Найти тему
Продуктовая кухня

3. Визионер 3. Разработка целей продукта, которые объединяют заинтересованные стороны и команды

Оглавление

В ноябре 2020 года Джефф Сазерленд и Кен Швабер выпустили новую версию руководства по Scrum. Было внесено много изменений, мелких и крупных, и руководство по Scrum было значительно упрощено для поддержки еще большего числа команд и отраслей. Одним из наиболее заметных изменений в этой новой версии стало введение новой концепции - цели продукта:

Цель продукта описывает будущее состояние продукта, которое может служить целью для Scrum-команды для планирования. Цель продукта находится в списке невыполненных работ по продукту. Остальная часть списка невыполненных работ по продукту появляется для определения того, “что” будет соответствовать цели продукта.
Цель продукта - это долгосрочная цель Scrum-команды. Они должны выполнить (или отказаться) от одной цели, прежде чем браться за следующую.

Что важно в этой цели продукта? вы можете задаться вопросом. Концепция постановки целей в управлении продуктом не нова. Это не ново для большинства компаний, верно? Постановка целей для компаний, продуктов, услуг и команд осуществляется различными способами. Такие подходы, как объективные ключевые результаты (OKR), ключевые области достижения результатов (KRA), ключевые показатели эффективности (KPI), управление по целям (MBO) и целенаправленное развитие (GDD), направлены на одно и то же: обеспечить четкую цель, к которой нужно стремиться.

Почему эта концепция введена в новое руководство по Scrum? Что ж, цель Scrum состоит в том, чтобы обеспечить основу для решения сложных проблем, а также для выявления и предоставления ценности в сложных средах. Она стремится создавать ценность в ситуациях, когда неизвестно больше, чем известно. Определение целей, в данном случае целей продукта, служит ступенькой в этой сложной реке. Они помогают вам определить (большой) шаг к вашему видению. Кроме того, цели спринта служат более мелкими шагами к достижению цели вашего продукта. Помните о вакууме в управлении продуктом в главе 8 “Создание и распространение видения продукта”?

Обеспечение соответствия между видением продукта, целью продукта, целью спринта и функциями продукта, которые необходимо реализовать, является важной ответственностью владельца продукта за устранение вакуума в управлении продуктом.

Какова цель продукта?

Цель не всегда предназначена для достижения; иногда она служит просто чем-то, к чему нужно стремиться.
— Брюс Ли

Цели продукта можно рассматривать как следующие цели, которые должны быть достигнуты. Они согласуются с видением и стратегией продукта и обеспечивают фокус и контекст для списка невыполненных работ по продукту.

Цели продукта создают согласованность вокруг общих целей и повышают приверженность Scrum-команды совместному достижению этих целей. Когда цели продукта сообщаются открыто, приверженность Scrum-команды становится прозрачной для остальной части организации, что позволяет согласовывать идеи и инициативы с целями продукта, откладывать эти идеи на потом или отвергать их (пока), говоря "нет".

Другой способ думать о целях продукта заключается в том, что они являются проявлениями продуктовой стратегии. Цели продукта связывают видение продукта с решениями и выявлением ценности, с поставкой и валидацией, как показано на рисунке 10.1.

Рисунок 10.1 Цели продукта находятся на разных уровнях; некоторые из них огромны, другие более достижимы.
Рисунок 10.1 Цели продукта находятся на разных уровнях; некоторые из них огромны, другие более достижимы.

В то время как видение компании часто носит целостный характер и описывает план действий, стратегия компании служит для описания того, как достичь этого с помощью четких целей и задач. Общие вопросы, на которые необходимо ответить с помощью продуктовой стратегии, таковы:

  • как мы собираемся реализовать наше видение?
  • Каковы цели на следующие кварталы?
  • Чего мы стремимся достичь в следующем квартале?
  • Как выглядит успех?

Многие компании используют ту или иную форму норм, KRA или ключевых показателей эффективности для отслеживания прогресса в достижении своих продуктовых и бизнес-целей.
Постановка четких целей для продукта — и наличие одной активной цели для достижения прямо сейчас — обеспечивает измеримое руководство по достижению видения продукта. Если у вашей компании есть только один продукт или услуга, они будут очень похожи. Цель продукта связывает работу над продуктом (как записано в журнале невыполненных работ по продукту) с видением продукта.
В таблице 10.1 приведены некоторые примеры. Обратите внимание, что в хороших примерах представлены конкретные, поддающиеся измерению цели, в то время как плохие примеры расплывчаты и субъективны.

