Найти в Дзене
Живопись

Любопытная картина Александра Иванова

Иванов А.А., «Явление Христа народу», холст, масло, 540 × 750 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иванов А.А., «Явление Христа народу», холст, масло, 540 × 750 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Хотелось бы поговорить

о любопытной, на мой взгляд, работе многострадальной кисти Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу». О ней говорено столько, что казалось бы, говорить уже и не о чем. Всё бы так, ни будь художник знаком - подчеркну - очень коротко знаком с Гоголем, имевшим весьма оригинальные взгляды на историю Земли в целом, на историю христианства в частности, в представлениях которого теология тесно переплеталась с демонологией, и вся эта скрытая от человека механика получила отражение в его бессмертной поэме «Мёртвые души». Чересчур извилистый и долгий путь, пройденный живописцем от первых эскизов до конечного продукта, а также частично совпадающее с гоголевскими откровениями вероятное прочтение картины дают возможность предполагать, что художник в конце концов проникся взглядами своего товарища по искусству.

Иванов А.А., «Голова Иоанна Крестителя», середина 1840-х, бумага на холсте, масло, 51 x 46,4 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иванов А.А., «Голова Иоанна Крестителя», середина 1840-х, бумага на холсте, масло, 51 x 46,4 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Итак, по официальной версии,

перед нами Креститель, приветствующий Агнца Божьего при Иордане и торжественно указывающий на него своим подопечным. Он же Иоанн Предтеча, призванный спрямить пути Господу и признавший себя недостойным развязать ремень его обуви. Но действительно ли картина представляет собой точную иллюстрацию евангельских событий? Чтобы яснее понималась дальнейшая мысль, позволю себе небольшое отступление, в котором упомяну о специфических отличиях учения Иисуса и учения Иоанна Крестителя. В то время как Предтеча радел за чадолюбие отцов, пытаясь сбить с них жертвенное пламя Авраама, Мессия вёл разговоры о мече, разделяющим брата с братом, сына с отцом и дочь с матерью. На мой взгляд, не может ни возникнуть вопрос: каким образом пропагандой непреходящих семейных ценностей, можно спрямить пути внутрисемейному разделению на основе веры?

Теперь вернёмся к картине

Она делится на две вполне читаемые зоны: зону Крестителя и зону Иисуса, общая граница которых проходит по первой трети. Территория Крестителя кипит жизнью: река, зелень, отличимые от сопредельных владений Мессии тёплые оттенки неба и далей. В правой же части картины глаз упирается в голый камень, дали окутаны голубой холодной дымкой, а на горизонте, как некая абстрактная идея, высятся горы. Это разграничение уже само по себе даёт сравнительную характеристику главных действующих лиц. Двигаем дальше, помня о том, что художник располагал достаточным количеством времени для того, чтобы довести жесты и мимику своих персонажей до однозначной читаемости.

Рассмотрим сперва Крестителя

Нельзя сказать, что он рад гостю — на лице отсутствуют признаки положительных эмоций, крест вздымается навстречу идущему скорее, как ограждающий знак, а оба указательных пальца по македонски направлены на приближающуюся цель — жест нехарактерный для выражения симпатии в культурном обществе.

Иисус

Со своей стороны, Иисус неспешно плывёт иконной поступью, кисти рук смиренно расслаблены — чересчур смиренно, чересчур расслаблены, но скошенные, оценивающие конкурента глаза выдают внутреннюю энергичную работу мысли, не соответствуя внешней пластике. Спустя год, его ученик будет радоваться, что Учитель стал популярнее своего Предтечи — вот такое вот странное соцсоревнование возникло на конвейере, казалось бы, одного цеха. Иисус направляется в самый конец очереди, что должно говорить о его скромности, но, если мы посмотрим, кто в этой очереди крайний, то убедимся, что пришёл Царь Иудейский из узнаваемых итальянских далей вслед за всадниками Рима.

