Найти тему
1,5K подписчиков

Короткие встречи, долгие проводы: подборка фильмов ко дню рождения Киры Муратовой

Сегодня Кире Георгиевне Муратовой, выдающемуся режиссеру, могло бы исполниться 89 лет. В честь дня рождения рассказываем о пяти ее фильмах из разных творческих периодов.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Амалия Бабаян:

«Долгие проводы» (1971)

Кадр из фильма «Долгие проводы», 1971, Одесская киностудия
Кадр из фильма «Долгие проводы», 1971, Одесская киностудия

Евгения Васильевна (Зинаида Шарко) в разводе, работает переводчиком в НИИ. Долгое время она посвящала всю себя воспитанию сына Саши (Олег Владимирский). Но Саша подрос, а после летней поездки к отцу решил переехать к нему насовсем. Евгения Васильевна не может порадоваться тому, что в ее жизни наконец-то появится время на себя. Женщина начинает остро ощущать свое одиночество и приближающуюся старость, а общаться с сыном становится все сложнее и сложнее.

«Долгие проводы» были сняты в 1971 году, однако советский зритель увидел картину лишь спустя 15 лет. Драма о взаимоотношениях разведенной женщины и ее рвущегося повзрослеть сына смутила цензоров. При этом они толком не объяснили, что в ней «антисоветского». Они указали лишь на то, что это якобы буржуазно и порочно. Цензорам также не понравилось, что в фильме показаны больницы, кладбища и смерть. Ощущение, будто все эти аргументы не настолько веские, чтобы не допускать картину до премьеры. Сначала Муратову попросили внести правки, затем и вовсе перемонтировать ленту. Режиссер отказалась, и ее уволили, а фильм убрали на полку.

Как вспоминала сама режиссер, люди, посмотревшие «Долгие проводы» после снятия запрета, были разочарованы в картине. Они рассчитывали увидеть там что-то провокационное. «Его ведь не просто так запретили, а за что-то». Но этого «что-то» там не оказалось, и зрители увидели обыкновенную маленькую историю. Многие критики полагают, что именно это, на самом деле, и насторожило цензоров. Муратова сняла фильм не про общество, не про коллектив, а про отдельных людей, которые эгоистичны и не умеют друг с другом разговаривать. Власти обвиняли ее в подражании Западу, не понимая, что советский зритель тоже нуждался в таком кино, своем.

«Астенический синдром» (1989)

Кадр из фильма «Астенический синдром», 1989, Одесская киностудия
Кадр из фильма «Астенический синдром», 1989, Одесская киностудия

Фильм поделен на две части. Первая рассказывает о женщине-враче (Ольга Антонова), похоронившей мужа. Она в глубокой депрессии. Люди кажутся ей неискренними, а жизнь бессмысленной. Ее безразличие к окружающему миру периодически сменяется на вспышки гнева. Она не в силах работать и не желает хотя бы попытаться научиться жить заново; предпочитает этому бесцельно слоняться по улицам. Первая часть заканчивается, и мы узнаем, что это был фильм внутри фильма. Персонажи второй части смотрели его в кинотеатре.

Главным героем второй истории оказывается школьный учитель (Сергей Попов), который страдает от астенического синдрома — он может заснуть в любой момент в любом месте. Мужчина мечтает стать поэтом и издать свою книгу. Но окружение все время напоминают ему, что он не реализовал себя ни в профессии, ни в личной жизни. Неблагожелательность мира только сильнее вгоняет героя в сон.

В советское время у Киры Муратовой постоянно возникали конфликты с цензурой. То сюжет смущал, то киноязык, или все сразу. «Астенический синдром» же снимался в 1989 году, на фоне разваливающегося СССР. Он стал первым в Советском Союзе фильмом, где использовалась ненормативная лексика, потому что уже тогда цензура практически не имела власти над кинематографом. Муратовой впервые удалось полноценно реализовывать свои творческие идеи. И здесь она не просто ставит диагноз обществу, разлагающемуся вместе со страной, а выявляет разновидности этого диагноза.