Таблица 10.1 Хорошие и плохие примеры целей продукта
Таблица 10.1 Хорошие и плохие примеры целей продукта

Характеристики отличных целей продукта

Рассматривая цели продукта, которые владельцы продуктов ставят перед собой на практике, мы часто замечаем, что эти цели либо очень размыты, либо недостижимы. Ни пушистые, ни недостижимые цели не помогают достичь великих свершений. Итак, каковы некоторые характеристики, которые делают цель продукта отличной целью продукта?

  • Цели создания отличного продукта определяются четко и передаются прозрачно. Для этого существуют различные методы. Обычно используемые методы включают в себя определение целей продукта SMART или INVEST
SMART - Конкретные, поддающиеся измерению, достижимые, реалистичные и своевременные.
Invest - Независимый, подлежащий обсуждению, Ценный, заслуживающий оценки, Небольшой, поддающийся проверке.
  • Цели продукта выступают в качестве ступеней на пути к видению продукта. Scrum-команды и заинтересованные стороны должны иметь возможность легко видеть, как они взаимодействуют.
  • Цели продукта предпочтительно определяются рынком или потребителем, а не количеством невыполненных работ по продукту. Цели продукта являются результатом реагирования на формирующиеся рыночные условия, а не абстракцией работы. Сначала определите цель продукта, а затем определите работу, которую необходимо выполнить для достижения этой цели, а не наоборот.
  • Цели продукта должны быть амбициозными, но в то же время достижимыми. Именно здесь многие цели OKR сходят с рельсов. Высокие цели (это означает, что компания обычно удовлетворена при достижении 80%) - отличный способ стимулировать рост и привлекать сотрудников, но часто команды просто не видят, как они этого достигают. Убедитесь, что ваши цели могут быть достигнуты.
  • Цели продукта поддаются измерению. Существует множество способов сделать цели измеримыми, а также множество мер и показателей, которые можно отслеживать. Например, система управления, основанная на фактических данных (см. также часть III, “Визионер”), предоставляет отличные показатели для отслеживания. Альтернативные варианты включают пиратские метрики (AARRR) или фреймворковые метрики Google HEART.
AARRR - Приобретение, Активация, удержание, Реферал, Доход.
Google HEART - Счастье, Вовлеченность, Принятие, удержание, Успех в выполнении задачи.
  • Цели для продукта должны быть заказаны. Сначала стремитесь достичь цели А, затем работайте над достижением цели В. Фреймворк Scrum делает еще один шаг вперед и предписывает иметь только одну цель продукта за раз.
  • Цели продукта должны отражать намерение, а не решение. Лучше говорить о проблемах, которые необходимо решить, ценности, которую необходимо обеспечить, или новом состоянии, которого необходимо достичь, чем уточнять, какой объем должен быть достигнут или какую работу необходимо выполнить.

Как создать цели продукта?

Существуют различные способы создания целей для продукта. Если бы вы спросили нас, как это сделать, мы, скорее всего, ответили бы: “Любым способом, который подходит вам и вашему продукту”.

Тем не менее, некоторые вещи хорошо работают для других владельцев продуктов, поэтому они могут хорошо сработать и для вас. Вот несколько советов по созданию целей продукта:

  • Устанавливайте цели продукта вместе со своими клиентами, заинтересованными сторонами и/или командой (ами). Использование коллективных знаний группы никогда никому не повредит. Кроме того, сотрудничество в создании целей создает согласованность, заинтересованность, принятие, а также коммуникацию и понимание целей, которые должны быть достигнуты. Если вам трудно проводить такие сессии (творческие / мозговые штурмы / совместные), то мы рекомендуем вам ознакомиться с Liberating Structures (инструментарием, содержащим методы фасилитации и рабочие структуры) или, что еще лучше, обратиться за поддержкой к своему Scrum-мастеру или Agile-тренеру.
  • Прежде чем говорить о целях продукта, убедитесь, что вы сообщаете и создаете прозрачность в отношении видения продукта. Убедитесь, что у всех людей, участвующих в постановке целей, есть одна и та же Полярная звезда, к которой нужно стремиться.
  • В рамках Scrum нет фиксированного времени для создания целей вашего продукта, в отличие от цели спринта, которая создается, например, во время планирования спринта. Итак, когда вы ставите перед собой цель создания продукта? Что ж, это может произойти в любой момент времени.
  • Вы могли бы совместно обсуждать цели продукта во время работ по доработке. Вы могли бы рассказать о них во время обзора спринта. Фиксированного времени как такового не существует. Однако что могло бы помочь, так это привести цели вашего продукта в соответствие с ежеквартальными бизнес-обзорами (если они у вас есть). Хотя цели могут быть короче или длиннее, имеет смысл поддерживать ритм, позволяющий адаптироваться к изменениям в бизнесе, сохраняя при этом целенаправленную миссию на более длительный период.
  • Сосредоточьте свои обсуждения целей продукта вокруг важных вопросов управления продуктом, таких как "Для кого мы создаем этот продукт?" Какую проблему это решает для них? Какие доказательства у нас есть для этого? Почему нас волнует эта цель или проблема? Какие предположения у нас есть? Как мы будем измерять изменения в поведении нашей целевой аудитории?

