Найти тему
Реплика от скептика

Зюскинд, П. Парфюмер. – С.-Пб.: Азбука-классика, 2006

Фотография автора
Фотография автора

Ну вот настало время и для обещанной статьи про "Парфюмера". Обещание было здесь:

А сегодня я дочитала первоисточник. И спешу поделиться впечатлениями, которых немного больше, чем слов)))

Первая мысль, которая появляется в голове после прочтения книги: какой изощрённый ум мог создать такое произведение? Как можно было придумать такое? Какие образы роились в голове у автора, когда он создавал своего героя? И, в конце концов, что он хотел сказать миру?
Хотя, на этот последний вопрос, найти ответ, наверное, можно. Но об этом немного позже.
А вот на остальные вопросы ответов мы, скорее всего, не узнаем, потому что сам Патрик Зюскинд (р. 1949) интервью не даёт и ведёт закрытый образ жизни.

Думаю, что роман читали многие, ещё больше тех, кто смотрел фильм по роману, поэтому всё, что я здесь напишу, вряд ли будет спойлером.

Жан-Батист Гренуй вообще не должен был выжить. Его непутёвая мамаша не собиралась его растить. Родила на улице и тут же ушла. Её предыдущие четверо детей родились мёртвыми или полумёртвыми, и она хотела только одного – скорее избавиться от этого нежеланного плода.
Жан-Батист, однако, выжил. В плане здоровья он оказался невообразимо живуч. Но было у него два изъяна. Во-первых, он не имел запаха. Вообще никакого. Может, какой-то сбой в его физиологии случился из-за того, что его мамаша практически не чувствовала никаких запахов, а может, по какой-то другой причине.
А во-вторых, он был эмоционально глух. Его ничего не радовало и ничего не расстраивало. Он, казалось, навсегда глубоко ушёл в себя. Как мне кажется, сейчас такую болезнь называют аутизмом. Но аутизм был классифицирован как болезнь лишь в начале ХХ века, а Гренуй родился в 1738 году.

Но, отняв у ребёнка запах и эмоциональность, природа наградила его уникальным обонянием. Он мало того, что чувствовал все запахи как никто другой, на многие километры, так ещё мог их раскладывать на составляющие части и запоминать. Обоняние в принципе заменило ему и зрение, и слух.
Конечно, с такими уникальными данными ему была уготована прямая дорога в парфюмеры. Он мог создать множество разных прекрасные духов, чем сначала и занялся, пойдя в подмастерья к знаменитому парижскому парфюмеру Бальдини. Набрался опыта, обогатил учителя, но никак не мог разобраться в себе и понять, чего же он хочет сам – уйти подальше от людей, от их вони, или же стать одним из них, таким же, как все, чтобы его тоже любили.

Сначала он пытается уйти от людей, от человеческих запахов. И, кстати, эта часть романа показалась мне наименее логичной и даже лишней, вставной. Он же не был глупым, Гренуй, со своим талантом он мог бы сразу искать своё место в жизни. Но лишь пройдя свой путь аскета, он понял, что хочет жить среди людей, а не в пещере, хочет быть любимым, хочет, чтобы его хотя бы замечали окружающие. А для этого ему надо было заиметь простой человеческий запах.

Но, решив эту несложную для него проблему, он идёт дальше, задумав создать уникальный аромат, аромат, внушающий любовь. Гренуй решил, что таким ароматом могут обладать только юные прекрасные девушки. А как собирать ароматы, как отнять запах у его хозяина, он знал. Так и начался его путь убийцы.

Подробности все, кто читал роман или смотрел фильм, знают, как знают и то, что свои чудодейственные духи создать Греную удалось. Стоило ему нанести на себя хоть каплю своих духов, и все окружающие начинали испытывать к нему, да и друг к другу, чувство влюблённости.

Что же, Гренуй добился своего. Но принесло ли это ему счастье? Стал ли он счастливее от зрелища влюблённых в него и тянущихся к нему людей? Ничуть. Потому что, во-первых, никакие духи не смогли избавить его от душевной пустоты: сам-то он любить по-прежнему не умел. А во-вторых, его духи воздействовали только на физиологию, и получил он по отношению к себе не любовь, а вожделение.

«То, чего он всегда так страстно желал, а именно чтобы его любили другие люди, в момент успеха стало ему невыносимо, ибо сам он не любил их, он их ненавидел. И внезапно он понял, что никогда не найдёт удовлетворения в любви, но лишь в ненависти своей к людям и людей – к себе».

Отвратительного героя создал Зюскинд. Несчастного, ущербного и отвратительного одновременно. И роман «Парфюмер» можно смело ставить на полочку к замечательным произведениям, главные герои которых – отрицательные.
И читать этот роман надо не только из-за парадоксального, невероятного сюжета, но и из-за потрясающе точных, красивых описаний, из-за прекрасного языка и отличного перевода (перевод с немецкого Э.В.Венгеровой). Даже трудно себе представить, что так подробно, так ярко и так зримо можно описать запахи и чувства людей с ними связанные!

«…люди могут закрыть глаза и не видеть величия ужаса, красоты и заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания. С ароматом он войдёт в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей».

А ведь в самом деле, если задуматься: у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Шестое – кинестетику – я не беру.
Так вот, три из них – это физика (зрение, слух, осязание). И лишь обоняние и вкус – это химия! И химия гораздо больше влияет на построение межличностных отношений, чем физика! Потому что химию нельзя отключить.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!