развития (ЗРР) - это отставание от нормы развития речи возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет.
Данное понятие характеризуется несформированностью экспрессивной речи, отсутствием фразовой, связной речи, количественным и качественным недоразвитием словарного запаса.
ЗРР может быть первичной или вторичной. Первичная наблюдается при полной сохранности слуха, зрения и интеллектуальных способностей. Вторичная появляется, как следствие серьезного заболевания ребенка.
Причины задержки речевого развития
Задержка речевого развития может проявиться у малыша на самых разных этапах психофизиологического созревания. Для каждого периода характерен определенный набор неблагоприятных факторов. Любой из них, в последствии, может привести к проблемам речи.
🔎 Рассмотрим эти периоды:
❀ Пренатальный период
- внутриутробные инфекции;
- гипоксия плода;
- нарушение формирования головного мозга;
- гидроцефалия;
- врожденная патология органов слуха и речи.
❀ Натальный период
- родовая травма;
- обвитие пуповиной;
- асфиксия или гипоксия во время родов.
❀ Постнатальный период
- сложные заболевания (муковисцидоз, порок сердца, болезни печени и почек и т.д.);
- нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
- черепно-мозговые травмы;
- сложные заболевания (муковисцидоз, порок сердца, болезни печени и почек и т.д.);
- недоразвитие зон коры головного мозга;
- поражение некоторых отделов речевого аппарата;
- хронические ушные заболевания;
- нарушения слуха (например, врожденная глухота);
- нарушения в процессах голосообразования;
- нервно-психические расстройства.
🔵 Также имеется классификация, где выделяют 2 фактора, которые провоцируют задержку речевого развития:
🔹Органические факторы синдрома ЗРР (были перечислены выше).
🔹 Социально-психологические факторы синдрома ЗРР (педагогическая запущенность, неблагоприятная речевая среда, билингвистическая семья, увлечение гаджетами, психологическая травма, частые госпитализации ребенка).
Как заподозрить задержку речевого развития?
1. Изначальные предпосылки к проблемам с речью (недоношенность, родовая травма);
2 . Младенец не гулит и не лепечет, либо делает это редко, произносит однотипные звуки;
3. Сильно ограниченный словарный запас слов;
4. Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
5. Проблемы с питанием (ребенок часто давится едой, не в состоянии прожевать продукты питания, предпочитает кашеобразную, перетертую еду);
6. Ребенок не понимает обращенную к нему речь; нет реакции на обращение по имени;
7. Замкнутость, отсутствие эмоционального контакта; истерики без особой причины (например, ребенок может биться головой об стену);
Кроме речевых критериев, есть еще и некоторые проявления в поведении, которые могут указывать на задержку в развитии ребенка.
Вот некоторые из них:
🔸 не использует указательный жест после года или же он появляется уже после 3-х лет;
🔸чрезмерно пугается громких звуков и закрывает уши;
🔸разборчив в еде, отдает предпочтение продуктам определенного цвета, консистенции или формы.
🔸ходит на цыпочках;
🔸любит играть в одиночку.
🔴 Важно ! Если Вы подозреваете у малыша задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за помощью к специалистам (педиатр, невролог, логопед).
Всем правильной и красивой речи 🤍
#логопед #задержкаречевогоразвития #ребенокнеговорит #нарушенияречи