Нелегко определить цели создания отличного продукта. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы овладеть навыком постановки целей. При совместном создании целей продукта (особенно с разными группами людей с течением времени) вы можете захотеть использовать подход, основанный на вопросах. Вот несколько примеров вопросов, которые вы могли бы задать соавторам цели вашего продукта::

  • Если у нас в списке невыполненных работ по продукту много позиций, которые не способствуют достижению цели продукта, правильная ли у нас цель продукта?
  • Если у нас не будет другого выпуска после этого, какова была бы цель продукта по поддержке текущего выпуска и приведению его к оптимальному значению?
  • Если бы мы платили за этот продукт своими собственными деньгами, какая цель продукта дала бы нам наибольший шанс вернуть эти деньги?
  • Когда мы достигаем этой цели в отношении продукта, что изменилось или улучшилось с точки зрения клиентов?
  • Выполним ли наименьший объем работы, необходимый для достижения нашей продуктовой цели?
  • Учитывая нашу текущую цель в отношении продукта, можем ли мы снизить вероятность того, что позже откажемся от него?
  • Привлекает ли цель нашего продукта нас и наших клиентов новыми возможностями?
  • Можем ли мы использовать цель продукта, чтобы предотвратить увеличение риска или напрасную трату времени и денег?
  • Учитывая нашу текущую цель в отношении продукта, что указывает на то, что мы должны отказаться от него?

Проверяйте и адаптируйте цели продукта

При разработке продуктов или управлении ими в сложной предметной области, где неизвестного больше, чем известно, обычно трудно определить ”истину". Достижение целей и достижение отличных результатов часто являются результатом открытий и появляющихся закономерностей. Следовательно, цели часто достигаются за счет частых проверок и адаптации прозрачных этапов производства. Итак, вы можете задаться вопросом, это означает, что вы также должны регулярно проверять и адаптировать цель продукта, не так ли?
Ну, и да, и нет. Если цель больше недостижима, от нее можно отказаться и сформулировать новую. Например, из-за изменившихся законов и нормативных актов в Нидерландах Uber больше не мог достигать своей продуктовой цели. Аналогичным образом, если мы обнаружим, что цель была неправильно понята, мы можем уточнить и обновить цель продукта, чтобы добиться лучшего понимания.
В конечном счете, цель продукта - это активная миссия, которую должна выполнить Scrum-команда. Можно было бы ожидать, что Scrum-команда будет привержена цели продукта, поэтому частое ее изменение выбивало бы из колеи и не обеспечило бы особого внимания. Думайте о приверженности цели продукта так же, как вы относились бы к обязательствам в браке. Пересмотр того, что означает обязательство, на полпути обязательно вызовет проблемы.

Наличие нескольких целей продукта: возможен ли такой вариант?

Может ли команда работать над более чем одной целью продукта одновременно? Что ж, возможно. Легко видеть, что одна—единственная команда, преследующая 25 целей в области продукта, обрекла себя на неудачу - как с юмором проиллюстрировано на рисунке 10.2. Эти цели продукта не помогут сфокусироваться, это точно! Однако, если у вас есть несколько команд, работающих над одним и тем же продуктом, это может иметь смысл. В качестве альтернативы вы могли бы рассмотреть возможность объединения всех команд вокруг одной и той же цели продукта. В некоторых обстоятельствах это может помочь быстрее достичь цели или, по крайней мере, быстрее узнать о ней.

Рисунок 10.2 Сосредоточьтесь!
Рисунок 10.2 Сосредоточьтесь!
Рисунок 10.2 Сосредоточьтесь!
Рисунок 10.2 Сосредоточьтесь!

С другой стороны, в руководстве по Scrum четко указано, что вам следует делать, а именно выбирать по одной активной цели продукта за раз. Сосредоточенность и приверженность одной цели часто окупаются, поэтому для одной команды нет смысла ставить несколько целей одновременно. Однако, если у вас несколько команд, вы можете достичь нескольких целей одновременно. Если вы обнаружите, что преследуете несколько целей одновременно, возможно, вам захочется оценить, следует ли их выполнять параллельно или можно выполнять по порядку. В качестве альтернативы подумайте, работаете ли вы над одним продуктом или над несколькими продуктами одновременно. И если вы работаете над несколькими продуктами одновременно, насколько большое внимание вы уделяете командам?