Иванов А.А., «Фигура Христа», между 1833 и 1857
Иванов А.А., «Фигура Христа», между 1833 и 1857
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент

Гоголь

С такой же нескрываемой опаской относится к пришедшему и сам укутанный в порфиру Гоголь, пристроившийся почти в самом хвосте очереди. Оглядываясь на пришедшего, он старается прибиться к пастве Иоанна, а возможно и затеряться в её рядах.

Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент

Гоголь не зря писал под псевдонимом пасичника (пастыря) Рудого Панька, который можно перевести как Красный (кровавый) Господин, а с конкретной исторической привязкой — император Андроник Комнин, создавший в 12-м веке в Константинополе новую религию. Этот же персонаж выведен в поэме о мёртвых душах, как Павеливаныч Чичиков, щеголяющий фраком брусничного цвета. Как бы далеко ни находился Гоголь от Крестителя, но пришёл он раньше Иисуса. И это опять-таки оправдано текстом поэмы, ведь тот, кого мы знаем под именем Гоголя, по его же собственному откровению, существовал во всех пяти Веках владычества Зевса — от серебряного века Коробочки до нашего с Вами железного века имени Плюшкина.

Свита Крестителя

Кое что можно сказать и о свите Крестителя. Мы видим тут ни каких-нибудь евангельских статистов, а самых матёрых апостолов: Иоанн, подающий красноречивый стоп-сигнал Андрею, сам Андрей, его всклокоченный брат Пётр и тот, кого обычно считают скептиком Венедиктом. Может это и Венедикт, но есть одно небольшое НО.

Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент

Иуда Искариот

Как известно из Евангелия, Креститель отрядил к Иисусу трёх своих учеников. Имена двух известны, это Иоанн и Андрей, а вот имя третьего евангелистами упрямо замалчивается — с чего бы? Может с благородной целью не компрометировать того, на чьё авторитетное свидетельство опираются христианские богословы? Смею предположить, что в голубом одеянии, с очами долу изображён милый мой бухгалтер Иуда Искариот.

Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент
Иванов А.А., «Явление Христа народу», фрагмент

Хочу обратить внимание, что вся троица играла ключевые роли в жизни апостольской общины. Иоанн — книжник, молодой и уже уважаемый человек, вхожий и к первосвященнику Каиафе и к его тестю Анне. По версии Гоголя, обучение у Крестителя Иоанн прошёл полностью. Андрей — администратор, лицо особо приближенное, к которому необходимо обращаться, чтобы получить аудиенцию у Сына Божьего. По той же гоголевской версии, самый конец его обучения был прерван внезапной казнью Крестителя. Ну и широко известный своими коммерческими талантами Иуда, которому был доверен денежный ящик. Доверен не сборщику податей Матфею, а именно Иуде. Тому, кто получил официальное распоряжение относительно своей миссии непосредственно от Учителя, причащённый им на этот подвиг хлебом и солью. По мнению евангелистов, вместо того, чтобы тихо и незаметно исчезнуть с денежным ящиком, хранящим пожертвования богатых израильских дам, бухгалтер повёл себя, как Шура Балаганов, позарясь на жалких тридцать серебреников. Через него проходили все поступления в казну, так же как и все отчисления. Проще говоря, Иуда слишком много знал, а потому, отправляясь на задание, не мог ни понимать, что это билет в один конец. Ну а Пётр? А Пётр всегда там, где и его брат Андрей. Если тот привёл Петра за руку к Иисусу, было бы странным, не проделай он того же при встрече с Крестителем.

Раб

Ну и напоследок раб, восседающий точнёхонько на одной вертикали с Мессией, благодаря которому он оказался центром, а возможно и символом, живой человеческой змеи. Чему же он так улыбается - почувствовал скорое избавление? Может быть. А может ему повеяло новым временем, в котором он станет равным среди равных?

Автор: Golos IzZaPechki