Зухри пишет следующее:
«Была темная и холодная ночь. Я увидел, как Али бин Хусейн (мир ему) вышел из дома, взяв на плечи некоторое количество еды.
«О, внук Посланник Аллаха (С)! Что происходит, куда ты это несешь?», - спросил он.
Имам (мир ему) ответил ему так: «Эй, Зухри! Я - путник, а это пропитание для моего путешествия. (Чтобы не выйти в путь с пустыми руками и не остаться без пропитания), несу его в безопасное место».
«О, внук Посланник Аллаха (С)! Это мой слуга, разреши, пусть он возьмет мешок и доставит в нужное место», - предложил Зухри.
«Ради Аллаха, я свою ношу понесу сам, ты продолжай свой путь, не вмешивайся в мои дела», - ответил он.
Через несколько дней Зухри встретил имама (мир ему) и сказал ему: «О, внук Посланник Аллаха (С)! Я не увидел никаких признаков путешествия, о котором мы говорили той ночью». В ответ имам ему сказал так: «Я говорил про путешествие в следующий мир, имел ввиду путь к смерти, я готовился к нему».
Через некоторое время имам (мир ему) объяснил, зачем он в ту ночь разносил еду нуждающимся: «Подготовка к смерти заключается в отдалении от запретного и совершении добрый дел»[1].
Вот как он наставлял в вопросе подготовки к следующей жизни: «О, люди! Бойтесь Аллаха, знайте, что вы вернетесь к Нему и в тот день каждый предстанет вместе со своими добрыми и злыми поступками и все захотят, чтобы между ними и его злыми поступками было большое расстояние. Аллах приказал опасаться Его.
Горе тебе, о находящийся в небрежности сын Адама! В то время как от тебя требуется не быть небрежным, и смерть самой высокой скоростью приближается к тебе, она ищет тебя, для нее нет никакой преграды, чтобы поймать тебя.
Твое время почти закончилось, ангел смерти забрал твою душу, и ты остался один в могиле, и душа была тебе вновь возвращена.
Неожиданно, без оповещения к тебе явились два ангела по имени Мункар и Накир, чтобы допросить тебя и подвергнуть тебя суровому испытанию. Знай, что первым они у тебя спросят, какому Господу ты поклоняешься, кто послан к тебе Пророком, в какую религию ты веришь, какую книгу читаешь, за каким имамом ты следуешь и как провел свою жизнь, как ты заработал свое имущество и как его потратил»[2].
Имам Зейн аль-Абидин сказал так: «Сколько есть обманувшихся и впавших в смуту людей, которые каждое утро встречают развлекаясь и со смехом. Они едят, пьют, но даже не знают, что Аллах может подвергнуть их наказанию и из-за этого наказания они могут быть брошены в огонь»[3].
[1] Бихару’л Анвар, т. 46, с. 65
[2] Тухафу’л Укул, с. 503
[3] А’ламу’л Хидайат, т. 4, с. 238
Статья написана используя перевод труда выдающегося исламского ученого современности профессора Хайдара Баша "Имам Зейн аль-Абидин ас-Саджад (ас)". Перевод с турецкого: Арслана Кули.