Как объясняла сама режиссер, она сняла фильм о людях, которые перестали «выносить жизнь». При этом их огорчила не сама жизнь, а невозможность как-то на нее повлиять. Обе части фильма исследуют, что происходит с человеком в таком состоянии. Кто-то впадает в яростную истерику, а кто-то — в беспробудный сон. В этой же связи показательна сцена, объединяющая обе части, — сцена в кинотеатре. Киносеанс завершился, в зал выходит кинокритик с исполнительницей главной роли, чтобы обсудить увиденное со зрителями. Тем временем зрители стремительно удаляются из помещения, не желая вести разговор о важном. Так режиссер показала третий и самый, пожалуй, страшный вид реакции — безразличие.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Даша Бурнашева:

«Короткие встречи» (1967)

Кадр из фильма «Короткие встречи», 1967, Одесская киностудия
Кадр из фильма «Короткие встречи», 1967, Одесская киностудия

Валентина (Кира Муратова) — работница райсовета, деловая и независимая женщина. По крайней мере, она хочет такой казаться. Надя (Нина Русланова) — девушка из деревни, которая приезжает в город и устраивается домработницей в дом Валентины. Она прямая, резкая и честная. Правда, честная не во всем. Кроме жилплощади женщин объединяет любовь к одному мужчине — геологу Максиму (Владимир Высоцкий).

В жизни Вали Максим появляется набегами, короткими встречами. Приезжает, признается в любви, рассуждает о жизни, играет на гитаре, поет, а потом вновь уезжает, оставляя женщину в расстроенных чувствах. Вся жизнь Валентины — ожидание этих встреч. В жизни Нади Максим появился случайно, когда во время одной из своих рабочих экспедиций стал заходить в чайную, где она работала. Одной короткой встречи хватило, чтобы, когда он уехал, Надя отправилась на поиски.

У Муратовой получилась история о том, что со стороны можно казаться цельной личностью, независимой, сильной и деятельной, а внутри сгорать от боли, бесконечного ожидания и неудовлетворенности. История о двух разных путях: оставаться зависимой и жить короткими встречами с тем, с кем у тебя нет будущего, или отпустить, освободиться и идти дальше.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Анастасия Гончарова:

«Настройщик» (2004)

Кадр из фильма «Настройщик», 2004, Пигмалион Продакшн
Кадр из фильма «Настройщик», 2004, Пигмалион Продакшн

Настройщик роялей Андрюша (Георгий Делиев) бессовестно беден и столь же бессовестно влюблен в прекрасную Лину (Рената Литвинова). Стремясь обеспечить все потребности любимой, Андрюша находит так называемую «халтуру» и знакомится с состоятельной вдовой Анной Сергеевной (Алла Демидова) и её лучшей подругой Любой (Нина Русланова). Приятный молодой музыкант и настройщик быстро втирается к ним в доверие и начинает разрабатывать коварный план по собственному обогащению.

Очаровательные герои в черно-белом пространстве фильма не что иное, как маски из древнегреческих пьес, чьи характеры настолько полные и яркие, что никак не повернется язык назвать фильм «блеклым» или «скучным». В «Настройщике» — все на контрастах: «легкомысленные» роли для мастодонтов сцены вроде Демидовой и Руслановой, общая веселость против надвигающегося преступления, вечный конфликт формы и содержания в персонаже Литвиновой и, конечно, блистательный Делиев, сочетающий в себе решительность чувств и постоянные сомнения в способе их «подпитки».

Обаятельный, трогательный балаган с любимыми артистами Муратовой, фразы которых можно разбирать на цитаты.

«Мелодия для шарманки» (2009)

Кадр из фильма «Мелодия для шарманки», 2009, Sota Cinema Group
Кадр из фильма «Мелодия для шарманки», 2009, Sota Cinema Group

Канун Рождества. Брат и сестра по матери Никита и Алена сбегают из интерната в большой город в попытке найти своих отцов. Впереди их ждет приключение, сколь насыщенное, столь же и трагическое, полное равнодушных людей и жестокой стихии.

«Мелодия для шарманки» — фильм-притча, призывающая зрителя скинуть оковы эгоцентризма и личного возвышения и обратить свой взор на обыденность. Камера следит, но не вмешивается, как и не может сочувствующий зритель изменить ничего в судьбе Никиты и Алены. Это своеобразная компиляция из «Девочки со спичками» Х. К. Андерсена и «Мальчика у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, которая трансформируется в кинематографическое исследование природы человека.

Почти святочная история, которую язык не повернется назвать праздничной или сказочной. Герои будто пленники стеклянного шара, который все время трясет капризный ребенок. Отсюда фрагментарность повествования и неожиданные персонажи на пути главных героев. А еще некая «пассивность», ведь нельзя быть хозяином себе, если находишься внутри выдуманного и вневременного микромира.

Как и придуманная Кирой Муратовой Офелия из «Трех историй», режиссер в «Мелодии для шарманки» выносит схожий приговор: «Этой планете я поставила бы ноль». И особенно больно это потому, что за условностями у Муратовой скрыт предельный и потому пугающе узнаваемый реализм.

—----------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!